ДАЙДЖЕСТ: |
Вахит Акаев
Появление суфизма на Северном Кавказе и последующие его видоизменения связаны с началом распространения и утверждения в этом регионе ислама и основанной на нем мусульманской культуры. До арабских завоевательных походов на Кавказ здесь существовали несколько государственных образований, как-то: Армения, Грузия, Кавказская Албания – со своими границами, общественно-политическим устройством, экономической и духовно-культурной жизнью. Многоплеменной и многоязычный Кавказ являл собой пеструю этноконфессиональную картину. Народы региона исповедовали древние языческие верования, в том числе и зороастризм, хотя к этому времени в Армении и Грузии имелись носители монотеизма: иудаизма и христианства.
В VII веке в Армении и Грузии христианство занимает прочные позиции, хотя местные языческие культы играли важную роль в социокультурной жизни кавказских этносов. Кроме того, при наличии элементов языческих верований, а также существования отмеченных форм монотеизма в данный регион стали проникать христианские еретические течения. При доминирующей роли язычества в этот период среди народов Северного Кавказа возрастает роль христианства. Распространение христианства среди отдельных народов Северного Кавказа объясняется усилением влияния Армении и Грузии, принявших христианство еще в IV веке нашей эры. Народы Северного Кавказа находились в обширных экономических, политических и культурных контактах с закавказскими государственными образованиями. В свою очередь Армения и Грузия политически и культурно тяготели к христианской Византии. Как отмечал советский академик Н.Я. Марр: «Армяне и грузины, несмотря на разноязычие, составляли в начальную эпоху христианства один целостный мир»1. Влияние византийско-христианской цивилизации на народы Северного Кавказа происходило как через Закавказье, так и напрямую. Для христианизации языческих народов Кавказа Византия направляла священнослужителей, организовывавших церкви и школы. Подобные факты зафиксированы в ранних средневековых армянских, византийских и грузинских исторических хрониках. Опираясь на эти источники, К.В. Тревер пишет, что «как в Армении и в Иберии, так и в Албании в V веке существовали школы, в которых обучались дети»2.
К моменту нашествия арабов в Кавказской Албании сложилась мозаичная конфессиональная картина. Здесь сосуществуют местные языческие верования, секты христианства и зороастризма, секты манихеев и маздакитов. Эта пестрота религиозной ситуации отражалась на духовном мире народов Северного Кавказа, находившихся в тесных контактах с близкими в этнокультурном отношении народами Закавказья. В поликонфессиональной ситуации, сложившейся в Закавказье и на Северном Кавказе, необходимо учесть достаточно древнее присутствие здесь иудаизма. По некоторым данным, иудаизм появился в Грузии в I веке нашей эры. Более позднее появление иудаизма на Северном Кавказе связано с переселением в VI веке иудейского племени, изгнанного с Ирана из-за участия в так называемом маздакитском восстании, вспыхнувшем в конце V века и продолжавшемся до начала VI века.
Идейной основой движения маздакитов являлись коммунистические положения: общинное владение землей, общность имущества. Маздакиты считали, что «все, чем владеют богатые, нужно раздавать бедным, поскольку первые лишь случайно имеют то, что принадлежит всем»3. Маздаку, вождю восстания против верховной власти в Иране, приписывают слова: «Ваши жены – ваше имущество»4. Эти общественные идеи в конечном итоге в Иране были дискредитированы, само движение маздакитов жестоко подавлено и рассеяно. Иудеи, принимавшие участие в этом движении, вынуждены были спастись бегством на Северный Кавказ.
Эмигрировавшие на Северный Кавказ иудеи заселяют свободные земли, расположенные между Тереком и Сулаком. В междуречье Терека и Сулака состоялась встреча иудеев-мигрантов и язычников хазар, сыгравшая главенствующую роль в возникновении агрессивного в военном отношении государства Хазария. Возникновение Хазарии – этого своеобразного хазарско-иудейского духовно-культурного и военно-политического образования – до сих пор остается одной из недостаточно изученных проблем средневековой истории Северного Кавказа.
