ДАЙДЖЕСТ: |
Акки – один из девяти тукхумов, входящих в Средневековье в Конфедерацию чеченских обществ. В тукхум Аьккхий входили следующие тейпы:
1. Барчахой,
2. Ваппи,
3. Жевой,
4. ЗIогой,
5. Ноккхой,
6. Пхьарчой
Еще в позднем средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги, и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения – Л.И.) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого.
В XV-XVI веках часть аккинцев мигрировала на восток, в Ичкерию, а также в районы расселения нахского племени «овхой» (сегодня – это западные районы Дагестана). Позже в эти же районы переселились орстхоевцы (цечой) из ущелья Цеча-ахк, пешхой, а также представители многих чеченских тейповых общин. В результате появился чеченский субэтнос, который, идентифицируя себя как часть чеченского этноса, выделяет себя в нем как «акки», в отличие от «лам-акки» – горных аккинцев, которые сегодня живут почти во всех районах Чечни и ничем не отличают себя от остальных ее жителей.
Еще ранее, в XIII-XIV веках часть акинцев из тейпа Ваппи переселилась в Кахетию и Тушетию, где они сейчас известны как «бацбийцы» или «цова-тушины». Перикитские тушины называют бацбийцев «ваьппий», по названию тейпа, а дидойцы – «чагма-ак», что, впрочем, также отражает их отношение к тукхуму Акки. Основная часть бацбийцев проживает в селении Земо-Алвани и практически ассимилирована грузинами. Язык их является бесписьменным и относится к нахской группе кавказской семьи, но испытал сильнейшее влияние грузинского языка и в лексике, и в морфологии.
После окончания Кавказской войны в XIX веке многие жители Акки переселились в Турцию. Тейп Ваппи, как и некоторые орстхоевские фамилии, покинул Чечню почти полностью.
Территория проживания восточных акинцев в междуречье Терека и Сулака известна под названием Акка и Аух. По всей видимости, топоним Аух является более древним, как об этом свидетельствуют исторические источники. Жители Акки, исторической области Чечни в районе озера Галанчож, большими группами переселившись сюда в XV веке, и ассимилировав и аборигенное нахское население Ауха, и переселенцев из других чеченских районов, дали свое имя и субэтнической группе, и местности, в которой она сложилась. При этом в формировании аккинского субэтноса приняли участие представители многих чеченских тейпов: цечой, пешхой, галай, чебарлой, шарой, чантий и другие.
К аборигенному населению Ауха относились овхой, которые, вероятно, являлись потомками древнего хурритского племени, мигрировавшего большей частью еще в IV-III тысячелетии до нашей эры в Закавказье и Переднюю Азию.
Акка делилась на два образования в соответствии с внутренним подразделением восточных аккинцев на две части: Гачалк-Акка (Окох) и Пхарчхошка-Акка (Старый Окох). В разное время здесь были основаны селения Акки-юрт, Билт-эвл, Мох-Берде, Симсир, Мажгар, Кешне, Бони-эвл, Цечой-эвл, Газар-кала, Баммат-юрт, Байрам-аул, Гилна, Ширча-эвл, Шовде, Пешхой-отар, Чонта-эвл, Гачалк, Коци-эвл, Ийпне и другие. Большинство из них сегодня имеют другие названия.
Под тукхумом Акки подразумевается горная область на западе Чечни, в районе озера Галанчож и в верховьях реки Гехи, граничащая на юге с Кей, на востоке с Нашхом, на севере с Ялхарой, на западе – с Мержой. Когда эта область была густо заселена. Руины башенных селений Акки, Зенгали, Бици, Керети, Воуги, Итир-кале, Кежвинчу, Ердичу, Газаний, Хахальги, Орзум-кале, Тишли до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор.
Согласно преданию, чеченский Мехк-кхел собирался и в горном Акки. Об этом напоминает скала Мюйты-кер – камень Мюйты, на котором восседал Мюйты, легендарный председатель Совета страны.
Основным занятием жителей Акки являлось скотоводство и земледелие. Кроме того, они славились как прекрасные охотники и воины.
Аккинцы приняли активное участие в Кавказской войне в отрядах имама Шамиля. Многие укрепленные селения осаждались царскими войсками, многие башенные строения были разрушены во время штурма и обстрела из артиллерийских орудий.
