ДАЙДЖЕСТ: |
10 февраля – День дипломатического работника
А.М. Горчаков* (* Горчаков Александр Михайлович (1798-1883), князь, рус. дипломат и гос. деятель. В МИД с 1817 г. В 1820-1822 гг. участвовал в работе конгрессов Священного союза в Троппау, Лайбахе и Вероне. В 1823-1841 гг. работал в рус. дипломат. представительствах в Лондоне, Риме, Берлине, Флоренции, Вене. В 1841-1850 гг. – посланник в Штутгарте, в 1850-1854 гг. – при Германском союзе, во Франкфурте-на-Майне (с сохранением поста в Штутгарте); в 1854-1856 гг. – сначала управляющий посольством, затем посланник в Вене, принимал участие в Венской конференции 1855 г. В 1856-1882 гг. – министр иностранных дел. Во время войн Пруссии с Данией (1864 г.), Австрией (1866 г.), и Францией (1870-1871 гг.) проводил политику доброжелательного по отношению к Пруссии нейтралитета. В 1870-1871 гг. добился отмены ограничительных статей Парижского мирного договора 1856 г. Сыграл значительную роль при заключении в 1873 г. Союза трех императоров. Когда в 1875 г. Германия начала угрожать Франции новой войной, он поддержал Францию и тем заставил Германию отступить. Горчаков обеспечил дипломатическую подготовку русско-турецкой войны 1877-1878 гг., заключив Рейхштадтское соглашение 1876 г. и Будапештскую конвенцию 1877 г. Участвовал в Берлинском конгрессе 1878 г. В 1882 г. получил отставку.) возглавил Министерство иностранных дел 15/27 апреля 1856 г., в тяжелейший для России период политической изоляции после поражения в Крымской войне, принесшей территориальные потери и нейтрализацию Черного моря. С учетом положения России на международной арене, а также экономической слабости страны была выработана новая внешнеполитическая программа российского правительства. Она была изложена в циркуляре А.М.Горчакова от 21 августа/2 сентября 1856 г., направленного российским дипломатическим представителям за границей (для передачи соответствующим правительствам). В ней содержалось облетевшее весь мир выражение: “Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, она сосредоточивается”. Это означало, что Россия собирается с силами и будет уделять преимущественное внимание экономическим и политическим вопросам, связанным с внутренним развитием государства. “Император решил предпочтительно посвятить свои заботы благополучию своих подданных и сосредоточить на развитии внутренних ресурсов страны деятельность, которая может быть перенесена за ее пределы лишь тогда, когда позитивные интересы России потребуют этого безоговорочно”, - подчеркивал министр иностранных дел. В циркуляре провозглашался “национальный характер” российской политики, свобода в выборе союзников, констатировался распад Священного союза. Одним из важных положений новой программы было стремление России “жить в полном согласии со всеми правительствами”* (* “Канцлер А.М.Горчаков. 200 лет со дня рождения”. М. 1998 г., с.209-212.. )
Главной задачей внешней политики России в этот период А.М.Горчаков считал отмену ограничительных статей Парижского мирного договора 1856 г. В связи с этим внешнеполитическое ведомство России занималось поисками союзников, необходимых для выхода из международной изоляции, и пыталось решить международные вопросы мирным путем.
Представляя Александру II отчет о “практических результатах” своей деятельности в 1856-1867 гг., А.М.Горчаков отмечал: “Наша (имеется в виду МИД – сост.) политическая деятельность должна была, таким образом, преследовать двойную цель. Во-первых, оградить Россию от участия во всякого рода внешних осложнениях, которые могли бы частично отвлечь ее силы от собственного внутреннего развития; во-вторых, приложить все усилия к тому, чтобы в это время в Европе не имели места территориальные изменения, изменения равновесия сил или влияния, которые нанесли бы большой ущерб нашим интересам или нашему политическому положению. При условии выполнения этих двух условий можно было надеяться, что Россия, оправившись от потерь, укрепив силы и восстановив ресурсы, вновь обретет свое место, положение, авторитет, влияние и предназначение среди великих держав”* (* Там же, с.321-322..) Выполнение сложнейших задач в области внешней политики требовало оптимизации работы Министерства иностранных дел. В связи с этим на фоне происходивших в стране реформ под руководством А.М.Горчакова была проведена реорганизация Министерства, включавшая в себя изменения в кадровой политике, преобразование и сокращение аппарата МИДа.
С первых лет руководства Министерства А.М.Горчаков уделял большое внимание кадровым вопросам, стараясь создать условия для привлечения на службу в МИД как можно более компетентных и способных людей. 10/22 декабря 1859 г. были изданы приказы по Министерству, вводившие новые “Правила для определения на службу и к должностям”. Они включали в себя следующие положения: “Для определения на службу и к должностям по Министерству иностранных дел впредь постановляются следующие правила: 1) Всякий, без исключения, поступающий на службу по какой бы то ни было отрасли, обязан подвергнуться предварительному испытанию своих способностей, специально применяемому к тем занятиям, к которым назначается. Испытание должно производиться при двух ассистентах начальником той части, куда желает поступить определяющийся. 2) Засим всякий желающий поступить прямо на какую-либо должность дипломатическую или перейти на таковую из другой, не собственно дипломатической, сверх вышеозначенного общего испытания обязан пройти еще чрез другое, относящееся отчасти к познаниям, отчасти к способностям его. Испытание сие будет производиться по нижеследующей программе: 1. Испытание познаний. В круг сего испытания входят: 1) По части языков: знание языков русского и французского. Определяемый чиновник должен на обоих языках уметь выражаться свободно и быть в состоянии на письме излагать свои мысли правильно и ясно. Знание латинского, немецкого и английского языков необязательно, но умение говорить и писать на них, равно на польском (для не принадлежащих к сей народности) и других языках, в особенности восточных, будет давать усугубленное право на определение к должностям. 2) По части наук: а) Общие сведения по дипломатическим наукам в общем смысле и в особенности по правам международному и морскому. b) История мирных и других договоров вообще, в особенности тех, в которых участвовала Россия со времен Екатерины II. с) Главные начала политической экономии в применении ее к государственному хозяйству и внешней торговле. d) Всеобщая статистика. Примечание: во избежание затруднений относительно выбора между многочисленными сочинениями, существующими по предмету дипломатических наук, и для того, чтобы дать направление более систематическое приуготовлению испытывающегося чиновника, определены руководства, по коим должно производиться испытание. II. Испытание способностей. Явившийся на испытание должен: а) По внимательном прочтении данного ему дела представить письменное из него извлечение и словесно изложить понятия свои по оному. b) По предложенному предмету составить на русском и французском языках редакцию, из которой можно было бы удостовериться, в какой степени испытываемый чиновник усвоил себе этот предмет и изложит свои мысли и убеждения правильно и ясно. III. Под названием должностей собственно дипломатических разумеются штатные и сверхштатные места по Канцелярии Министерства, I и II Отделениям Азиатского департамента и при посольствах, миссиях и консульствах. IV. Испытание на определение к дипломатическим должностям будет производиться в присутствии членов Совета Министерства иностранных дел, особо назначаемых на сей конец лиц, числом не менее трех”*(* ф. СПб. Главный архив, оп. 718, д. 197, л. 6-6 об..) В 70-е годы в “Правила” были внесены некоторые уточнения.
При А.М.Горчакове был частично обновлен состав российского дипломатического корпуса за границей. При подборе кадров министр иностранных дел руководствовался двумя главными критериями: профессиональной подготовкой и политической ориентацией. Так, в Париже в 1856 г. начал работу в качестве посла П.Д.Киселев* (* Киселев Павел Дмитриевич (1788-1872), граф, государственных деятель и дипломат. В 1829 г. ему было поручено управление Молдовой и Валахией. С 1835 г. – постоянный член всех секретных комитетов по крестьянскому вопросу. С 1838 г. – министр государственных имуществ. В 1856 г. назначен послом России во Франции. С 1862 г. – в отставке.,) в николаевское время – глава российской администрации в Дунайских княжествах, министр государственных имуществ. В вопросах внешней политики он поддерживал первоначальную ориентацию Горчакова на сближение с Францией. Кроме того большинство консульских постов на Ближнем Востоке было предоставлено русским по национальности дипломатам.