Представляется обоснованной точка зрения Л.Н. Гумилева, согласно которой главным этносом в Хазарии явилось тюркское племя хазар. Появившись в IV веке из глубин Китая, оно переместилось в низовья Волги, где в течение нескольких веков адаптировалось к новым благоприятным для него природно-климатическим условиям. Увеличившись количественно, хазары осваивают лесистую долину Терека. Ф.Г. Карпович отмечал: «В степях Северного Кавказа жили хазары, народ тюркского племени, вернее смесь разных тюркских племен»5. Интенсивное освоение ими Терского бассейна и части Северного Дагестана позволило Л.Н. Гумилеву утверждать, что «родина хазар находилась в низовьях Терека и Сулака»6.
К моменту арабских завоевательных походов на Кавказ в Хазарии доминировала иудейская религия, что подтверждается трудами авторитетных исследователей7. Ко времени образования Хазарии на территории Северного Кавказа существовали собственно кавказские государственные образования: Кавказская Албания (охватывавшая часть Южного Дагестана, Азербайджана, Грузии), Алания, Серир, имевшие тесные торговые, политические и культурные контакты с Грузией, Арменией, Ираном, а также с Византией. Взаимоотношения кавказских государственных образований с Хазарией первоначально носили враждебный характер. Автохтонные народы Кавказа в течение нескольких веков находились во враждебных отношениях с хазарами, притязавшими на их свободу. Но в этом противостоянии, как сообщается в грузинских исторических хрониках, побеждают хазары. Хазарские цари привлекали на воинскую службу представителей кавказских этносов, которые занимали высокие военные должности в войсках хазар. Взаимоотношения Хазарии с местными государственными образованиями, базировавшиеся на торговых, военно-политических и духовно-культурных узах, в целом отличались стабильностью. Хазарские войска часто успешно нападали на персидские гарнизоны в Закавказье, совершали походы против Византии, облагали данью Киевскую Русь.
Относительно мирное развитие конфессиональной картины на Северном Кавказе подвергается радикальному изменению в связи с завоевательными походами арабов в первой половине VII века. На Кавказе сталкиваются торговые и геополитические интересы трех мировых держав: Персии, Византии и арабского Халифата. Кроме того, на Северном Кавказе в военно-политическом и экономическом отношении доминировала Хазария, тревожившая набегами Персию и Византию. Именно против воинственной Хазарии в течение нескольких веков воевали самые известные арабские полководцы.
Впервые арабы на Северном Кавказе появляются в 642 году, когда, покорив Грузию и Армению, они оказались у стен южно-дагестанского средневекового города Дербента, входившего в состав Персидской империи. Дербент был заложен в IV веке персидским шахом Ануширваном, чтобы оградить проникновение в Закавказье воинственных кочевников с Севера. Персидский гарнизон крепости Дербента с покорением Ирана арабами и значительной исламизацией персов сдает ее и переходит в ислам. Покорив Дербент, арабы начинают войну с хазарами, ставшими преградой на пути их северных завоеваний. Арабо-хазарские войны в течение двух веков протекали с переменным успехом. Нашествию арабов на Северный Кавказ противостояли объединенные войска хазар, аварцев, лезгин, лакцев, нахов и др. Для этих народов, в основном исповедовавших язычество, арабы со своей религией надолго оставались завоевателями, посягавшими на их жизнь и духовные ценности.
В войнах против арабов хазарам и горцам часто удавалось не только успешно противостоять, но добиваться разгрома их передовых отрядов. Но арабы, хорошо понимавшие стратегическое значение Северного Кавказа для своей геополитики, проявляли упорство в его покорении, стремились втянуть этот регион в обширное пространство своей империи. Окончательному осуществлению этих планов мешали внутренние междоусобицы в арабском Халифате, частые восстания покоренных народов.
Арабы несколько раз разбивали войска хазар, вынуждали их правителей принимать ислам, строили на покоренных территориях мечети, в которых создавались примечетские арабоязычные школы, превращавшиеся в центры духовного просвещения мусульман. В отношении горцев-язычников арабы проводили насильственную политику исламизации, а противящихся жестоко наказывали. На территорию нынешнего Дагестана завоевателями были переселены десятки тысяч арабов и покоренные ими народы. Они распространяли ислам, вносили в культурную жизнь кавказских этносов духовные ценности, основанные на учении о единобожии.
В целом арабо-мусульманская культура не представляет единообразную систему в силу различных этнокультурных основ, ее формировавших. Тем не менее она способствовала обогащению аборигенных культур на Северном Кавказе, расширяя их духовные горизонты, формировала универсальное мировосприятие у народов, ранее исповедовавших язычество. Но арабо-мусульманская культура, как инновация, способствовала обогащению традиционных культур кавказских горцев, делала ее более осмысленной, духовно ориентированной. В IХ-ХI веках арабы активно продолжают завоевывать сопротивляющиеся народы, особенно Северо-Восточного Кавказа: прежде всего дагестанцев, нахов (чеченцев, ингушей). Им удается покорить некоторые дагестанские племена: лезгин, лакцев, табасаранцев, аварцев – которые после исламизации совместно с арабскими отрядами насаждали ислам другим народам Дагестана. Исламизированные кавказские народы становились опорой для арабов в покорении и исламизации народов, придерживавшихся традиционных религиозных верований.
По мнению дореволюционного исследователя П. Позднева, утверждению ислама в Дагестане способствовал суфизм. «Уже в Х–ХI веках дервишество возбуждало кавказских мусульман против некоторых светских князей Дагестана», – пишет он. Далее отмечается, что суфийские братство в конце ХIV века вновь возбуждало горцев против «злоупотреблений некоторых князей и духовных властолюбцев»21.
Важные сведения о религиозной ситуации в Чечне и Дагестане дает турецкий путешественник, дервиш Эвлия Челеби, который весной 1666 года прошел Северный Кавказ, начиная с запада, с территории абхазов. Он посещает территории черкесов, чеченцев, дагестанцев. При этом описывает народный быт, обычаи, традиции, верования. Посетив русскую крепость Терки, расположенную на территории нынешней Чечни, он зафиксировал факт наличия суфизма среди жителей этой крепости. Так, он сообщает, что «все местные жители, проживающие в крепости – единобожцы, исповедующие учение своих духовных наставников»22. Тем самым Эвлия Челеби ясно указывает на то, что мусульмане в крепости Терки – последователи суфизма. Описывая свое путешествие по землям кумыкских владетелей, Эвлия Челеби пишет, что в начале мая 1666 года он вступил в «границы исламского дагестанского падишахства и прошел по берегу Терек на восток 15 часов. Река Сунжа, начинаясь в Крае Ачик-Балу в Грузии (заметим, что Челеби имел достаточно точные сведения, заявляя, что река Сунжа берет свое начало в горах Грузии – В.А.), впадает в реку Терек»23.
Турецкий путешественник-дервиш приходит к выводу, что страна Дагестан является исламским краем, который, начиная от Сунжи, имеет много «благоустроенных поселений»24. В дагестанском населенном пункте Эндери он посещает целый ряд мавзолеев святых: Эль-Хаджи-Джама, Хаджи Ясеви-Султана, Хаджи Абдаллаха Ташкенди25. По-видимому, это – мавзолеи тюркоязычных святых. Средневековый город Эндери произвел на Челеби яркое впечатление: «Этот город древний, средоточие мудрых, обитель поэтов и умиротворенных... Его ученые обладают мудростью арабов и великими знаниями... И все население знает языки персов, грузин, черкесов, кумыков, калмыков, монголов, хешденов, русов, московитов, лезгин и разных прочих, и разговаривает на этих языках»26.
