«За редкие в наше время человеческие качества: доброту, терпение, силу воли, благородство, верность, мужество и самопожертвование» - эти слова, адресованные Зое и вписанные в Диплом, которым наградила ее компания «Фамо-Моторс» на вечере, проходившем в 2007 году в Москве и посвященном 70-летию Аднана Шахбулатова, точно характеризуют преданную и достойную жену, соратницу, жизнь которой до его последнего вздоха была посвящена облегчению страданий и участи супруга, талантливого композитора, незаурядной личности.
Мой рассказ о Зое Шахбулатовой, об одной из тысяч чеченских женщин, умеющих жить ради близких, осилить тяжелейшие жизненные испытания, приносить себя в жертву во имя счастья и благополучия других. Её можно назвать духовным символом горянки, олицетворяющим собой нравственный, этический идеал женщины. Обаятельная, скромная и печальная…
Кажется, грусть навсегда поселилась в её душе, стала постоянным спутником её жиз- ни. Не многим довелось видеть лицо Зои сияющим радостной улыбкой. Особенно с тех пор, когда в только что сложившуюся молодую семью постучалась беда, приковавшая на долгие годы к постели (после автокатастрофы) её жизненного избранника. А когда Аднан ушел из жизни, горе с еще большей тяжестью навалилось на неё. Она, красивая, элегантная, вмиг постарела, ссутулилась, будто меньше ростом стала. И с тех пор Зоя живет памятью прошлых лет. Я мало была с Зоей знакома, но когда узнала поближе, поняла, что в ней живут две личности.
Одна та, которая вот уже более сорока лет каждое утро спешит на работу в телерадикомпанию «Вайнах». Нет, не спешит, а идет ровным шагом, при этом её движение не прямо идущим навстречу, а как-то бочком, словно боится кого-то задеть или обидеть. А вторая Зоя мне открылась после нескольких часов беседы с ней. Это ветеран чеченского телевидения, Заслуженный деятель искусств ЧР, лауреат премии Интеллектуального Центра ЧР в номинации «Духовные корни», за успехи в многолетней трудовой деятельности награжденная множеством грамот. Работу свою на телевидении начинала в качестве помощника режиссера, затем была режиссером.
В настоящее время заведует архивом. Она личность с богатым своеобразным внутренним миром. Начитанная, грамотная… Её обширные знания в области литературы, искусства, музыки могут поразить любого. «Это все от Аднана», – каждый раз повторяет она. Верная жена, надежная подруга, почти 20 лет своей молодости посвятившая поддержке прикованного к постели супруга Зоя считает, что все даровано от Бога и, и она счастлива тем, что носит фамилию великой личности и является вдовой такого человека. «Если бы я в жизни не встретилась с Аднаном, меня никто бы не знал», – говорит Зоя. Биография Зои проста и сопоставима с биографией тысяч и тысяч чеченских женщин, родившихся в годы депортации. Женщин, у которых отняли детство, а юность пришлась на самые тяжелые времена. Юности не было. Она промелькнула и скрылась за горой!
Родом Зоя из села Шаами-Юрт Ачхой- Мартановского района. Увайс, отец Зои еще до выселения работал в Грозном, а затем, когда началась Великая Отечественная война, его как грамотного человека, оставляют в резерве и назначают председателем Шаами- юртовского сельского совета. Мать Маржан тоже была грамотной женщиной. Она в одно время с известным политологом Абдурахманом Авторхановым училась в совпартшколе. Затем окончила торговый техникум, работала заведующей магазином, который располагался в те годы, по улице Первомайской города Грозного. Но отцу недолго пришлось трудиться в должности председателя.
В 1944 году их семью, как и весь чеченский народ, депортируют в холодные казахстанские степи. Дорога длиною почти в три недели в промерзлых вагонах, без теплой одежды и горячей пищи, выбивали из колеи даже самых сильных и волевых. В пути многие заболели, а по прибытии на место, где стоял сорока градусный мороз, пришлось рыть землянки, чтобы как-то обустроиться. Это не прошло без следа. Многие заболели тифом, семьями умирали от голода и холода. Как рассказывает Зоя, в первое время после выселения, отцу дали хорошую работу, и семья не голодала. Но в том же году, в декабре, отец внезапно заболел и умер. Мать осталась одна с тремя детьми. Младшему братику было всего 8 месяцев.
