ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. Комплекс археологических, этнографических, документальных источников XVI-XVIII вв. свидетельствует, что основными занятиями населения Чечни в исследуемый период было земледелие, скотоводство и ремесла.
Система полеводства была разнообразной. В XVI-XVIII вв. для равнинной части Чечни характерна переложная, а также двух- и трехпольная система земледелия. Применялся также черный пар и зябь. В горной зоне было развито террасное земледелие. Недостаток пахотной земли в горах способствовал интенсификации земледелия. Средствами народной агротехники были: искусственное террасирование, удобрение, орошение и севооборот. Создание террасных полей требовало больших затрат труда и недюжинного умения. Для обработки террас применялась соха и другие разнообразные земледельческие орудия. В плоскостных и предгорных районах Чечни земледелие было, по существу, преобладающим, вследствие того, что благоприятные природные условия позволяли заниматься здесь зерноводством и огородничеством в относительно широких масштабах. Говоря об урожайности в притеречных районах Северного Кавказа, русский академик Фальк отмечал: «Неурожая почти не бывает. Обыкновенная жатва вознаграждает в 10 и 15 раз». Материалы свидетельствуют о резком росте запашки равнинных земель в указанное время. Если в XVI в. нам известно выращивание в Чечне ячменя, проса и пшеницы, то в последующих веках ассортимент полевых культур значительно расширяется. В документах упоминаются: рис, овес, рожь, кукуруза, конопля, табак и др.
И в горной, и в плоскостной зонах имелись орошаемые участки. Уже источники XVII в. фиксируют поливное земледелие у окочан (ауховцев). Ирригационные системы исследуемого периода характеризовались наличием головных и боковых каналов, дамб, водоразделов, шлюзов и желобов.
В горной части Чечни применялось многообразное удобрение террас, окультуривание пахотных участков (вследствие скудности земли). Что же касается равнины, то здесь довольствовались сжиганием соломы и стерни осенью, внесением навоза и золы в весенний период. Обработка земли в плоскостных районах велась передковым плугом.
В соответствии с климатическими условиями происходило районирование зерновых и прочих культур: в притеречных районах население выращивало пшеницу, просо, ячмень, рис, овощи (как говорит документ, здесь было, «кроме фруктов, всего довольно ж»). Земли по берегам Сунжи служили, в основном, для посева «пшеницы и проса»; к условиям высокогорья были приспособлены ячмень и овес.
В рассматриваемое время во многих селах Чечни (и в горной, и в районной частях) имелось большое количество водяных мельниц. Это еще раз свидетельствовало о развитии зернового хозяйства. Имелись и ручные мельницы — «кахьар».
Из огородных культур выращивались лук, чеснок, редька, морковь; из бахчевых — арбузы, тыквы и дыни. Во второй половине XVIII в. определенное распространение получила новая зерновая культура — кукуруза, а из технических культур — конопля и табак. Садовые культуры в XVI-XVIII вв. в Чечне были представлены разнообразными сортами яблок, груш, слив, персиков, орехов и т. д. Развито было и виноградарство.
Полеводческие орудия в Чечне были весьма разнообразны и приспособлены к почвенно-климатическим условиям края. Трем основным земледельческим зонам соответствовали и три типа пахотных орудий: в равнинной зоне — тяжелый или передковый плуг, в предгорной — грядильный, в горной — яремный. Тягловой силой служили волы и лошади. Повсеместно использовалась вайнахами борона, которая делилась по виду и назначению на группы: борона-волокушка, борона с поперечной доской, рамная борона и «къомсар» (грабли). Молотьбу хлеба производили специальными молотильными досками и катками.
К ручным орудиям относились несколько типов заступа — «бел», мотыгообразные орудия для прополки — «аьсти», «цел», специальные ножи для садоводческих работ. В целом следует сказать, что в развитии земледелия XVIII столетии для плоскостной Чечни было переломным периодом. К этому времени освоение плодородных равнинных земель в основном завершилось, в результате чего изменился и характер ведения хозяйства. Возрос удельный вес земледелия, появились излишки, которые шли на вывоз и употреблялись для нужд домашних промыслов.