Первые структурные изменения в аппарате МИДа произошли еще до реорганизации конца 60-х годов. Они коснулись Особой канцелярии и входившей в ее состав Цифирной (шифровальной) части.
1/13 декабря 1856 г. был сокращен на 3 единицы штат Цифирной части Особой канцелярии. При этом оставшимся чиновникам было увеличено жалованье, а для их поощрения вводилась прибавка к жалованью через каждые пять лет на одну пятую часть в течение 25 лет. Если по истечении 25 лет чиновник был в состоянии продолжать свою деятельность в Цифирной части, то за каждые пять лет он получал годовой оклад в виде единовременной выплаты* (* ф. СПб. Главный архив, IV-34, оп. 179, 1862 г., д.1, л.28-30..) В 1858 г. из состава Особой канцелярии МИД была выведена Экспедиция церемониальных дел и присоединена к Министерству императорского двора. По Положению для Цифирной части МИД, принятому 21 апреля/3 мая 1862 г., Особая канцелярия соединялась с Канцелярией и получала общее название “Канцелярия МИД”. В том же году были утверждены штаты Канцелярии МИД. Собственно Канцелярия состояла из директора, начальника архива и 11 секретарей. При Канцелярии имелись две экспедиции: I-я (из бывших двух цифирных) и II-я (бывшая газетная), подчинявшиеся непосредственно вице-канцлеру. Кроме того, при Канцелярии состояли старшие и младшие чиновники, фактически работавшие в Цифирной части, и чиновники особых поручений (6 человек), входившие ранее в штат газетной экспедиции. Всего в Канцелярии работал 31 человек вместо прежних 32* (* ф. СПб. Главный архив, IV-34, оп. 179, 1862 г., д. 1, л. 35, 38-43.. )
Цифирная часть с 1862 г. состояла из Цифирного комитета, Первой экспедиции при Канцелярии, а также старшего и младших чиновников, состоявших при Канцелярии. Согласно новому Положению для Цифирной части* (* Там же, I-I, оп. 781, 1838-1914 гг., д. 565, л. 23-28 об.) в обязанности Комитета, возглавлявшегося товарищем министра входило рассмотрение новых шифров и определение их назначения, изучение “вновь открытых секретных ключей”, наблюдение за деятельностью Цифирной части. Первая экспедиция при Канцелярии МИД занималась составлением шифров для переписки Министерства с дипломатическими и консульскими представительствами в “чужих краях”, а также для российских правительственных учреждений и лиц, “которые пожелают иметь цифири для их секретной корреспонденции”. Для чиновников Первой экспедиции была введена система поощрений: прибавка к жалованью в размере 75 рублей, каждые пять лет в течение 25 лет, а затем за каждые последующие пять лет единовременная выплата годового оклада. Наиболее сложные обязанности возлагались на старшего и младших чиновников при Канцелярии: “Занятия сих чиновников заключаются в разборе депеш и других бумаг, писанных секретным ключом, открытие которого составляет главнейшую их задачу”. Руководство МИД стремилось к тому, чтобы чиновники, занимавшиеся дешифровкой документов, не переходили на работу в другие подразделения Министерства. Для поощрения этих чиновников “к продолжению службы по вверяемым им занятиям” каждые пять лет в течение 25 лет назначалась прибавка к жалованью в размере 100 рублей в год. Если по истечении 25 лет чиновник был в состоянии продолжать службу, то за каждые последующие пять лет он получал в качестве награды годовой оклад, выплаченный единовременно. Однако “пятилетними прибавками”, а также повышенными пенсиями, чиновник мог пользоваться с момента, “когда откроет сам полный иностранный ключ и тем покажет совершенную свою способность к сему роду работы”. В Положении для Цифирной части 1862 г. оговаривался также жилищный вопрос: “Принимая во внимание, что занятия означенных чиновников требуют уединения и совершенного отвлечения от посторонних влияний, как старший, так и младшие чиновники при Канцелярии МИД должны иметь квартиры в одном из зданий Министерства и должны быть помещены непременно все в одном и том же доме”.
За ревностную службу 17/29 апреля 1862 г. А.М.Горчакову был присвоен чин вице-канцлера, а 13/25 июня 1867 г. – канцлера.
В 60-е годы XIX века в российском правительстве изучался вопрос о способах преобразования гражданских правительственных учреждений, являвшийся “одним из важнейших жизненных вопросов государственного хозяйства”* (* ф. СПб. Главный архив, IV-34, оп. 145, 1865 г., д. 1, л. 19..) Основным недостатком ведомств было признано наличие раздутого бюрократического аппарата, “несоразмерного с потребностями государства, лучшие здоровые силы которого отвлекаются от производительного труда и парализуются в бесплодной канцелярской деятельности”* (* Там же, л.19 об. Записка А.М.Горчакова от 28 января/9 февраля 1860 г..) Первая попытка “искоренения этого зла” была предпринята еще в 1859 г. в Морском министерстве. Руководство Министерства усилило власть местного начальства, сократило делопроизводство и уменьшило личный состав чиновников. Сэкономленные средства направлялись на увеличение окладов остальных чиновников. Эти действия были одобрены императором Александром II и поставлены в пример всем другим ведомствам * (*ф. СПб. Главный архив, IV-34, оп. 145, 1865 г., д.1, л.3.. )
Соответствующий проект “преобразования внутреннего управления”, с учетом выявившихся недостатков реформы в Морском министерстве, был составлен в МИДе. Представляя свой проект в Государственный совет, вице-канцлер А.М.Горчаков писал: “В последнее тридцатилетие в России развилась в страшных размерах потребность служить где бы то ни было, вовсе не принимая в соображение свои способности и наклонности, но единственно с целью получать чины, ордена и проч. привилегии чиновничества; необходимым последствием такого огромного требования на служебную деятельность явилось беспрерывное созидание новых должностей и целых учреждений по всем отраслям нашего государственного управления. Самым естественным поводом к увеличению штатов и рациональной причиной обыкновенно выставлялась медленность течения дел, происходящая от огромного их накопления, сложность и трудность форм и обрядов нашего делопроизводства. По моему мнению, порядок нашего делопроизводства, усложнившийся до невозможности, действительно препятствовал быстрому движению дел, но произошел он ни от чего другого, как от накопления чиновников, прикрывавших свое умственное бездействие формалистикою, - при таком направлении явилась потребность в целой градации лиц, ничего в сущности не делающих, а только надзирающих за трудом других. Мало-помалу образование, умственные способности и быстрота соображений утратили свое значение в оценке служащих, а на первый план выдвинулось знание форм и обрядов делопроизводства; в результате такого направления мы получили массу чиновников в чинах, увешанных орденами и пользующихся другими отличиями, но ни к чему не способных, никогда не работавших в полном значении этого слова, не умеющих работать. Если за мерило работы принимать деятельность таких господ, то, конечно, мой проект покажется нелепостью, но я полагаю на должности, мною предназначаемые, определять людей образованных, умственно развитых и способных, обеспеченных содержанием, дающим им возможность безбедного существования, а также обеспеченных в будущем хорошею пенсиею, личность которых ограждена в отношении к их деятельности прямою ответственностью за свой труд. При введении нового проекта вообще вся система ответственности должна быть изменена, каждый должен отвечать за себя, и все служащие обязаны лично трудиться, должности же, существенно только надзирающие, уничтожатся. Делопроизводство расплодилось и усложнилось от накопления чиновников, лучшее средство его упростить – уменьшить до невозможности личный состав, предоставив лицам служащим практическое, постепенное упрощение… При составлении своего проекта я имел в виду достижение тех трех начал, которые указаны государем императором, т.е., 1) усиление власти местных начальств; 2) сокращение делопроизводства и 3) уменьшение личного состава с увеличением содержания”* (* ф. СПб. Главный архив, IV-34, оп. 145, 1865 г., д.1, л.45-47).. Согласно предложению Горчакова, МИД оставлял правительственных чиновников только на дипломатической работе. Вся канцелярская и архивно-техническая работа должна была поручаться отныне наемным служащим, не пользовавшимся никакими льготами правительственных чиновников (повышенными пенсиями, премиями, казенными квартирами). Делопроизводство на новых началах предполагалось ввести в департаментах: Внутренних сношений, Хозяйственных и счетных дел, а также в той части Азиатского департамента, которая ведала недипломатическими вопросами. “Проект этот основан на мысли, - указывал министр иностранных дел в своей записке от 28 января/9 февраля 1860 г., - применить частную коммерческую предприимчивость к исполнению собственно канцелярской работы по Министерству”* (* ф. СПб. Главный архив, IV-34, оп. 145, 1865 г., д. 1, л. 22 об.). С этой целью министр предлагал заключить контракт с частной компанией, взяв с нее крупный залог, из которого МИД мог бы по решению министра взимать штраф за любые нарушения контракта в виде несвоевременно или плохо выполненной работы. По мнению Горчакова, такой порядок делопроизводства значительно ускорил бы прохождение и исполнение документов и высвободил крупные суммы денег, которые пошли бы на увеличение окладов и пенсий оставшимся чиновникам МИД. В Министерстве был также составлен график постепенного сокращения штатов Департамента внутренних сношений за счет “выбытия лиц, не приносящих или мало приносящих пользы”* (* Там же, л. 16-18 об..)Однако осуществление этих проектов затянулось на несколько лет, поскольку “дальнейшему ходу дела препятствовала… трудность согласить совершение реформы с условием возможного ограждения интересов тех лиц, которые при осуществлении ее остались бы без мест”* (* Там же, л. 48..) Тем не менее, некоторые шаги были предприняты уже в 1860 г.: произошло сокращение штатов Канцелярии МИД и С.-Петербургского Главного архива.
В 1864 г. были также внесены изменения в состав архивов МИД. Государственный архив и С.-Петербургский Главный архив были объединены под руководством одного директора. Инициатива соединения архивов исходила от управляющего С.-Петербургским Главным архивом К.К.Злобина, который в своей записке от 12/24 января 1864 г. подчеркивал: “Соединение обоих архивов МИД – Государственного и Главного С.-Петербургского – значительно облегчит собрание всех сведений по важнейшим предметам государственного управления, по делам особенно секретным и по дипломации нашего правительства”* (* ф. СПб. Главный архив, IV-34, оп. 179, 1864 г., д.1, л.1. ). Весь личный состав соединенного архива насчитывал одиннадцать человек, три должности были сокращены.
В ноябре 1865 г. Министерство иностранных дел представило на рассмотрение Государственного совета предложения о постепенном преобразовании центрального аппарата на началах сокращения личного состава, повышения окладов остающимся кадровым чиновникам МИД и привлечения наемных служащих для канцелярской, архивно-технической работы и переводов. Государственный совет решил вопрос положительно. Мнение Государственного совета было утверждено Александром II 14/26 февраля 1866 г. В виде опыта Министерство уже в 1866 и 1867 гг. приступило к постепенному приведению личного состава центрального аппарата в рамки новых штатов. Этот процесс завершился к осени 1867 г. В связи с изменением штатов возникла необходимость пересмотра действующего с 1846 г. “Учреждения МИД”. Проект штатов и нового “Учреждения МИД” был утвержден императором 22 мая/3 июня 1868 г.* (* Полное собрание законов Российской империи (далее – ПСЗРИ), собр. II, т.XLIII, отделение I, 1868 г., № 45888, с.612-616 (“Учреждение МИД”); т.XLIII, отделение III, № 45888, с.614-617 (штаты).) Согласно новому расписанию, значительно сокращалось число штатных чиновников, а канцелярские служащие заменялись переписчиками по найму. Общее число штатных должностей составляло теперь 134 единицы: членов Совета Министерства – 2, советников Министерства – 4, чиновников особых поручений при Государственном канцлере – 6, по Канцелярии – 24, по Азиатскому департаменту – 38, по Департаменту внутренних сношений – 32, по Департаменту личного состава и хозяйственных дел – 14, по Государственному и С.-Петербургскому Главному архивам – 6, по Московскому Главному архиву – 8. Вместе с тем департаментам и архивам предоставлялось право иметь “для усиления их средств” нескольких чиновников сверх штата, число которых в каждом подразделении не должно было превышать числа штатных делопроизводителей. Всего таких чиновников сверх штата насчитывалось 45: 12 – в Азиатском департаменте, 14 – в Департаменте внутренних сношений, 9 – в Департаменте личного состава и хозяйственных дел и по 5 в каждом архиве. Кроме того в Министерстве могли состоять до 12 чиновников без жалованья, но с правом производства в чины до статского советника.
Следует отметить, что столь значительное сокращение штатов Министерства удалось осуществить также потому, что наряду с реформой делопроизводства некоторые функции МИД были переданы в другие ведомства. Из ведения Азиатского департамента были изъяты все вопросы, связанные с киргизами* (* ф. Делопроизводство СПб. Главного архива, оп.179, д.272, л.2 об..) В связи с подготовкой цензурной реформы 1865 г. со II-й экспедиции при Канцелярии МИД в 1862 г. была снята обязанность осуществления цензуры политических статей в газетах империи* (* Очерк истории МИД. 1802-1902, с.161.). В 1867 г. с Департамента внутренних сношений и Московского Главного архива МИД была сложена обязанность перевода документов с европейских языков на русский и наоборот по запросам правительственных учреждений и частных лиц* (* ф. ДЛС и ХД, Справочный материал, оп.664/1, д.22, л.1-2.. )
С принятием “Учреждения МИД” 1868 г. в структуру Министерства были внесены некоторые изменения. Отменялось деление департаментов и архивов на отделения и столы. Кроме того упразднялись архивы при департаментах (дела по миновании надобности подлежали сдаче в С.-Петербургский Главный архив). Лазарет МИД ликвидировался. Департамент хозяйственных и счетных дел был переименован в Департамент личного состава и хозяйственных дел, поскольку в его ведение были переданы дела по личному составу всех подразделений Министерства. Находившаяся при департаменте литография передавалась в ведение Канцелярии МИД.
“Учреждение МИД” 1868 г* (*.221 ПСЗРИ, собр.II, т.XLIII, отделение I, 1868 г., № 45888, с.612-616.)
1 содержало также ряд новых положений, относящихся к деятельности Министерства. “Министерство иностранных дел, - говорилось в I главе “Учреждения МИД”, - имеет предметами: 1) политические сношения с иностранными правительствами; 2) покровительство в чужих краях русской торговле и вообще русским интересам (этот пункт был новым – сост.); 3) ходатайство о законной защите русских подданных по делам их за границею; 4) содействие к удовлетворению законных требований иностранцев по делам их в России”.
Впервые были сформулированы обязанности товарища министра в МИДе: “Товарищ министра иностранных дел, независимо от обязанностей, возлагаемых на товарищей министров Общим учреждением министерств, …заведывает под руководством министра текущими делами Министерства и имеет по этим делам сношения как с министрами и главноуправляющими отдельными частями, так и с иностранными дипломатическими агентами при высочайшем дворе”.
Структура МИД определялась следующим образом: “4. При министре иностранных дел состоят советники Министерства и чиновники особых поручений. 5. Министерство иностранных дел составляют: I) центральные установления и 2) заграничные установления. 6. К центральным установлениям Министерства принадлежат: I) Совет, 2) Канцелярия, 3) Департамент Азиатский, 4) Департамент внутренних сношений, 5) Департамент личного состава и хозяйственных дел, 6) Государственный и С.-Петербургский Главный архивы Министерства и 7) Московский Главный архив. 7. Заграничные установления Министерства суть: I) посольства и миссии в чужих краях и 2) генеральные консульства, консульства, вице-консульства и агентства в иностранных государствах”.
Глава II касалась центральных установлений МИД: “I. Совет Министерства. 11. Совет Министерства иностранных дел состоит под председательством министра и его товарища, старших советников Министерства, двух штатных и других, назначаемых по особенным каждый раз высочайшим повелениям, членов и из директоров Канцелярии, департаментов и Государственного и С.-Петербургского Главного архивов Министерства. 12. В случаях, когда министр не может председательствовать в Совете, председательство поручается его товарищу, а в небытность его – старшему из членов. 13. Рассмотрению Совета подлежат все дела, которые министр признает нужным предложить его обсуждению. 14. В Совете подвергаются также испытанию по установленной Министерством иностранных дел программе желающие поступить на службу по дипломатической части (это положение закрепляло введенный А.М.Горчаковым новый порядок поступления на дипломатическую службу – сост.). 15. Дела докладываются Совету делопроизводителями тех частей, ведомству которых каждое принадлежит. II. Канцелярия Министерства. 16. В Канцелярии Министерства иностранных дел сосредоточивается переписка политическая. 17. При Канцелярии состоят в виде особых установлений две экспедиции, а также старший и младший чиновники. 18. При Канцелярии состоит литография Министерства… III. Департамент Азиатский. 19. Ведомству Азиатского департамента принадлежат: I) дела политические, касающиеся Востока; 2) дела, означенные в ст.23 сего Учреждения, когда они требуют сношений с восточными правительствами или с дипломатическими и консульскими агентами нашими на Востоке или же касаются а) русских подданных, пребывающих в странах Востока; б) тамошних отношений русских подданных вообще; в) подданных тех стран, пребывающих в России и г) отношений в России лиц, пребывающих на Востоке… 22. В ведении Азиатского департамента состоит Учебное отделение восточных языков, которое имеет предметом образование драгоманов для миссий и консульств наших на Востоке. IV. Департамент внутренних сношений. 23. Предметы занятий Департамента внутренних сношений суть следующие: I) составление формальных грамот и кабинетных писем, посылаемых иностранным владетельным особам и правительствам; 2) дела о признании в России иностранных генеральных консулов, консулов, вице-консулов и консульских агентов; 3) дела об охранении прав и польз в чужих краях русской торговли и мореплавания; 4) дела о юридических отношениях русских подданных в чужих краях и иностранцев в России; 5) переписка по разным случаям о русских подданных, пребывающих в чужих краях и об иностранцах, находящихся в России; 6) собрание и доставление другим ведомствам различных заграничных сведений; 7) дела о наградах и орденах, жалуемых нашим правительством иностранцам и получаемых русскими подданными от иностранных государей и 8) дела по предметам, исчисленным в следующих статьях (24-26) Эти статьи касались проверки переводов и засвидетельствования документов. … V. Департамент личного состава и хозяйственных дел. 27. Предметы занятий Департамента личного состава и хозяйственных дел суть следующие: 1) Дела о личном составе всех установлений Министерства иностранных дел внутри империи и за границею; 2) заведывание всем казенным имуществом, принадлежащим Министерству в России и за границею; 3) составление финансовых смет Министерства; 4) производство всех вообще расходов по оному; 5) ведение бухгалтерских книг всем денежным его оборотам; 6) дела по приложению государственной печати к различным актам…; 7) дела о состоящих в ведомстве Министерства русских церквах православного исповедания и об их причтах. 28. Для производства торгов составляется в Департаменте временное присутствие под председательством директора из трех делопроизводителей…”.
VI и VII разделы были посвящены архивам МИД: “VI. Государственный и С.-Петербургский Главный архивы. 30. Государственный и С.-Петербургский Главный архивы Министерства иностранных дел находятся под соединенным управлением одного директора. 31. В Государственном архиве хранятся акты и бумаги, относящиеся до особенных внутренних дел и важнейших происшествий империи. 32. В С.-Петербургском Главном архиве хранятся акты и дела как бывшей Коллегии иностранных дел с 1801 г., так и Министерства иностранных дел. 33. Оконченные производством дела, а равно шнуровые книги и документы передаются в С.-Петербургский Главный архив в положенные сроки и из всех С.-Петербургских и заграничных установлений Министерства иностранных дел… VII. Московский Главныйархив. 36. В Московском Главном архиве Министерства иностранных дел хранятся акты и бумаги прежнего времени по 1801 г., а именно: особенные внутренние государственные дела, трактаты с иностранными державами, грамоты европейских и азиатских владетелей и республик, внутренние дела Посольского приказа и дела бывшей Коллегии иностранных дел до 1801 г. 37. При Московском Главном архиве состоит Комиссия печатания государственных грамот и договоров. 38. Находящееся в Москве государственное древлехранилище хартий, рукописей и печатей, находясь в непосредственном заведывании директора Московского Главного архива, состоит впредь до другого распоряжения, под главным начальством президента Московской Дворцовой конторы…”.
“Учреждение МИД” 1868 г. открывало более широкий доступ исследователям в архивы МИД. Если в конце XVIII – начале XIX вв. отдельные исследователи допускались в архивы с разрешения императора, то с 1868 г. “посторонние лица” могли “быть допускаемы с разрешения директора архивов”. А.М.Горчаков в записке от 7/19 сентября 1867 г., представленной в Государственный совет, подчеркивал, что архивы МИД “представляют собой богатое собрание материалов для истории международных сношений, а также для отечественной истории”. “Имея в виду ту пользу, которую может извлечь историческая наука от исследования этих материалов, - продолжал Горчаков, - я нахожу возможным открыть доступ в архивы для благонадежных посторонних лиц. Оценку этой благонадежности всего ближе предоставить директорам архивов, на которых должно быть также возложено наблюдение, чтобы документы, имеющие значение тайны, вовсе не были сообщаемы посторонним лицам”* (* ф. СПб. Главный архив, IV-34, оп. 145, 1865 г., д.1, л.278.. )
Приблизительно в тот же период в архивах МИД было введено правило об обязательном предоставлении исследователями архиву одного экземпляра своей работы (правило, действующее до настоящего времени). Ходатайствуя перед министром иностранных дел о разрешении ввести такое правило, директор Государственного архива МИД писал: “В Государственном архиве хранятся дела и бумаги, имеющие государственное, историческое значение. Ученые и исследователи находят в нем богатые материалы для своих сочинений…, но до сих пор при этом хранилище драгоценных памятников отечественной истории нет библиотеки, которая бы служила пособием при разрешении вопросов, касающихся исторических знаний по предметам, уже вошедшим в область печати. Находя, что учреждение библиотеки было бы полезно не только для самого архива, но и для лиц, занимающихся в оном учеными исследованиями, я полагал бы приступить к основанию ее на таких началах: чтобы не обременять МИД значительными расходами на покупку исторических книг, обязывать каждого исследователя при открытии доступа к занятиям в Государственном архиве, подпискою доставлять в этот архив по одному экземпляру сочинений, материалы для которых будут из него заимствованы. И предложить лицам, получившим прежде сего разрешение для занятий в Государственном архиве, сделать таковое же пожертвование”* (* ф. Делопроизводство СПб. Главного архива, оп. 719, д. 310, л. 1-2..)
По распоряжению А.М.Горчакова архивные документы предоставлялись для публикации в “Сборнике Русского исторического общества”.
Важнейшим событием в издательской деятельности Министерства было начало выпуска в 1861 г. “Ежегодника МИД”. В этом издании публиковались справочные материалы по ведомству иностранных дел (личный состав центральных и заграничных учреждений МИД, дипломатические и консульские представители иностранных государств и др.), а также дипломатические документы.
Под руководством известного юриста-международника, профессора С.-Петербургского университета Ф.Ф.Мартенса* (* Мартенс Федор Федорович (1845-1909), рус. юрист-международник и дипломат. В 1873-1905 гг. – профессор международного права Петербургского университета. В 1881-1909 гг. – член Совета МИД. С 1874 г. – член, а с 1885 г. – вице-президент Института международного права. Участвовал в работе Брюссельской конференции 1874 г., Гаагских конференций 1893, 1894 и 1906 гг., а также в Гаагской 1899 г. и Женевской 1906 г. мирных конференциях. Состоял членом Гаагского арбитражного суда, избирался третейским судьей в некоторых международных конфликтах. Издал “Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами” в 15 т. Осн. работы: “О консулах и консульской юрисдикции на Востоке” (1873), “Современное международное право цивилизованных народов” в 2-х т. (1882-1883).)
с 1874 г. было предпринято издание “Собрания трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами”. С 1874 г. по 1909 г. в свет вышли 15 томов сборника. Кроме собственно текстов договорных актов большой интерес представляют исторические комментарии к ним, написанные Ф.Ф.Мартенсом на основе архивных документов.
В середине 70-х годов А.М.Горчаков ввел небольшие изменения в порядок поступления на службу в МИД (в дополнение к Правилам от 10/22 декабря 1859 г.). В циркуляре по МИД от 4/16 октября 1875 г. № 20 в части, касающейся дипломатического экзамена, говорилось: “I. За восемь дней до испытания экзаменующемуся вручается печатное или рукописное сочинение статистического содержания, по которому он составляет записку объемом приблизительно от 3-х до 5 листов. 2. В этой записке экзаменующийся представляет изложение содержания книги или рукописи, с указанием наиболее выдающихся в ней вопросов, стараясь вместе с тем по возможности отнестись к сочинению критически, сравнить с другими сочинениями, касающимися того же предмета, указать и разобрать (если представится к тому повод) те части книги, которые могут иметь, по тем или другим соображениям, ближайший интерес для России. 3. Записка пишется по-французски или по-русски. Она должна быть представлена экзаменатору не позднее как за три дня до экзамена. Примечание: записка эта служит предметом беседы и обмена мыслей между экзаменатором и экзаменующимся при словесном испытании. 4. На словесном испытании требуется знакомство с важнейшими данными из сравнительной статистики государств (предпочтительно европейских), а также с главнейшими переменами в политической географии, совершившимися в последнее время. Вопросы касаются новых территориальных распределений, разграничений, нового государственного устройства (в самых общих чертах), новых путей сообщения, в частности, имеющих всемирное или не только местное значение. 5. Вопросы (по три для каждого экзаменующегося) задаются в письменном виде”* (* Ежегодник МИД, 1877 г., с. 109-110.. )
15/27 марта 1876 г. был издан еще один циркуляр по МИД, в котором уточнялось положение о дипломатическом экзамене для замещения штатных и сверхштатных дипломатических должностей в посольствах, миссиях и консульствах. Лица, окончившие Учебное отделение восточных языков при Азиатском департаменте или китайско-маньчжурское отделение факультета восточных языков С.-Петербургского университета, могли не сдавать дипломатический экзамен в том случае, если намеревались посвятить себя исключительно драгоманской службе. Если поступая на драгоманскую службу, они хотели бы иметь право перейти впоследствии на службу дипломатическую или же на должность консула, то им следовало сдавать экзамен на общем основании* (* Ежегодник МИД, 1877 г., с. 111..)
Стратегическая задача внешней политики России после Крымской войны – отмена нейтрализации Черного моря – была блестяще решена канцлером А.М.Горчаковым в 1870-1871 гг. 19/31 октября 1870 г. российским дипломатическим представителям в странах-участницах Парижского мирного договора 1856 г. был направлен циркуляр для сообщения его соответствующим правительствам. В циркуляре объявлялось, что Россия более не считает себя связанной постановлениями Парижского трактата, ограничивавшими ее суверенные права на Черном море. 1/13 марта 1871 г. на международной конференции в Лондоне была подписана конвенция, отменившая все ограничения для России, Турции и других прибрежных стран на Черном море.
Это был крупнейший успех российской дипломатии во главе с А.М.Горчаковым. Поэт и дипломат Ф.И.Тютчев писал:
Да, Вы сдержали Ваше слово -
Не двинув пушки, ни рубля.
В свои права вступает снова
Родная русская земля.
Во время восточного кризиса 70-х годов А.М.Горчаков пытался урегулировать положение на Балканах дипломатическим путем. Он обеспечил дипломатическую подготовку русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Последней крупной внешнеполитической акцией, в которой принял участие Горчаков, стал Берлинский конгресс 1878 г. по пересмотру условий Сан-Стефанского мирного договора* (* Сан-Стефанский мирный (прелиминарный) договор был подписан 19 февраля/3 марта 1878 г.; завершил русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Согласно договору Болгария от Дуная до Эгейского моря и от Черного моря до Охридского озера превращалась в номинально зависимое от Турции, но автономное княжество с правом избрания князя; турецкие вооруженные силы выводились из Болгарии; устанавливалась полная независимость Сербии, Черногории и Румынии; Босния и Герцеговина получили автономию; к России отходили отторгнутая от нее в 1856 г. часть Бессарабии, а также Ардаган, Карс, Батум, Баязет)., завершившего русско-турецкую войну. Основные условия договора – независимость Сербии, Румынии и Черногории – были сохранены. Однако России пришлось согласиться с изменением других статей Сан-Стефанского договора в ущерб ее интересам и интересам южных славян.
Влияние министра иностранных дел А.М.Горчакова постепенно уменьшалось. Начиная с 1876 г., в отсутствие канцлера Министерством управлял товарищ министра Н.К.Гирс* (* Гирс Николай Карлович (1820-1895), рус. дипломат. В МИД с 1838 г. В 1856-1858 гг. – генеральный консул в Египте, в 1858-1863 гг. – в Молдове и Валахии, в 1863-1869 гг. – посланник в Иране, в 1869-1872 гг. – в Швейцарии, в 1872-1875 гг. – в Швеции, в 1875-1882 гг. – товарищ министра иностранных дел и управляющий Азиатским департаментом, сенатор. Неоднократно управлял Министерством в отсутствие А.М.Горчакова. В 1882-1895 гг. – министр иностранных дел.). В 1880 г. А.М.Горчаков уехал на лечение за границу, сохранив за собой пост министра. С 18/30 мая 1880 г. Н.К.Гирс постоянно управлял Министерством. 22 марта/3 апреля 1882 г. император Александр III подписал рескрипт на имя А.М.Горчакова, в котором сообщал о том, что канцлер, согласно своему собственному желанию, освобождается от управления Министерством иностранных дел3* (*30 ф. Циркуляры по МИД, 1881-1882 гг., д.20, л.39-39 об.)
0. “При этом, - говорилось в рескрипте, - я чувствую душевную потребность вновь выразить вам горячую благодарность за оказанные вами в продолжение почти шестидесятипятилетнего служения престолу и отечеству доблестные и славные государственные заслуги…, стяжавшие вам признательное уважение соотечественников и запечатлевшие имя ваше на страницах истории”. 28 марта/9 апреля 1882 г. императором был подписан указ Сенату об увольнении А.М.Горчакова с поста министра иностранных дел с сохранением за ним звания государственного канцлера и члена Государственного совета* (* ф. Циркуляры по МИД, 1881-1882 гг., д.20, л.39 об..) В тот же день министром иностранных дел был назначен Н.К.Гирс.
Министерство иностранных дел в 1882-1899 гг.
Реформа 1897 г. Изменения в правилах приема на службу в МИД и назначения на дипломатические должности (1899 г.)
Возникновение группировки центральноевропейских держав (Тройственный союз 1882 г.), а также новое обострение соперничества с Англией в Средней Азии (афганский кризис 1885 г.) усилили опасность изоляции России. Требовалось найти противовес Англии и нейтрализовать тройственный блок. В 1881 г. был восстановлен, хотя и в иной форме, Союз трех императоров. Однако ухудшение с середины 80-х годов отношений России с Австро-Венгрией и Германией показало ненадежность Союза трех императоров как гаранта безопасности России. Русско-французский союз 1891-1893 гг. знаменовал новую расстановку сил в Европе.
Н.К.Гирс, возглавлявший внешнеполитическое ведомство в этот период вплоть до 1895 г., по мнению исследователей, уступал своему предшественнику князю А.М.Горчакову в широте взглядов и международном авторитете. Однако Н.К.Гирс бессменно оставался на посту министра иностранных дел в течение всего царствования Александра III, видевшего в нем добросовестного исполнителя своих планов. Император ценил в министре не только исполнительность, но и аккуратность, осторожность. Он говорил, что Гирс – такой человек, “который никогда не зарвется”* (* Рыбаченок И.С. “Брак по расчету. Н.К.Гирс и заключение русско-французского союза”. - В кн.: “Российская дипломатия в портретах”. М. 1992 г., с. 260..) Н.К. Гирс не проводил самостоятельного курса, но имел свой собственный взгляд на направление внешней политики, усматривая его в необходимости для России придерживаться миролюбивых действий, избегать конфликтов и осложнений. Последнее слово в решении всех внешнеполитических вопросов принадлежало Александру III. Император внимательно знакомился со всей дипломатической перепиской, вырезками из газет. На многих документах можно прочитать пометы и резолюции Александра III, порой весьма резкие. По его собственному выражению, он был “сам себе министр иностранных дел”* (* Рыбаченок И.С. Указ.соч., с. 259..)
Гирс осуществил минимальные перемены в работе центрального аппарата Министерства. Так, в 1882 г. начальник архива Канцелярии стал именоваться вице-директором Канцелярии. В 1891 г. была вновь учреждена должность вице-директора Департамента личного состава и хозяйственных дел. В 1893 г. были увеличены оклады старшего советника МИД и директоров департаментов за счет фактической ликвидации должности второго старшего советника. В связи с возросшим значением азиатских дел руководство Министерства подготовило документы об увеличении окладов чиновникам Азиатского департамента. Эти планы были осуществлены уже после смерти Гирса - в 1896 г.* (* ф. ДЛС и ХД, Реорганизация МИД, оп. 731, д. 17, л. 26-27. )
Наиболее кардинальным изменениям подверглось Положение о Цифирной части МИД. В докладе императору от 1/13 ноября 1886 г. Н.К.Гирс отмечал, что с момента утверждения Положения в 1867 г. чрезвычайно вырос объем шифрованной корреспонденции, особенно телеграмм. Между тем, штат сотрудников “секретного отделения Цифирной части”, занимавшихся этими документами, остался прежним (3 человека), что пагубно отражалось на их работе. Министр предлагал ввести еще две штатные должности. Кроме того Н.К.Гирс считал необходимым увеличить получаемые этими чиновниками через каждые пять лет прибавки к жалованью со 100 рублей до 15% оклада “с целью удержания их как можно долее при их специальных занятиях и вознаграждения за малую подвижность их служебной карьеры” ф. ДЛС и ХД,* (* Реорганизация МИД, оп. 731, д. 24, л. 2.) . Положения о повышенных пенсиях этой категории чиновников дополнялись положением о праве выхода на пенсию по болезни: лица, прослужившие в секретном отделении десять лет, получали в качестве пенсии треть своего оклада, а прослужившие пятнадцать лет – две трети. Дополнительные средства требовались на размещение всех чиновников секретной части в казенных квартирах в одном доме, принадлежавшем МИД. Проект нового Положения для Цифирной части и штатов был одобрен Александром III 1/13 ноября 1886 г. без заслушивания в Государственном совете и введен в действие негласно с целью неразглашения мер по улучшению деятельности шифровальной части* (* Там же, л. 10-15.. )
В январе 1887 г. Гирс подписал циркуляр* (*ф. Канцелярия, оп. 470, 1887 г., д. 23, л. 2.), согласно которому французский язык в политической переписке Министерства был заменен русским, за исключением тех случаев, когда дипломатические представители сообщали об устных или письменных переговорах с иностранными министрами, происходивших на французском языке. Однако переход на русский язык был осуществлен не сразу, поскольку многие дипломаты еще долго придерживались старой традиции.
В конце 80-х годов были установлены более частые регулярные курьерские сообщения между центральным аппаратом и заграничными представительствами. Разработанные Министерством правила о срочных курьерских сообщениях были утверждены императором 5/17 января 1888 г.* (* Очерк истории МИД, с. 181.)
Преемником Н.К.Гирса, скончавшегося 14/26 января 1895 г., стал видный государственный деятель и опытный дипломат, историк, почетный член Российской академии наук князь А.Б.Лобанов-Ростовский* (* Лобанов-Ростовский Алексей Борисович (1824-1896), князь, рус. дипломат, историк. В МИД с 1844 г., в 1856-1859 гг. – советник посольства, а в 1859-1863 гг. – посланник в Турции. В 1863-1867 гг. – в отставке. В 1867-1878 гг. – товарищ министра внутренних дел; в 1878-1879 гг. – посол в Турции, в 1880-1882 гг. – в Великобритании, в 1882-1895 гг. – в Австрии, в январе 1895 г. назначен послом в Берлине, но к месту службы не выезжал. В 1895-1896 гг. – министр иностранных дел. Занимался изучением генеалогии рус. дворянских родов, а также собранием и изданием исторических документов.). 26 февраля/10 марта 1895 г. Лобанов-Ростовский, занимавший до этого в течение тринадцати лет пост посла в Вене, был назначен управляющим МИД, а 6/18 марта – министром иностранных дел* (* ф. Циркуляры по МИД, 1895 г., д. 33, л. 8-9.). Он был человеком твердых принципов, осторожным политиком, имевшим собственную внешнеполитическую концепцию. Как министр, Лобанов-Ростовский пользовался авторитетом у императора и в высших бюрократических кругах. Однако Лобанов-Ростовский возглавлял МИД всего полтора года. Он умер 18/30 августа 1896 г. в Вене, где находился вместе с императором Николаем II. Управление Министерством* (* Там же, 1896 г., д. 35, л. 69.)было поручено товарищу министра иностранных дел Н.П.Шишкину* (* Шишкин Николай Павлович (1828-?), рус. дипломат. В МИД с 1853 г. В 1875-1880 гг. – посланник в Вашингтоне, 1880-1884 гг. - в Афинах, в 1884-1891 гг. – в Стокгольме. В 1891-1897 гг. – товарищ министра иностранных дел, в 1895-1897 гг. – управляющий МИД)., затем, 1/13 января 1897 г., - М.Н.Муравьеву* (* Муравьев Михаил Николаевич (1845-1900), граф, рус. дипломат. В МИД с 1864 г. В 1877-1878 гг. – советник посольства России во Франции, в 1884-1893 гг. – в Германии; в 1893-1896 гг. – посланник России в Дании; с января 1897 г. – управляющий МИД, с апреля 1897 г. по 1900 г. – министр иностранных дел.). 13/25 апреля того же года М.Н.Муравьев получил пост министра иностранных дел ф. Циркуляры по МИД, 1897 г., д. 36, л. 1, 42.. При Муравьеве проводилась активная политика на Дальнем Востоке. Более энергичные действия стали предприниматься Россией на Ближнем и Среднем Востоке, благодаря чему были восстановлены прямые (без посредничества Великобритании) контакты с Афганистаном, усилены позиции в Иране и отчасти в Турции. В 1899 г. в Гааге состоялась первая конференция мира, созванная по инициативе России.
