Яндекс.Метрика
Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Чеченская мечеть в Суэйлихе — символ, ожидающий верности


ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Чеченская мечеть в Суэйлихе — символ, ожидающий верности
На фото: Доктор философских наук Самир Сабир Бено

ЧЕЧНЯ. «Аль-Дустур» (в переводе с арабского — «Конституция») — иорданская ежедневная газета, издающаяся в Аммане. Она считается одной из старейших и самых популярных газет Королевства. Основанная в 1967 году, она выходит ежедневно в печатном виде тиражом около 40 000 экземпляров.

На официальном сайте газеты (addustour.com ) также доступна онлайн-версия, где публикуются местные, арабские и международные новости, а также статьи, аналитические материалы, экономические и культурные обзоры.

На страницах этого издания часто выходят статьи известного в Иордании политика, учёного и общественного деятеля, бывшего сенатора, доктора философских наук, генерала полиции в отставке Самира Сабира Бено, потомка легендарного наиба имама Шамиля, Героя Кавказской войны Байсангура Беноевского. В своих публикациях наш брат Самир Сабир Бено поднимает проблемы чеченцев, проживающих в Иордании.

Предлагаем вниманию читателей газеты «Аргун» его очередную статью, напечатанную в газете «Аль-Дустур» 12 октября 2025 года, в которой поднимается проблема строительства мечети в г. Суэйлихе.

От старой чеченской мечети в Суэйлихе (один из четырёх городов Иордании, где компактно проживают чеченцы) остался лишь безмолвный минарет, одиноко сопротивляющийся забвению — немой свидетель века веры, упорства и коллективного труда.

Эта мечеть, построенная чеченцами сразу после основания их деревни в 1905 году, была не просто зданием — она стала символом принадлежности и духовным центром жизни её жителей.

Сегодня от неё остались лишь руины — камни и пыль, следы некогда величественного сооружения, которое занимало особое место в сердцах жителей Суэйлиха.

Мечеть была закрыта на протяжении многих лет из-за трещин, угрожавших безопасности молящихся. Примерно три года назад её снесли по рекомендации Высшего инженерного комитета Министерства общественных работ. С тех пор руины остались без изменений, безмолвные, как и её минарет, ожидая действий, которые вернут ей жизнь и вернут жителям Суэйлиха их историческую мечеть, которую они сами поддерживали более века за собственный счёт.

Чеченская мечеть возводилась поэтапно — от скромных начинаний к устойчивой прочности. Сначала — из глины и дерева, затем — из глины и камня и, наконец, — из камня и цемента, крепкого, как вера её строителей. Чеченцы строили её своими руками и на свои средства, считая, что мечеть — не просто место молитвы, а живое сердце их духовной и общественной жизни, центр их единства и самобытности.

Понимая необходимость постоянного ухода, они выделяли часть своего дохода на её содержание, превращая мечеть в живой вакуф, служащий их потомкам. В 1939 году хадж Сулейман ибн Саад аш-Шишани пожертвовал около 85 дунамов земли в качестве вакуфа для нужд мечети.

Чеченская мечеть — это больше, чем дом молитвы; это национальный и исторический памятник с глубокими корнями. В её стенах молился король-основатель Абдулла I, а король Фейсал I, король Ирака, во время визита в Амман в 1923 году оказал помощь в завершении строительства. В стенах мечети жила душа первых переселенцев и их глубокая вера. На протяжении десятилетий мечеть была центром религиозной и общественной жизни Суэйлиха — местом, где объединились души и сердца.

Однако её путь прервался — мечеть закрыли решением Министерства вакуфов для последующего восстановления. Главным препятствием оставалась высокая стоимость строительства, но и эта преграда была преодолена благодаря королевскому благодеянию. Мечеть снесли в ожидании нового строительства, тендер был утверждён, и все ожидали скорого возрождения. Но мечта так и осталась мечтой — проект до сих пор не начат.

Несмотря на отсутствие звука азана и света спокойствия, мечеть остаётся в сердцах жителей Суэйлиха и в глазах проходящих мимо — живым символом духовного и общественного единства, продолжавшегося более века. Её гордый, но безмолвный минарет и разбросанные без заботы камни — это свидетельства истории переселенцев, принесших с собой веру, идентичность и надежду, решивших построить на этой благословенной земле прежде всего дом Аллаха.

Чеченская мечеть в Суэйлихе была не только религиозным местом, но и местом встреч, добрых дел и взаимопомощи. В её стенах распределялись пожертвования, решались споры, и люди находили поддержку. Это был дом милосердия и единства не меньше, чем дом молитвы.

Сегодня, спустя почти 120 лет после основания, жители Суэйлиха всё ещё ждут свою мечеть. В центре района больше не звучит азан, и лишь несколько квадратных метров в торговом центре служат местом для коллективной молитвы.

Восстановление чеченской мечети — это не просто строительный проект. Это нравственный и исторический долг. Это религиозная и национальная ответственность, акт верности вакуфу, посвящённому служению Богу, и признание труда людей, которые своими руками возводили дом Аллаха прежде, чем свои собственные. Это зов сердец, зов вернуть душе место, где она обитала.

Так есть ли кто, кто услышит эту мольбу? Кто принесёт добрую весть, которая согреет сердца и вернёт жизнь этому месту? Мы устали от тишины и эха… Устали от обещаний и ожидания.

Автор: Сабир Бено, доктор философских наук
Источник: г-та Аргун (Орга)№ 54-55 27.10.2025


checheninfo.ru



Время в Грозном

   

Горячие новости


Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru


Наши партнеры

gordaloy  Абрек