ДАЙДЖЕСТ: |
Спешу уточнить заявленную новость: в Итум-Калинском районе уже второй года работают учителя из Ставрополья. Но в этом репортаже для нас, как и для самих русских учителей, важна суровая реальность – без патетики, прикрас и ретуши. Когда в беседе о районных делах глава Итум-Калинского муниципалитета Амхад Каримов упомянул о русских учителях, для меня, журналиста, как говорится, «запахло жареным». Много-много лет назад «десанты» учителей в ЧИАССР были регулярны – в республику ехали математики, химики, русоведы, биологи, «иностранцы» - языковеды, и даже учителя физкультуры. В школах на каждом шагу звучал язык Пушкина и Тургенева, Толстого и Лермонтова, изучались бессмертные произведения русской классики.
А сейчас о своем «пути в мятежную республику» рассказывает Татьяна Горкавенко, учительница истории, обществоведения и английского языка в СОШ с. Итум-Кале.
- Татьяна Анатольевна, как получилось, что Вы вообще захотели приехать в Чечню, как обычно нашу республику называют, подчеркивая, мягко говоря, ее специфику?
- Во-первых, я родилась в Грозном (!!!). Мой отец Анатолий Васильевич Родимушкин был гражданским летчиком, работал в аэропорту Грозного. Я была еще ребенком, когда семья переехала в Ставрополь. Когда уже отец сильно болел, попросил перевезти его в Грозный, здесь и умер. То есть, я как бы вернулась на свою Родину. Предложение поработать в местной школе поступило от моего бывшего однокурсника по институту Хамзата Юсупова. С ним мы закончили один вуз, он – математический факультет, я – историко-английский Ставропольского государственного пединститута. Правда, вначале была мысль просто повидать родные места и вернуться в Ставрополь. Приехала в январе 2010-го посмотреть, ходила по городу, смотрела, и - осталась. Уже два года учу местных детишек…
Вероятно, республиканское Министерство образования и науки, помня сразу о нескольких важных факторах – инициированной Главой ЧР программе возвращения в ЧР русскоязычного населения, обеспечении республиканских кадров в образовании, повышении качества знаний чеченских выпускников школ - предпримет необходимые меры улучшения социальных условий пребывания в наших селах приезжих учителей.
- Мне очень нравятся люди – жители Итум-Кале, - откровенно тепло говорит Т. Горкавенко. - Дети хорошие, любознательные, с ними легко работать. И с коллегами сложились такие отношения, будто я здесь всю жизнь работала и жила. Гостеприимство и дружелюбие чеченцев, по-моему, самая характерная черта. Но останусь ли, не знаю…
Живет Татьяна Горкавенко в доме начальника райфинуправления Хамзата Темирбулатова. Хотя и глава района Амхад Каримов сделал для них все, что мог. Но, согласитесь, при отсутствии целевой государственной поддержки и глава района бессилен предпринять какие-то кардинальные шаги в обеспечении учителя высокой зарплатой, предоставлении социальных и иных льгот. К тому же программа привлечения русскоязычных специалистов должна предусматривать в первую очередь обеспечение их жильем.
Между тем, учитель высшей категории имеет шесть тысяч рублей на одну ставку. А сколько часов должен дать в неделю учитель, чтобы заработать, скажем, 20 тысяч рублей в месяц?
«Если бы люди не помогали, давно руки опустились бы», - печальный итог двухлетнего пребывания русских учителей в горном районе ЧР.
Татьяна Бердникова – организатор внешкольной и внеклассной работы в СОШ с. Ушкалой.
Она отвечает за организацию ЕГЭ. Она же открыла здесь пункт приема ГИА (Государственная итоговая аттестация) для девятиклассников.
- С нами дети первый раз пошли в туристический поход, - дополняет рассказ коллеги Татьяна Бердникова. – Они фактически отвыкли от всего – от ласки, доброго слова, от русской речи. Кстати, Министерство образования и науки республики могло бы озаботиться организацией центральных телепередач о том, что в Чечне можно спокойно работать, учить детей.
К сказанному Татьяной Бердниковой добавил бы: хотя бы сделать репортаж о пребывании здесь этих учителей-ставропольчан.
- Интересы ребенка, учащегося должны стоять на первом плане, - считает Т. Бердникова. - Но эти интересы очень тесно связаны с интересами учителя. Ну не может хорошо учить детей ущемленный в социальном плане, не обеспеченный бытовыми условиями, низкооплачиваемый, третированный и задерганный учитель.
Процесс возвращения русского и русскоязычного населения в ЧР или же привлечение в ту или иную сферу деятельности высококвалифицированных специалистов, сведенный в цельную правительственную Программу, должен быть, согласитесь, обеспечен крайне доброжелательным, заинтересованным вниманием руководителей профильных ведомств.
- Раньше Чечню знали из-за М. Эсамбаева. Потом пришли «нехорошие люди», и на устах у всех оказались басаев, дудаев, удугов. А я хочу, чтобы очередным лауреатом Нобелевской премии был мой выпускник, - считают русские учителя в Итум-Кале, которые сейчас на судьбоносном для них перепутье!!!
Из семи учителей, которые приехали сюда два года назад, четверо уже уехали. Родители местных детишек провожали их со слезами на глазах…
В решении судьбы Т. Горкавенко и Т. Бердниковой – а фактически качества учебы наших детей, - последнее слово остается, вероятно, за руководством Министерства образования и науки ЧР…
Абдулвахид Катаев
СЕВАСТОПОЛЬ. Бастрыкин потребовал отчет по делу о теракте в Севастополе
АБХАЗИЯ. Не опасно ли сейчас ехать в Абхазию: все, что нужно знать туристу о ситуации в республике
Участников Парламентской встречи на COP29 пригласили на Невский экологический конгресс
АБХАЗИЯ. Абхазская оппозиция не уходит из правительственных зданий в Сухуме
АБХАЗИЯ. Кризис в Абхазии: власти и оппозиция продолжат переговоры завтра
Русско-осетинский словарь для школьников создали в Северной Осетии
АБХАЗИЯ. Отключения электричества в Абхазии вернулись в прежний график