Во второй половине 90-х годов ведущие дипломаты того времени осознавали необходимость реформы Министерства в соответствии с усложнением задач внешнеполитического ведомства. В частности, в ноябре 1895 г. член Совета Министерства юрист-международник Ф.Ф.Мартенс направил А.Б.Лобанову-Ростовскому “Записку о преобразовании МИД”* (* ф. ДЛС и ХД, Реорганизация МИД, оп. 731, д. 28, л. 3-17 об.) . Он подверг резкой критике “Учреждение МИД” 1868 г., положения которого, по его мнению, не отвечали задачам времени. Мартенс считал, что реорганизация Министерства в 1868 г. свелась к сокращению числа служащих и изменению внутреннего распределения дел в подразделениях центрального аппарата, которые, в свою очередь, остались в прежнем виде. Кроме того Мартенс изложил в записке план реформирования Министерства, составленный на основании изучения опыта работы дипломатических ведомств западноевропейских стран. Планом Мартенса впоследствии руководствовались при обсуждении возможного усовершенствования структуры МИД. В записке предлагалось следующее устройство Министерства иностранных дел: “I. Министр иностранных дел. II. Товарищ министра иностранных дел. III. Старшие советники. IV. Совет МИД. Личный состав этого учреждения может остаться неизменным, но круг ведомства его должен быть определен более точным образом, нежели по закону 1868 г. Во всяком случае, желательно, чтобы к предметам ведомства Совета были отнесены: 1) дела, подлежащие обсуждению в законодательном порядке; 2) дела спорные о толковании международных законов и действующего законодательства; и 3) производство дипломатического экзамена. V. Канцелярия МИД. Директор, 2 вице-директора, делопроизводители, секретари и т.д. Круг ведомства: Отделение I: заведывание всем личным составом МИД, то есть вся инспекторская часть, а равно и счетная и хозяйственная часть Министерства. Отделение II: заведывание отправкою и приемом дипломатических курьеров как в западноевропейские государства, так и в государства Азии и Америки. При Канцелярии находится литография Министерства. VI. Департамент политических дел. Директор, 2 вице-директора. Круг ведомства: Отделение I: заведывает политическою перепискою с европейскими и американскими государствами. Отделение II: заведывает политическою перепискою с Оттоманскою империею, Персиею, Китаем и Япониею. Отделение III: заведывает политическою перепискою по среднеазиатским делам. При этом департаменте должна находиться первая экспедиция нынешней Канцелярии и отделение В.В.Сабанина* (* В.В.Сабанин был старшим чиновником при Канцелярии МИД и наряду с младшими чиновниками занимался дешифровкой иностранных документов.). В состав персонала этого департамента должны входить лучшие редакторы дипломатических нот на французском и русском языке, которые имеются в ведомстве Министерства иностранных дел. VII. Департамент консульских дел. Директор, 1 вице-директор. Круг ведомства: Отделение I: заведывание консульской частью в европейских и американских государствах, за исключением Турции. Отделение II: заведывание консульской частью в Турции и в других восточных государствах. Отделение III: управляет торгово-промышленными делами, насколько этого требуют международные коммерческие трактаты и постановления действующего Консульского устава. VIII. Департамент общих дел. Директор, 1 вице-директор, юрисконсульт МИД. Круг ведомства: Отделение I: заведывание сношениями МИД со всеми присутственными местами империи по общим делам; составление законопроектов по вопросам законодательным, возникшим в самом Министерстве, и дача заключений по законопроектам, сообщаемым из других ведомств; разрешение пререканий; составление заключений и справок по всем делам, возникшим в других установлениях Министерства, на основании трактатов, законов и международного права. Наконец, сюда же относится Юрисконсультская часть МИД, состоящая в ближайшем заведывании юрисконсульта Министерства и под высшим контролем директора Департамента общих дел. Отделение II: заведывает делами о защите прав и интересов русских подданных за границею и иностранцев в России; делами об экстрадиции, выдаче наследств, переходе из подданства, исполнении судебных поручений. Отделение III: составление грамот и кабинетных писем; засвидетельствование актов; вопросы этикета и церемониала, при этом же Департаменте находятся: Газетная экспедиция, библиотека Министерства, архив текущих дел, ныне находящийся при Канцелярии МИД. IX. Управление архивами. В видах упорядочения нынешнего хаотического состояния архивов кажется совершенно необходимым сосредоточить управление всеми тремя архивами в руках одного лица и значительно увеличить личный состав и денежные средства этих установлений. Под начальством директора Управления архивами должны находиться начальники: 1. Государственного архива и С.-Петербургского Главного архива МИД; 2. Московского Главного архива МИД”* (* ф. ДЛС и ХД, Реорганизация МИД, оп. 731, д. 28, л. 15 об. - 17 об.).
В 90-х годах министерские подразделения сообщали руководству МИД о расширении круга их деятельности, увеличении объема работы, повышении требований, предъявляемых к чиновникам, и о крайнем напряжении сил всех сотрудников. В связи с этим выражались просьбы об увеличении штатов. Так, в 1897 г. Департамент внутренних сношений подготовил записку* (* Там же, д. 17, л. 38-43)., в которой перечислялись новые проблемы, поступившие в ведение департамента после 1868 г.: “1) Дела пограничные, касающиеся порубежных сношений вообще, и, в частности, периодических поверок государственной границы международными комиссиями, вызывающие обширную и многосложную переписку с Министерствами военным, внутренних дел, финансов и генерал-губернаторами и губернаторами пограничных губерний, причем Департамент внутренних сношений не только снабжает наших комиссаров инструкциями, но и проверяет их работы по подлинным актам разграничения и декларациям. 2) Дела о заключении между Россиею и западноевропейскими, американскими и некоторыми африканскими государствами трактатов и конвенций по торговле и мореплаванию, по железнодорожным и телеграфным сообщениям, по охранению народного здравия, по экстрадиции преступников, по судебным и наследственным вопросам, по ограждении промышленной собственности и по многим другим отношениям частного и публичного международного права. 3) Дела о применении в международных сношениях и в пограничной полосе санитарных мер на случай появления заразных болезней. 4) Дела, связанные с движением русской эмиграции в западноевропейские страны и в Америку. 5) Дипломатическая и внутренняя переписка по участию России в международных конгрессах, выставках и конференциях. 6) Составление отзывов и заключений Министерства по законопроектам и юридическим вопросам общего и частного свойства, имеющим отношение к предметам ведомства департамента. 7) Переписка, касающаяся преимуществ и льгот лиц дипломатического корпуса по таможенной части, судебной, паспортной и т.п. и 8) кроме того, в силу особого соглашения с Министерством внутренних дел (1881 г.) некоторые дела о крайнем Севере в связи с охраной русских интересов на северо-восточном побережье Скандинавского полуострова и в наших северных территориальных водах. В какой мере эти вновь создавшиеся силою вещей обязанности департамента являются многосложными, можно заключить уже из того, что одних международных соглашений состоялось в 1881 г. при ближайшем участии департамента более шестидесяти и что за это время на нашей западной границе работалодвадцать три отдельных международных комиссий по поверке и восстановлению пограничной линии”. В записке отмечалось, что Департамент внутренних сношений ведает также деятельностью 66 консульств в Европе и Америке. В связи с этим повысились требования к профессиональному уровню чиновников, которые помимо соответствующего образования должны были иметь юридическую подготовку и знать не менее двух иностранных языков.
А.Б.Лобанов-Ростовский создал специальную Комиссию по пересмотру штатов Министерства и подготовил их проект для внесения в Государственный совет. Проект был составлен с учетом пересмотренного в январе 1896 г. штата Азиатского департамента МИД. Однако Лобанов-Ростовский успел лишь сообщить об этом проекте министру финансов, прося его выделить необходимые средства. М.Н.Муравьев, возглавивший МИД в 1897 г., полностью разделял взгляд своего предшественника на действующие штаты Министерства, как совершенно устарелые и недостаточные для успешного исполнения лежащих на нем задач, однако считал, что для улучшения деятельности ведомства требуются помимо этого некоторые преобразования, касающиеся “порядка заведывания текущими делами и распределения их между отдельными центральными его установлениями”.