М.А.Иванов, посетивший Акки в начале прошлого столетия, писал об этом: «На возвышенных площадках разбросаны каменные сакли нескольких отселков старшинства. Они группируются в большинстве случаев вокруг старинных башен, которыми вообще богата эта местность, служившая в отдаленном прошлом ареной бесконечных распрей и междоусобиц, а в ближайшую эпоху – борьбы Шамиля с русскими войсками. Об этих последних событиях среди населения сохранились еще свежие воспоминания: рассказывают о том, как брались русскими крепкие башни, как гремели пушечные выстрелы и артиллерийские снаряды разбивали твердыни горцев».
Несмотря на множество древних селений, до нашего времени в более или менее сохранном виде дошло очень мало памятников архитектуры.
В селении Зенгали, расположенном к югу от озера Галанчож, на левом берегу реки Гехи, осталось около двадцати жилых башен различной сохранности, построенных из хорошо обработанного камня. Это селение было резиденцией аккинского князя, Меда, сына Акмера.
По преданию, Акмер и его сын Мед пришли в селение Акки, которое являлось центром Акки-мохк из Ауха, то есть из Восточной Чечни. Уже в детстве Мед, обладавший огромным ростом и недюжинной силой, был прозван «Медом, за раз убивающим оленя и волка». Однажды, охотясь на оленей, Мед пришел в местечко Зингал, где решил переночевать. Воткнув в землю посох, он лег спать. Утром, проснувшись, юноша обнаружил, что голубь свил гнездо на его посохе. Понял Мед, что это место благодатное и построил здесь башню, а затем основал селение Зенгали. Согласно фольклорным источникам, у Меда была большая дружина, и он собирал дань с соседних селений и совершал набеги на соседние страны. До сих в ущелье Акки сохранился каменный склеп, который называют «Мед-каш, могила Меда»
Отдельные жилые и полубоевые башни сохранились в селениях Бици, Керети, Мизиркала.
Дожившие до наших дней архитектурные строения свидетельствуют об удивительном мастерстве их строителей. Акки, как и Терлой, и Майста, славилась своими мастерами.
Сохранилась легенда об одном из них - знаменитом строителе башен Дисхи. По дороге в селение Воуги стоит одинокая башня. Местные жители называют ее Дисхи-боу. Говорят, что ее построил мастер Дисхи. В одном из селений Акки Дисхи засватал девушку. Однажды весной, когда легче всего было купить или выменять овечью шерсть, он попросил невесту сшить ему шубу. Она пообещала, но почему-то долго не могла закончить работу. Дисхи рассердился за невнимательное отношение к своей просьбе и сказал невесте, что он быстрее построит башню, чем она сошьет шубу.
Он принялся за работу. Возвел стены, и когда нужно было завершить кровлю, деревянные подмостки, на которых лежали тяжелые камни, не выдержали и рухнули. И погиб мастер Дисхи. Услышала об этом невеста, прибежала к башне и, увидев мертвого жениха, взобралась на башню и бросилась вниз. Так и осталась башня недостроенной. А люди в память о знаменитом мастере назвали ее Дисхи-боу – башней Дисхи.
К одному из красивейших памятников жилой архитектуры чеченцев можно отнести жилую башню Мизир-Кала, которую отличает изящество пропорций, утонченный декор, высокая техника строительства, что обычно более характерно для боевых башен.
Над левым берегом речки Акки-хи, на высоком каменном обрыве, расположена, встроенная в скальную нишу, башня Итир-Кале. Ее можно назвать маленькой крепостью. Доступ к ней невозможен, так как деревянные мостки, переброшенные со скалы на скалу, давно рухнули. Стены почти полностью развалились, остались только фрагменты. Согласно полевым материалам, владельцем крепости был местный владелец Гаж, который отличался жестоким и свирепым нравом. Он брал пошлину в виде овечьей шерсти и пороха с проезжающих по этой дороге людей. По преданию, Гаж был убит восставшими соплеменниками.
После выселения жителей в 1944 году горный Акки полностью заброшен, а древние селения лежат в руинах.
историк Леча Ильясов
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии объявили победителей конкурса «Спаси Грута»
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции