Сегодня, когда сплошь и рядом идет речь о нацио¬нальном возрождении, все больше приходишь к мысли о том, что будущее опреде¬ляется не только решением социальных, экономических и политических проблем, но и возвращением нации к своим нравственным истокам, национальным институтам, т. е. его духовным возрож¬дением. Одним из замечатель¬ных обычаев вайнахов явля¬ется гостеприимство.
•Главная суть института гостепри¬имства - право совершенно незнакомого человека оста¬новиться в качестве гостя в любом доме. Считалось, что каждый приезжий, вне зави¬симости от национальности и вероисповедания, вправе стать гостем в любое время и получить гостеприимство на любой срок. С приемом гостя хозяин автоматически возлагал на себя определен¬ный круг обязательств, т. к. по понятиям горцев, гость - лицо священное.
• Например, счита¬лось большим позором, если хозяин позволит кому-либо причинить гостю зло. Бывало, чтобы избежать такого позора, хозяева брались за оружие и умирали, защи¬щая его.
•Гостем мог стать даже кровный враг, пришедший в дом без обнаженного ору¬жия. В подобном случае npавила не изменялись и хозяин не имел права преследовать своего кровника до ис¬течения трех дней после ухода последнего из его дома. Более того, хозяин обязан был его проводить до безо¬пасного места или передать другому человеку.
•Гость мог быть знако¬мым («юххера») и чужим (« хийра »). Чужим гостем считался тот, кто приходил в село впервые. В таком случае он первым делом приходил на площадь («пхьоъг1а»). Там его приветствова¬ли, и кто-либо из присутст¬вующих приказывал младшим отвести коня в свой дом. Некоторое время гость находился на площади - зна¬комился, принимал участие в беседе, после чего его уводил тот, у кого находился конь гостя.
•Прием гостя в доме тоже сопровождался определенным ритуалом, системой этикетных норм и действий. Так, по традиции у гостя не полагалось спрашивать о це¬ли визита до истечения 3-х дней. Ему должно было пре¬доставлено все самое лучшее в доме. Для этого гостю отводилась специальная ком¬ната в доме, в котором ему должны были оказать самый внимательный и почтитель¬ный уход. Нередко для уве¬селения гостя проводилась специальная - вечеринка с песнями, плясками. В раз¬влечении и отдыхе гостя нередко принимали участие со¬седи - ведь он считался гос¬тем всего села.
•Обычай гостеприимства занимал в жизни вайнахов особое положение по сравне¬нию с другими обычаями, и поэтому в оценке нравствен¬ных качеств мужчины на первое место ставилось его гостеприимство, т. к. счита¬лось, что всякий гость - «посланник божий».
•На гостя тоже возла¬гался определенный круг обязательств, которые зак¬лючались в почтительном и уважительном отношении к принявшим его хозяевам. Так, например, вступая село, если в селе траур, гость обязан был спешиться и вступить в него, ведя ко¬ня на поводу, обязан был выразить свое соболезнова¬ние семье и селу, которых постигло горе. В семье, при¬нявшей его, он должен был вести себя скромно и уважи¬тельно.
•Существование институ¬та гостеприимства являлось, своего рода, гарантом безо¬пасности проезда в незнако¬мых местах, в получении от¬дыха, пищи и т. п. В виду отсутствия государственной защиты жизни и собствен¬ности, данный обычай зани¬мал важное место в жизни горцев.
• Институт гостеприимст¬ва выполнял и социальные функции - общение жителей разных сел, а порой и це¬лых народов.
Вот по таким неписанным законам гор жили наши предки. Именно этот и по¬добные обычаи сыскали им название «французов Кавка¬за. Сумеем ли мы сохранить и возродить эти высоконрав¬ственные принципы? Реаль¬ность наших улиц и площа¬дей вселяет сомнение. А жаль! Без этого неосущест¬вимо чтобы «все флаги в гости были к нам».