Предложения министра были доложены царю и одобрены. М.Н.Муравьев сообщал в Министерство финансов: “В намеченной реформе поставлена задача подчинить политическую деятельность и переписку Министерства единому руководству, прекратив установившуюся в практике этого ведомства обособленность действий отдельных частей. Для достижения этой цели на товарища министра возложено более близкое, чем было доныне, участие в текущих политических делах, в том числе касающихся Востока. Вследствие этого обязанности товарища значительно увеличились, и так как кроме того в отсутствие министра товарищ призывается к исполнению его должности, продолжая в то же время заведывать текущим делопроизводством по Министерству, то представлялось целесообразным для облегчения его труда, сосредоточив в его ведении политические дела, заведывание административными делами соединить с должностью старшего советника, на которого в отсутствие товарища и при исполнении им должности министра будет возлагаемо заведывание на правах товарища текущими делами всего Министерства… Затем в видах упорядочения делопроизводства мне казалось также полезным изменить установившееся распределение дел между Канцеляриею Министерства и Азиатским департаментом. По закону в Канцелярии сосредоточивается политическая переписка, но политические дела, касающиеся Востока, отнесены к ведомству департамента Азиатского. Между тем в настоящее время восточные дела так тесно соприкасаются с интересами европейских держав, что строго разграничить означенные дела от дел европейской политики весьма трудно, поэтому, не находя основания неизменно оставлять все дела, касающиеся Востока, в ведении названного департамента, тем более, что это может привести к чрезмерному их скоплению в этом департаменте в ущерб успешному их производству, я полагаю, что распределение означенных дел между департаментом Азиатским (существующее наименование коего я предполагаю изменить) и Канцеляриею должно зависеть от усмотрения министра”* (* ф. ДЛС и ХД, Справочный материал, оп. 664/1, д. 72, л. 12-13).. Мотивируя необходимость увеличения штатов и повышения окладов, М.Н.Муравьев отмечал: “В течение 30 лет, протекших с утверждения штатов 1868 года, деятельность Министерства по всем частям его ведомства значительно усилилась. Об этом свидетельствует между прочим увеличение телеграфной переписки центральных его учреждений, которая в 70-х годах обходилась Министерству от 3000 руб. до 8000 руб. в год, в 80-х годах от 11 до 32 тысяч руб., а в 90-х годах доходит до 40000 руб. Параллельно с развитием международных сношений ныне все чаще созываются международные конференции и съезды, заключаются трактаты и конвенции по самым разнообразным вопросам, устраиваются международные выставки, предпринимаются путешествия высочайших особ и уполномоченных правительств, - все это за последнее время удвоило количество работы Министерства. Наконец, собственные учреждения Министерства за границею (посольства, миссии и консульства) сильно возросли: по старым штатам таковых насчитывалось 102 учреждения (44 на Востоке и 58 в европейских странах) с составом в 291 лицо, а теперь число их равно 147 (69 в восточных государствах и 78 в европейских) с составом в 376 чиновников. К этому надо прибавить нештатные консульские посты, которых было в 1869 г. – 257, а в настоящее время – 274”* (* ф. ДЛС и ХД, Справочный материал, оп. 664/1, д. 72, л. 15 об.-16.) Министр указывал на настоятельную необходимость увеличить число оплачиваемых младших сверхштатных чиновников и писцов и расширить штаты Департамента личного состава и хозяйственных дел на три единицы (одного вице-директора и двух делопроизводителей). Все эти соображения после соответствующего одобрения Министерством финансов были внесены М.Н.Муравьевым в Государственный совет в Представлении МИД от 16/28 августа 1897 г. В этом документе обосновывалась также необходимость изменения названий двух департаментов – Азиатского и Внутренних сношений: “Старое “Учреждение МИД” 1846 г… определяло, что “в Азиатском департаменте сосредоточивается переписка по делам, касающимся собственно Азии…”. В то время географический район наших сношений с Востоком до известной степени оправдывал название департамента Азиатским. Но с выходом из-под власти Турции целого ряда государств европейских, сношения с коими ведаются в этом департаменте, и с распространением сношений наших на африканские земли название “Азиатский” является в настоящее время слишком узким и не соответствующим кругу тех государств, по делам которых он имеет ныне компетенцию. Равным образом и определение ведомства второго из упомянутых департаментов словами “Внутренних сношений” противоречит роду производимых им дел, относящихся, главным образом, к сношениям внешним. На этом основании… означенные наименования отменяются, и Азиатский департамент предполагается переименовать в Первый департамент, а Департамент внутренних сношений в департамент Второй”* (* ф. ДЛС и ХД, Реорганизация МИД, оп. 731, д. 12, л. 92.. )
Новые штаты МИД были одобрены 15/27 декабря 1897 г.* (* ПСЗРИ, собр. III, т. XVII, 1897 г., № 14770, с. 687-688; дополнения – с. 455-458). В них содержались изменения, затронувшие и ряд пунктов “Учреждения МИД” 1868 г. При министре иностранных дел отныне состояли: один старший советник, два непременных члена Совета (один из которых занимался разработкой важнейших вопросов международного права), два советника и восемь чиновников особых поручений. Товарищ министра и старший советник могли заменять министра на заседаниях высших органов государственной власти. В тех случаях, когда товарищ министра должен был заменять министра, его обязанности исполнял старший советник. Кроме того, на старшего советника возлагалось заведывание частью текущих дел МИД на правах товарища министра. По указу Николая II от 22 апреля/4 мая 1897 г. старший советник получил право присутствовать в Государственном совете, Комитете министров и Правительствующем Сенате* (* Очерк истории МИД, с. 203).. В Канцелярии МИД сосредоточивалась политическая переписка, “не исключая касающейся Востока”. Азиатский департамент переименовывался в Первый департамент, а Департамент внутренних сношений – во Второй департамент. Из ведения Первого департамента изымались политические дела. Узаконивалась должность вице-директора Департамента личного состава и хозяйственных дел. Государственное казначейство выделило для МИД дополнительную сумму в 60 899 руб. Штаты вступали в силу с 1/13 января 1898 г.* (* ф. ДЛС и ХД, Реорганизация МИД, оп. 731, д. 12, л. 77). По сравнению со штатами 1868 г. число кадровых чиновников МИД увеличилось всего на 4 человека и составляло 138 единиц. Добавочные средства шли, таким образом, на увеличение жалованья штатным чиновникам и увеличение числа оплачиваемых сверхштатных чиновников.
В связи с повышением требований, предъявлявшихся к чиновникам МИД, 1/13 декабря 1899 г. М.Н.Муравьев ввел некоторые изменения в “Правила для определения на службу и к должностям по Министерству иностранных дел”, установленные в 1859 и 1875-1876 гг.* (* Ежегодник МИД, 1900 г., с. 369-373. Циркуляр по МИД № 30). Так, “всякий желающий поступить на службу” в МИД, должен был прежде всего обратиться к директору того департамента, к которому желал “причислиться”, с прошением на имя императора. К прошению прикладывались документы, требовавшиеся по закону для поступления на государственную службу. После этого необходимо было пройти “предварительное испытание”: “Явившийся на испытание должен: а) По внимательном прочтении данного ему дела представить письменное из него извлечение и словесно изложить сущность прочитанного с надлежащими объяснениями. б) На предложенную тему составить на русском и французском языках записку, по которой можно было бы судить о том, в какой степени испытываемый чиновник способен излагать свои мысли правильно и ясно на обоих языках”. Затем желающие поступить на дипломатическую должность или перейти на таковую должны были пройти “испытание познаний”. Программа дипломатического экзамена
![]() |
ЧЕЧНЯ. Бюджет в плюсе: Чечня перевыполнила налоговый план на 111%
ЧЕЧНЯ. Газ под ногами: как не взорвать Кавказ случайным экскаватором
ЧЕЧНЯ. Кадыров показал, как спецназ разбирается с FPV-атаками
АДЫГЕЯ. Адыгея вводит новые субсидии для фермеров: до 3,5 млн на ягоды и тепличные овощи
АДЫГЕЯ. Адыгея стала привлекательней для туристов на 56% в 2025 году
ЧЕЧНЯ. Для жены экс-судьи Верховного суда Чечни Мусаевой запросили еще 4 года колонии
ДАГЕСТАН. Дагестан направит 60 млн рублей на развитие туризма в труднодоступных районах