Недавно в Грозном издана книга кандидата исторических наук 3. А. Мадаевой «Народные календарные праздники вайнахов», в которойвпервые описываются и анализируются традиционные способы исчисления времени в народные календарные праздники, обычаи и обряды, отразившиеся в культуре вайнахов. Чтобы преодолеть трудности в интерпретации пережиточных явлений, автор сопоставляет этнографические сведения с фольклором, с обычаями и верованиями других, главным образом, кавказских народов, привлекает литературные, архивные данные, связанные с общественными отношениями и идеологией глубокой древности.
Первая глава является как бы введением к описанию календарных обычаев и обрядов, содержит материал по вайнахским традиционным способам исчисления времени. Простейшие календаря (узелки « зарубки). Более сложные календарные системы — лунный, где сутки согласуются с месяцем лунно-солнечная, в которой сутки и месяц согласуются с годом; солнечная, когда согласуются год и сутки. По мере развития производящих форм хозяйства, лунные календаря уступили место лунно-солнечным и солнечным» в которых учитывается система времен года. К наиболее известным солнечным календарям относится древнеегипетский (IV в. до н.э.) Солнечным является и современный международный календарь, в основе которого лежит юлианский (46 г. до н. э.).
Традиционные представления, как «чилла», «бардал 1аззи», «1айб1аьсти къастар», «ц1е-к1ега» и другие автор подвергает серьезному анализу, воспроизводит народные названия месяцев, которые отражают хозяйственные занятия чеченцев и ингушей; например, «мангал бутт» - месяц покоса, «ассар бутт» — месяц прополки и т. д..
Следующие три главы посвящены описанию и, по мере возможности, объяснению автором календарных праздников и связанных с ними обычаев» и обрядов, своими корнями уходящих в древность и отражающих многовековой опыт народа в земледелии и скотоводстве. Применительно к местным условиям, В своих основных чертах они сложились относительно раньше того периода» когда среди вайиахов стали распространяться идея монотеистических религии — христианства и ислама. В силу этого, в них большую роль играет первобытные языческие верования, связанные с обожествлением природы, стихийных сил. А христианство и ислам наложили на них свой отпечаток. Напластование этих религий во многом изменили их реальное содержание, обусловленное хозяйственной деятельностью и отвечающее практическим нуждам народа. Наряду с этим, календарная обрядность древних вайнахов в основном носила магический характер. Их бессилие перед различными природными явлениями, приводившими к гибели урожая, падежу скота и другим народным бедствиям, вызывали к жизни соответствующие магические обряды. Они были связаны с заботой о плодородии полей, приплоде скота.
В календарных праздниках в обрядах 3. А. Мадаева раскрывает духовное богатство чеченцев и ингушей, их лучшие нравственные качества, способствующие психологической разрядке, удовлетворяющие их эстетические потребности, способствующие физическому воспитанию молодежи, развитию народного творчества.
В книге на огромном фактическом материале наглядно продемонстрирована последовательность годового цикла обрядов и праздников, которые определялись ритмами сельскохозяйственного труда вайнахов (здание весенние, летне-осенние праздники). Вырисовывается четкая, картина календарных обычаев чеченцев и ингушей, показаны особенности, присущие разным районам проживания вайнахов.
Рассмотрение всего комплекса праздников и обрядов раскрывает те аспекты протекания времени, которые часто ускользают от внимания современного вайнаха. Умело, показано циклическое чередование сезонов - природных, аграрных и праздничных. Таким образом, значительный интерес представляет то, что 3. А. Мадаева впервые сумела воссоздать годичный цикл календарных праздников, обычаев и обрядов хозяйственных занятий Автором делятся все праздники на зимние, весенние, летне-осенние.
Такие зимние праздники, как праздник зимнего солнцестояния, Новый год, Oг1ой и другие были направлены на успешную подготовку к хозяйственному году. Праздник весеннего равноденствия и выхода плуга, праздник » честь божества Тушоли и Сели и другое были связаны с непосредственным проведением полевых работ должны были способствовать лучшему произрастанию урожая и сохранению скота.
Праздник летнего солнцестояния, обряды вызывания дождя и солнца, праздники, связанные с началом уборки урожая и сенокоса, обычаи и обряды, связанные с животноводческим бытом, были направлены на то, чтобы сохранить посевы сельскохозяйственных культур, обеспечить их вызревание, успешную уборку и т. д,
В книге много конкретных сведений, которые показывают разнообразие магических приемов, в прошлом соблюдавшихся чеченцами и ингушами. Магическими предписаниями и запретами были насыщены действия охотников. К различным магическим средствам прибегали и для защиты домашнего скота от волков, болезней, сглаза. Магические действия, направленные на обеспечение благополучия в доме, в основном были приурочены к Новому году.
Завершается работа главой о новых трудовых праздников в быту вайнахов частично на базе традиционных и принципиально новых элементов возникших в новой советской действительности.