Магомед Сальмурзаев - публицист, просветитель и родоначальник чеченской прозы: его рассказ «Рассудительный Хамид», напечатанный в 1923 г. в первой чечен¬ской газете «Серло», положил начало чеченской художественной прозе.
Xасан Туркаев, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы, писал о нем так: «Первой попыткой перехода от записи и публи¬кации фольклора к литературному творчеству, к собственно художественному осмыслению действительности является рассказ М. Сальмурзаева «Рассудительный Хамид». В нем писатель стремился показать процесс формирования личности нового человека под влиянием живи¬тельной струи обновляющейся жизни и то, как он начинает выходить из состояния социальной апатии и решительно отстаивать право мыслить самостоятельно и разбираться в жизни самому». Видимо, прототипом сознательного Хамида послужил сам М. Сальмурзаев, потому что он всю свою сознательную жизнь стремился к самостоятельности мышления и добивался этого.
О Магомеде Сальмурзаеве написано литера¬туроведами, к сожалению, немного. Как пишет, литературовед Адиз Кусаев, родился он в селе Старые Атаги в 1900 г. в семье крестьянина. Умер писатель в 1958 году, не дожив до шестидесяти, в далеком Казахстане, так и не успев вернуться на Родину из ссылки. Учился в духовной школе, откуда был исключен за попытку «полететь на крыльях». Дело в том, что девятилетний Магомед, в тайне от всех, смастерил себе крылья и решил взлететь с минарета сельской мечети. Мальчиком двигало не только любопытство, но и жажда знаний. Магомед смастерил крылья, которые тайком занес в мечеть. И в одно пре¬красное утро (в 1910-году), под удивленные и восхищенные крики одной части собравшихся односельчан и возмущенные выкрики - другой, мальчик сделал рывок в небо. Полет был недолгим, крылья рассыпались, и Магомед упал на землю. За этот поступок мальчика и исключили из медресе, а остатки крыльев собрали, прокляли и демонстративно сожгли.
Смелый поступок несостоявшегося первого чеченского Икара увековечили в своих стихах известный чеченский поэт М. Мамакаев и А.Кусаев.
Трудовая деятельность М. Сальмурзаева началась в 1920 г.; когда он два года учительствовал в родном селе. В 1923 г. М. Сальмурзаев был отозван в Грозный на должность инспектора Чеченского областного отдела народного образования. Одновременно являлся переводчиком из¬дательства «Серло» (1924-1925 гг.).
Об этом периоде его жизни историк культуры, кандидат исторических наук 3. Джамбулатова писала: «В 1925 г. вокруг газеты «Серло» создается актив корреспондентов из числа учителей, ликвидаторов неграмотности. В число учителей в этот период входили и арабисты-муталимы, бывшие ученики арабских школ. Многие из них активно сотрудничали в газете. В число таких литераторов и журналистов входили: А. Дудаев, А. Нажаев, М. Сальмурзаев и другие».
В 1925-1928-х гг. М. Сальмурзаев препо¬дает чеченский язык на курсах переподготовки учителей (ст. Горячеводская) и в советско-партийной школе (г. Грозный). В эти же годы, как пишет 3. Джамбулатова, «по инициативе Чеченского областного организационного бюро РКП (б) работниками просвещения (М. Сальмурзаевым и другими) был составлен проект чеченского алфавита на латинской основе. Он был утвержден Оргбюро РКП(б) и исполкомом Чеченской автономной области. В 1925 г. второй съезд Советов Чечни обсудил и окончательно утвердил его». Этот алфавит действовал до 1938 г., когда чеченская письменность, как и по всему бывшему Советскому Союзу, была переведена на кириллицу.
С 1928 по 1930 гг. М. Сальмурзаев заведовал аульским отделом издательства «Серло», c 1931 по 1937 г. работал в системе просвещения и в редакциях районных газет. Однако в 1937 г. был арестован и осужден по пресловутой 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР - «антисоветская пропаганда и участие в контрреволюционных троцкистских организациях», но был вскоре оправдан за недоказанностью обвинений.
Но его постигла другая беда - не¬справедливая депортация 1944 г. Там, в степях Казахстана, в селе Белоусовка пришлось писа¬телю осваивать профессию строителя и работать на строительных объектах до конца своих дней.
Рассказ «Рассудительный Хамид» («Кхетаме Хьамид») был посвящен детям. Все произведения писателя написаны о детях и для детей. М. Сальмурзаев первым из чеченских писателей начал творить для них. Только в двадцатые годы XX в. он выпустил сборники для детей: «Детские сказки», «Че¬ченская сатирическая сказка», «Детские сказки и притчи» и другие.
X. Туркаев, исследователь чеченской литературы, пишет по этому поводу: «Появлению прозаических жанров предшество¬вала большая работа начинающих писателей по сбору, обработке и публикации народных ска¬зок, притч, анекдотов. Первые произведения М. Сальмурзаева и других зачинателей чеченской литературы характеризовали нравственные и эстетические поиски. Особенности сюжетосложения, манера эпического повествования, принципы обрисовки характеров - эти и другие художественные средства, присущие фолькло¬ру, явились для молодых литераторов важным подспорьем в создании реалистических произ¬ведений на современные темы».
В тридцатые-сороковые годы XX в. М. Сальмурзаев написал множество рассказов и сатирических зарисовок. Многие из них включены в сборники «Чеченские сатириче¬ские рассказы» (в нем было напечатано их около шестидесяти), «Проделки муллы». Им обработаны произведения устного народного творчества (новый сборник «Детские сказки и притчи»), он также участвовал в составлении и написании учебников для школ и ликбезов («Чеченский букварь для взрослых», «Книга для чтения» и т. д.).
Как и многие писатели его времени, не¬винно репрессированный и рано оторванный от творчества, Магомед Сальмурзаев, к сожа¬лению, успел сделать немного в литературе, но сделанного им достаточно для того, чтобы он жил в ней вечно; жил в культуре, просвещении и в памяти благодарных потомков как первый и единственный чеченский Икар, как писатель- первопроходец и новатор.