По свидетельству Эвлия Челеби, селение Эндери густо населено, этнически многообразно, многоязычно, разнопрофессионально, и в нем доминирует арабо-мусульманская культура. Оказавшись в дагестанской крепости Койсу, расположенной восточнее Эндери, Эвлия Челеби замечает, что в ней имеются «три бани, одна харчевня, семь начальных школ, три медресе, две текке дервишей ордена накшбендийа»27. Данное высказывание позволяет признать, что впервые указан тип суфизма – накшбандийский тарикат, бытовавший в северной части средневекового Дагестана. Предположительно, этот тарикат был занесен на Северный Кавказ в конце ХIV века во время нашествия среднеазиатского полководца Тамерлана.
Следы распространения суфизма обнаруживаются в начале ХVII века и в Карачае. Связано это с деятельностью дагестанских, возможно, и турецких миссионеров, проникавших в этот регион Северного Кавказа28. Распространение суфизма среди карачаевцев – практически неизученный вопрос. По мнению дагестанских исследователей, в современной Карачаево-Черкесии идет возрождение суфизма. Здесь сегодня действуют два шейха накшбандийа – Шакайу Боташев и Ожай Биджиев29.
Как отмечает известный дагестанский исследователь ислама А.З. Шихсаидов, Дагестан в ХV-ХVII вв. проявляет огромный интерес к творчеству ал-Газали. По его мнению, тяга к его идеям «связана не только с господством в Дагестане шафиитского мазхаба, не только в возможностях суфизма безболезненно адаптироваться к местным доисламским культам, но и в интенсивной практике прохождения многими дагестанцами учебы в городах Халифата, особенно в Багдаде, в медресе ан-Низамийа, у аль-Газали»30.
Во второй половине ХVIII века суфийские идеи были освоены молодым чеченским алимом Ушурмой (1770-1794), позже получившим имя шейха Мансура. Он принадлежал к чеченскому тайпу элистанжи, являлся уроженцем чеченского аула Алды. Его первоначальная религиозная деятельность была нацелена на распространение среди невежественных в духовном отношении горцев высокой нравственности, искоренение насилия, кровной вражды, объединение разрозненных чеченских тайпов через приобщение к ценностям ислама. По утверждению дореволюционного чеченского этнографа Умалата Лаудаева, чеченцы каялись перед ним в грехах и обращались к тоба (покаянию), обязывались не делать дурных поступков, не красть, не курить, не пить крепких напитков, усердно молиться Богу.
Образ жизни, который вел шейх Мансур, описанный У. Лаудаевым, соответствует поведению аскета-мистика. «Народ признал Мансура своим устазом, то есть ходатаем перед Богом: целовали полы его одежды, и так увлеклись религиозным настроением, что прощали друг другу долги, прекращали тяжбы и прощали даже самую кровь (ц1и – чеч.). Люди открывали один другому свои сердца, изгоняя из них злобу, зависть, корысть. Говорят, что тогда народ до такой степени обратился на истинный путь, что найденные вещи и деньги привязывали на шесты и выставляли на дорогах, пока настоящий владелец не снимал их. Такая ситуация продолжалось два года и слава о шейхе Мансуре распространилась среди других народов Кавказа»31, – утверждает У. Лаудаев.
Получив духовное образование у ряда кумыкских мулл из чеченского села Шали, последователей тариката накшбандийа, Ушурма-Мансур стал активно распространять его среди своих родственников и односельчан, призывал к соблюдению принципов шариата, как прекращать кражи, насилие, прощать друг друга. Царские агенты, наблюдавшие его деятельность, доносили, что он становится популярным в народе, склонил к принятию шариата жителей равнин и планирует походы в горы, где чеченцы оставались верными полуязыческим и полухристианским верованиям32.