Важное значение для чеченцев в XVI-XVIII вв. имело и скотоводство, представленное тремя основными отраслями: разведением крупнорогатого скота, овцеводством и коневодством. Современный исследователь Б. В. Гамрекелидзе пишет: «Богатство и разнообразие терминов, обозначающих породы крупного рогатого скота и овец, их строгая дифференциация в зависимости от пола и возраста, — указывают на древние традиции скотоводства, на его значительную роль в истории хозяйственного быта на-хов и высокий уровень развития».
Широкое и повсеместное развитие у чеченцев в XVI-XVIII вв. скотоводства подтверждается результатами археологических изысканий и этнографическими данными. Еще в XVI в. чеченские феодалы пригоняли царским воеводам овец, снабжали лошадьми русские посольства в Грузию. В перечне имущества чеченского (окоцкого) феодала Батая Шихмурзина за 1609 г. указывались «животины» — лошади, быки, коровы, «овец множество». Более поздние документы (XVIII в.) говорят, что горцы «овцами, коровами… богаты», что их основное «богатство и промышленность состоит в скотоводстве».
Скотоводство в Чечне исследуемого периода носило экстенсивный характер. Ранней весной скот выпасался в притеречных и затеречных районах, а затем, по мере усиления летних температур, перегонялся в горы, где имелись богатые альпийские луга. Согласно документу 1757 г., «скот их (в данном случае чеченцев. — Я. А.) в жаркое время содержут в горах, в крепких местах». В зимнее время скот, в особенности крупнорогатый, содержался в стойлах. Для его кормления проводились, согласно источникам, значительные заготовки сена. Для зимовки скота сооружались различные строения: «г!ота» (подземный загон для овец), «бо-жал» (сарай для крупного рогатого скота).
Преобладающей отраслью животноводства было разведение крупного рогатого скота. Это было связано с оседлым типом зем-ледельческо-скотоводческого хозяйства населения Чечни. Скот использовался как тягловая сила для обработки земли, перевозки грузов и людей, давал удобрение для полей. Основным видом рабочего скота являлись волы. Кроме того, чеченцы разводили и буйволов, высокоценимых вследствие жирности молока и большой физической силы. Основную долю молока, масла и сыра в хозяйстве горцев давали коровы; проводилось некоторое улучшение их породности путем скрещивания.
Из обработанной кожи быков и коров изготовлялись обувь, сбруя; рога домашних животных шли на изготовление рукояток шашек и кинжалов, для других костяных поделок. Одной из самых продуктивных и развитых отраслей хозяйства чеченцев являлось овцеводство. В условиях Чечни овцеводством занимались практически все жители. Овца давала горцам мясо, молочные продукты для стола, шерсть для суконных и войлочных изделий, кожу, овчины.
Коневодство в Чечне, несмотря на значительное количество поголовья, уступало уровню соседней Кабарды, которая славилась породными скакунами на весь Кавказ.
Распространенные у чеченцев породы домашних животных отличались хорошими бонитетными данными и были приспособлены к местным природным условиям. Разводились так называемые «тушинские» и «карачаевские» породы овец, породы крупного рогатого скота, известные как «горские», а также скаковые типы лошадей. Важная роль скотоводства у чеченцев объяснялась и тем, что овцы, быки, коровы, лошади служили, по традиции, мерилом стоимости и основной платежной единицей при торговых сделках, при выкупах, штрафах и т. д. Горные чеченцы, благодаря доходам от скотоводства, восполняли недостаток в зерне, обменивая животноводческую продукцию на земледельческие продукты.
В XVI — XVIII вв. скотоводство в Чечне развивалось по восходящему пути. Равнинные угодья создавали новые возможности для освоения свободных пастбищных земель и увеличения воспроизводства скота за счет расширения кормовой базы; животноводство на равнине приносило значительные излишки мяса, молока, масла, сыра и т. д., которые использовались для продажи на внешних рынках.
