ЧЕЧНЯ. Почетный адвокат РФ, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский выступил с инициативой ввести штрафы для пешеходов, пересекающих проезжую часть в наушниках или с телефоном в руках. Своё предложение он обосновал необходимостью обеспечить равные условия безопасности для всех участников дорожного движения.
По словам Ольшанского, водители уже давно находятся под жёстким контролем: им запрещено разговаривать по телефону за рулём, они обязаны использовать детские автокресла, соблюдать скоростной режим и правила парковки. При этом пешеходы, которые также могут создавать аварийные ситуации, до сих пор практически не несут ответственности за свою рассеянность. «Штраф нужен, поскольку водителей прижали со всех сторон. А для пешеходов при этом нет наказаний», — пояснил эксперт.
Он предложил ввести штраф в размере 2 000 рублей для пешеходов, которые, отвлекаясь на гаджеты, создают аварийные ситуации на дорогах. Такое наказание, по его мнению, станет сдерживающим фактором и заставит людей быть внимательнее. Контроль за нарушениями можно осуществлять с помощью камер видеофиксации, которые уже активно используются в крупных городах, а также силами сотрудников Госавтоинспекции. «Сейчас мы видим, кругом рейды идут — и ГАИ вполне может включить в них проверку и на пешеходные нарушения», — добавил Ольшанский.
На данный момент законодательство предусматривает лишь два штрафа для пешеходов: по 500 рублей за переход дороги в неположенном месте и за проход на красный свет. Для велосипедистов и других участников движения сумма взыскания составляет 800 рублей. Новая инициатива, если будет поддержана, может стать частью более широкой реформы по повышению дисциплины на дорогах.
Критики предложения отмечают, что штрафы могут ударить по социально уязвимым слоям, а вместо наказаний нужно развивать просветительские кампании. Однако сторонники считают, что в условиях роста числа ДТП с участием пешеходов меры должны быть жёсткими.
Инициатива Ольшанского уже вызвала широкую дискуссию: должна ли безопасность на дорогах быть общей ответственностью, а не только заботой водителей?