После смерти отца с ними жил и помогал младший брат отца. Но вскоре, в один из вечеров в дом, где члены семьи сидели за небогатым ужином, пришли люди в погонах. Даже не дав доесть, с куском лепешки в руках, обнадежив мать, что скоро он вернется, забрали. Но он не вернулся ни в тот вечер, ни позже. Прошло уже более 66 лет, а о нем ничего неизвестно. После этой потери, семье стало ещё труднее жить. Через определенное время, отец матери, по слухам узнав, что семья дочери бедствует, забрал их к себе в Акмолинск. Потом семья Зои снова перебирается к родственникам по отцу, т.е. семья, как не имеющая опоры и поддержки скиталась в поисках лучшей доли. Поэтому детство Зои счастливым не назовешь. Благодаря упорству матери, как и сестре, и брату Зое довелось своевременно пойти в школу.
В 1957 году семья возвращается на родину, и аттестат о среднем образовании Зоя уже получила в Серноводской школе. В 1962 году поступила учиться в Грозненский педагогический институт, успешно окончила, получила диплом. Но в те годы устроиться на работу в школу было сложно, и дядя по матери устроил её на телевидение. Видимо, это не случайность, так должно было случиться. Зоя, с детства тайно в душе страстно любившая искусство, мечтавшая даже как бы в шутку выйти замуж только за парня, владеющего игрой на гитаре, вдруг оказалась в центре искусства и музыки. Это была её стихия. Вспоминая свой первый рабочий день на телевидении, Зоя рассказывает: « В тот день, когда я переступила порог телевидения, мне казалось, что весь мир лежит у моих ног. Это было очень волнительно и трогательно до слез. Я обрела то, о чем тайно мечтала и любила с детства. И мое знакомство с Аднаном было очень интересным.
Хотя руководимый им оркестр занимался на втором этаже того же здания, за четыре года моей трудовой деятель- ности я с ним ни разу не встретилась, но а о композиторе Шахбулатове была наслышана и мне очень нравились его произведения. И я считала самыми счастливыми тех, кто имеет возможность общаться с ним. Однажды наш главный режиссер, попросил меня, как уже имеющую определенный опыт работы, провес- ти репетицию и выдать в эфир, передачу «Синкъерам». Для меня это явилось величайшим событием – мне доверили самой выдать в эфир передачу! И этот день на всю жизнь остался в моей памяти - ведь на той программе мы с Аднаном увиделись впервые. А поженились в 1971 году». Но после двухлетней счастливой семейной жизни в их дом пришла беда. И более двадцати лет Зоя была помощью и опорой для прикованного к постели супруга. И ни разу – ни ненароком оброненным словом, ни грубым движением не показала ни усталость, ни недовольство.
Не сетуя на судьбу, принимая все как должное и дарованное ей судьбой, уха- живала за своим мужем. А он, без движения, будучи прикованным к постели, благодаря горячей преданности и поддержке супруги, превозмогая нестерпимые боли, продолжал творить и создал множество прекрасных музыкальных произведений. В самые трудные дни, когда необходимо было в начале болезни через каждые три часа, а потом и через час, поворачивать с бока на бок больного, чтобы не образовались пролежни, Зоя порывалась оставить работу, но Аднан и мысли такой не допускал. И Зоя умудрялась сочетать свои производственные обязанности с бережным уходом за супругом. Она через каждые три часа прибегала домой, проводила все необходимые процедуры и бежала на работу.
«Откуда только силы брались, не знаю», – говорит она. На мой вопрос, каким был Аднан челове- ком в быту, в отношениях с тобой, Зоя ответила: «Очень скромный, легкий, простой. Но, когда заходил разговор об искусстве, литературе, музыке, и когда кто-то позволял себе нелестный отзыв, он весь преобразовывался. Становился серьезным, иногда даже раздражительным, мог часами спорить, доказывать». Много горести пришлось повидать Зое и после смерти мужа. Во вторую чеченскую войну на её глазах был расстрелян племянник, умерла мама, без времени из жизни ушла племянница, у которой осталось четверо детей. Это та племянница, которую в годы болезни Аднана, сестра Зои отдала в их семью для помощи.
Для Зои и Аднана она была дочерью. Но и после этих, казалось бы, не под силу человеку трагедий, Зоя находит в себе силы жить и продолжать трудиться. Такая она сильная и стойкая чеченская женщина! Много достоинств у Зои Шахбулатовой, но самое главное - это преданная жена и верная вдова достойного человека, талантливого композитора. Этими человеческими качествами они снискала к себе уважение в кругу всех, кто почитает одного из лучших сынов чеченского народа, кто знает о её гражданском подвиге. Зоя, прими в этот День чеченской женщины самые добрые пожелания в свой адрес, счастья и здоровья тебе и твоим близким.
Малика АБАЛАЕВА
checheninfo.ru