Пчеловодство. К числу древнейших хозяйственных занятий чеченцев, как и всех нахов, относится пчеловодство (в более отдаленные времена — бортничество). В 1588 г. феодал Шихмурза в список своих услуг русскому царю внес мед, дарованный им терским воеводам. «Медвяной ясак» возили в русский Терский город жители Мич-кизского и Шибутского обществ Чечни.
Домашние промыслы горцев Чечни, согласно археологическим, этнографическим и письменным данным, были представлены обработкой шерсти, глины; i дерева, добычей соли, селитры, серы, нефти и некоторых металлов (меди, свинца, серебра). Ряд домашних промыслов Чечни в XVI-XVIII вв. характеризовались как ремесла. Такие хозяйственные занятия, как кузнечное, оружейное, суконно-войлочное, деревообрабатывающее, строительное, гончарное в силу своей специфики предполагали отделение производителя от земледелия и скотоводства.
Наиболее распространенными видами промыслов и ремесел чеченцев являлись отрасли, связанные с обработкой шерсти и кожи. Их развитию способствовала хорошая сырьевая база. Так, один из европейских путешественников Готлиб Шобер, побывавший на территории края в 1718 г., писал: «овец на сей земле зело тучны бывает, только что едва ли в англицком государстве — таковые обрящутся. К тому же вкусом добрым и шерсть их такова мяхка, что с испанскою шерстью в равности будет».
Из шерсти овец чеченцы изготовляли различные сорта сукон, бурки, войлоки, войлочные ковры (истанг), паласы, ковры, пользовавшиеся хорошим спросом и за пределами края. Из выделенных овчин шили шапки, шубы, чехлы и т. д. Распространение получила выделка кожи, из которой изготавливали одежду, конскую сбрую, пояса, ремни, обувь, бурдюки, походные мешки.
Потребности населения края в оружии, весьма значительные вследствие военизированного быта, почти целиком удовлетворялись за счет местных оружейников. Производилось холодное и огнестрельное оружие, в том числе ружья, пистолеты, шашки, кинжалы, доспехи, щиты и т. д. Некоторые из видов шашек — «терсмаймал», «гурда» получили общекавказскую известность. В отдельных селениях, таких как Атаги, Дарго, Гаджи-аул, сложились прославленные оружейные центры, частично сбывавшие свою продукцию северокавказским соседям и терско-гребенским казакам. Так, в середине XVIII в. во владениях чеченского князя Р. Айдемирова находился аул, в котором были многочисленные «кузнечного мастерства служители», изготовлявшие на продажу не только топоры и косы, но также сабли и ружья. Мотыги, серпы, ножи, кумганы, къудал (сосуды для переноски воды) производились в селах Брагуны и Девлет-Гирей.
Мастера-кузнецы сел Чечни в основном специализировались на изготовлении сельскохозяйственных орудий труда — плуги, бороны, серпы, косы, топоры, ножницы для стрижки овец. Производили они и предметы домашнего обихода. Ковалось и простейшее оружие — ножи, кинжалы, боевые топоры. Имела место и определенная специализация, изготовление изделий на рынок.
Имело место изготовление ювелирных изделий. Например, обследованные склепы одного Цеча-ахкинского поселения (XII-XVII вв.) в горной Чечне дали 8 основных типов и 32 вида серег и подвесок из золота, серебра и бронзы. Все они местного производства (С. Ц. Умаров). Ювелирной обработке подвергались рукоятки и ножны шашек, кинжалов, металлические пояса, газыри, пороховницы.
Оружейники, кузнецы и ювелиры Чечни имели дело с разнообразными металлами, знали приемы сварки и закаливания, травления металла кислотами, чеканку, гравировку, чернь. Им было известно литье в земляных и каменных формах, литье по восковой модели, вытягивание проволоки, выбивание украшений по матрице и т. д.
Широко использовались чеченцами лесные богатства края. Помимо продажи строевого леса и таркалов, которые сплавлялись по Тереку и в русские поселения, развита была деревообработка. Из дерева изготовлялись транспортные средства (телеги и подводы чеченцев упоминаются в документах XVII-XVIII вв.), посуда, различная домашняя утварь, детали домов, ульи, сельскохозяйственный инвентарь, доски, арбы, колеса. Изделия из дерева украшались зачастую искусной резьбой. Некоторые предметы из дерева выменивались на другие изделия и продукты. Широко сбывались соседям арбы и колеса к ним, хорошие доходы извлекались от продажи обручей и бочарных досок. Часть изделий из дерева уже в XVI-XVII вв. делалась на токарном станке.
Развитие каменного строительства в горной части Чечни в средневековый период, представленное массовыми крупными сооружениями — башнями, склепами, замками, храмовыми строениями — привело к выделению определенного ремесла. В XVI-XVIII вв. строительное искусство каменных сооружений достигло расцвета, особенно в западных районах края. Отдельные образцы боевых башен («б!ов», «воу») достигали 25-30 м высоты, сложными сооружениями являлись массивные жилые башни («г!ала») в несколько этажей. Мастера-строители знали секреты обработки камня, готовили различные виды растворов для крепления блоков, использовали подъемные машины (вороты), блоки и сложные леса. И только в связи с появлением пороха и развитием огнестрельного оружия в XVI-XVIII вв. строительство оборонительных сооружений башенного типа стало приходить в упадок.
В ряде чеченских селений существовало специализированное гончарное производство. Изготовление керамической посуды производилось на гончарном круге. Кувшины, горшки, кружки, тарелки подвергались обжигу в специальных печах, украшались различными узорами и орнаментом. Знали мастера и секреты муравления.
На территории Чечни велась кустарная добыча отдельных полезных ископаемых. Так, в XVII в. русские люди ездили в чеченские и ингушские общества — «Калканы» (Галгай) и «Мул-кой» (Мулки) — для покупки свинца; добыча его продолжалась в XVIII и XIX вв., «в некоторых местах земель кистинских и в горной Чечне жители добывают свинцу… — говорит документ, — прежде добывали и серебро… не в значительном количестве». Для выработки пороха горцы использовали природную серу и выпаривали селитру. Выходы нефти в XVI-XVIII вв. были известны в нескольких районах Чечни — близ сел. Алды, Беной, на Качкалыковском и Терско-Сунженском хребтах. Нефть, добываемая из природных источников и искусственных колодцев, применялась для освещения, смазки колес и лечения кожных заболеваний. Из документов XVIII в. известно, что часть нефти шла на продажу, так, князь Казбулат извлекал немалые доходы с нефтяных колодцев, расположенных в его владениях.
Известный источник соледобычи — Даттых, располагавшийся на землях Карабулакского общества, послужил в средневековый период основой благосостояния фамилии Белхароевых. В более поздний период выпаренной из данного источника солью пользовались, согласно документам: «все кистинцы, все ингушев-цы, все карабулаки и часть чеченцев».
В рассматриваемое время чеченцам было знакомо шелководство, виноделие и собирание красильного корня — марены. Продукция этих отраслей шла в основном на продажу. Различия в географическом положении чеченских обществ и аулов обуславливали специфику и уровень развития отдельных видов производства. Поэтому местный обмен в его натуральной форме между населением горным и плоскостным был развит издавна. Домашняя промышленность чеченцев (служившая необходимым атрибутом натурального хозяйства), земледелие и скотоводство давали некоторые излишки, служившие предметом как для внутреннего, так и для внешнего обмена.
Чеченцы вели меновую торговлю с северокавказскими соседями, с Грузией, странами Востока и Россией. Как и другие горцы Северного Кавказа, они вывозили пшеницу, просо, табак, фрукты, скот, меха, мед, воск, марену, шелк-сырец, лес, нефть, готовые изделия кузнецов и оружейников, сукна, бурки, войлоки и ковры. Относительно оживленными были связи Чечни с ремесленными и торговыми центрами Дагестана, откуда вывозились изделия кубачинских мастеров, фрукты, ковры и т. д. В свою очередь, чеченцы сбывали народам Дагестана хлеб, шерсть и другую сельскохозяйственную продукцию. Снабжая Кабарду пшеницей, фруктами, строевым лесом и оружием, чеченцы получали взамен лошадей известной на Кавказе кабардинской породы.
Ездили представители Чечни по торговым делам и в Крымское ханство, и в турецкие города на Черном море и на Азове. В 1792 г. чеченец Гасан-Хаджи показал, что он, кроме чеченских и дагестанских селений, «бывал так же на Таманском острове для торгового промысла». Документы XVIII в. свидетельствуют, что, в свою очередь, крымские купцы «проезжают через Чеченской и Брагунской деревни». Торговые связи с аулами Чечни завязывали турецкие и персидские купцы, привозившие сюда изделия восточных ремесленников, в основном, ткани, клинки, пряности, сахар, краски и т. д.
Ведущее место во внешней торговле Чечни в XVIII в. заняла Россия. Русские купцы вывозили на Северный Кавказ различные хлопчатобумажные ткани, бархат, парчу, посуду, ножницы, иглы, булавки, сахар, соль, железо и многое другое. Определенное количество русских товаров поступало в Чечню в виде подарков царского правительства местным феодалам. Торговля с Россией приводила к экономической ориентации горцев Чечни на русские рынки. Порою на пограничных заставах скапливалось до сотни арб чеченских торговцев, направляющихся на кизлярский рынок и в казачьи станицы. Особое значение имела торговля чеченцев с терско-гребенскими казаками, которая, вопреки противодействию царских властей, велась на равноправных началах, без пошлин и ограничений.
Внутренняя торговля населения Чечни сосредотачивалась в основном в нескольких плоскостных и горных аулах — Чечен-аул, Брагуны, Старый-Юрт (Девлет-Гирей аул), Гудермес, Дар-го, местность Шатой и др. Для осуществления торгово-экономических связей Чечни с соседними народами служили ряд путей и дорог: Мичкизская, Османовская, Черкесская, Грузинская и др.
Внешняя и внутренняя торговля народов Чечни осуществлялась в условиях господства натурального уклада в хозяйстве, труднодоступность многих аулов и обществ также препятствовала успешному развитию товарно-денежных отношений. Даже во второй половине XVIII в. внутренняя и внешняя торговля велась, зачастую, «не на деньги, но меною». Собственная монета отсутствовала, в ходу были, преимущественно, русские, иранские и грузинские серебряные деньги.
Вместе с тем, развитие торговли на Кавказе в XVI-XVIII вв. шло по восходящей линии, что стимулировало развитие экономики Чечни. Производство некоторых продуктов сельского хозяйства и домашних промыслов приобретало черты товарного производства, что способствовало развитию в Чечне товарно-денежных отношений.
В XVIII в. на Кавказе зарождаются своеобразные торговые центры, служившие посредническим звеном в товарообмене равнинной и горной частей. В селении Брагуны имелся даже квартал армянских купцов, ведущих здесь постоянную торговлю. В Дев-лет-Гирей-юрте осели горские евреи, занимавшиеся выделкой кож.
В Чечне росла и роль денежных отношений. Эта тенденция усилилась и в связи с активной торговлей с Россией, Грузией, странами Востока. В среде чеченцев выделяется торговая прослойка. Так, в XVIII в. торговцы Чечни настойчиво требовали от царской администрации на Тереке отмены дискриминационных ограничений, добиваясь свободной торговли без пошлин и платежей.
![]() |
КРАСНОДАР. Краснодарский край вошел в тройку регионов по уровню потребительских расходов
Корпус стражей исламской революции представил детали учений между Арменией и Ираном
Азиатский банк развития представил прогноз экономического роста Армении на 2025 и 2026 гг.
КРЫМ. 5 лет за ненависть: крымчанке грозит срок за экстремистские призывы
Армен Геворкян: Баку заявляя, что не будет выполнять решения Европейского суда, прибегает к шантажу
КРАСНОДАР. Кубанский парламент отправил в зону СВО очередную помощь
КРАСНОДАР. На Кубани уголовное дело по факту выброшенного на свалку военного архива закрыли
ИНГУШЕТИЯ. 28 тысяч юных жителей Ингушетии стали участниками патриотических акций
КРАСНОДАР. Открытие винного города «Белый мыс» в Геленджике перенесли