Когда в 1785 году русские войска во главе с полковником А. Пиери разорили и сожгли аул Алды, родной аул шейха Мансура, он объявляет газават и возглавляет горцев33. Вместе с тем первоначальная деятельность шейха Мансура имела чисто религиозный характер и вел он себя как суфийский аскет и мистик. В своих проповедях он призывал народ отказаться от греха и пороков, к духовному и нравственному совершенству. Стремился на основе шариата к изменению и совершенствованию социальных и нравственно-духовных отношений в горском обществе. Часто оспаривается вопрос о принадлежности Мансура к суфизму. В начале 30-х годов профессор Б.В. Скитский, ссылаясь на архивные документы, подчеркивал принадлежность шейха Мансура к тарикату накшбандийа34. На этой же позиции находится и известный французский исламовед Александр Беннигсен35. Исследователь суфизма на Северном Кавказе А.Д. Яндаров также считает, что Мансур принадлежит к ордену накшбандийа36. И, наконец, эта точка зарения получила поддержку в солидном исследовании Ш.Б. Ахмадова37.
Совсем недавно высказана точка зрения, отрицающая принадлежность шейха Мансура к тарикату накшбандийа, принадлежащая дагестанскому историку В.Г. Гаджиеву38. Документы допроса шейха Мансура в Шлиссельбургской крепости в 1791 году, осуществленного тайным советником тайной канцелярии Шешковским, свидетельствуют о том, что он принял суфизм от двух турецких дервишей. Учитывая, что тарикат накшбандийа в конце ХVIII века имел в Турции широкое распространение, вполне допустимо отнесение шейха Мансура к тарикату накшбандийа.
В первоначальной духовно-религиозной его деятельности не было не антихристианских, ни антирусских призывов. Знакомство с архивными делами39, связанными с его допросом тайным советником Шешковским, позволяет прийти к однозначному выводу, что шейх Мансур не преследовал цель начать войну против русских. Но к ней его упорно подталкивала часть дагестанского духовенства, имевшая открытые и тайные сношения с Турцией. Из вышеотмеченного допроса явствует, что Мансур всячески пытался удерживать разгоряченных чеченцев, победивших полки полковника Пиери, от немедленной атаки русских крепостей. Однако ему не удалось это сделать, и он был вынужден возглавить поход на Кизляр. Атака чеченцев защитниками Кизляра была отбита, нападающие понесли потери. За голову Мансура была объявлена большая сумма денег, находились и те, кто желали получить эту награду.
Преследования вынудили Мансура покинуть родину и переселиться на территорию черкесов, где в силу сложившихся обстоятельств он возглавляет антиколониальную борьбу против русского самодержавия на Северо-Западном Кавказе. И она длилась до 1791 года, до момента пленения шейха Мансура царским генералом Гудовичем в крепости Анапа. Здесь важно отметить следующее обстоятельство, что шейх Мансур, проповедовавший борьбу против человеческих пороков, призывавший горцев к высокой духовности, в силу обстоятельств, не зависящих от него, вынужден был стать на путь военной борьбы против самодержавия и объединения для этих целей горских племен. Эта трансформация, происшедшая с шейхом Мансуром, – типичный пример перехода суфия-мистика на путь войны во имя освобождения своего отечества от захватчиков-иноземцев. Таким образом, суфизм на Северном Кавказе в отмеченный выше исторический период приобрел черты политической направленности.
Эта же ситуация наблюдается, когда дагестанский суфий Мухаммад Ярагский, принявший в начале 20-х годов ХIХ века тарикат накшбандийа от шейха Исмаила Курдамирского, был вынужден обосновать необходимость газавата против царских войск, начавших интенсивное покорение Дагестана. Этот суфий-мистик благословляет первого имама Дагестана и Чечни Газимухаммада на вооруженный конфликт с царизмом, который продолжался многие годы. Нередко на Северном Кавказе во главе народных возмущений, восстаний против царской власти, позже и советской власти, оказывались лидеры суфийских тарикатов, часто выражавшие в такой форме протест против власти, ущемляющей их религиозные, этнические и политические интересы.
Суфизм на Северном Кавказе, несмотря на различные национально-политические трансформации, сохранил свои позиции. Не утерял их он и в годы советской власти. По некоторым данным, в начале 20-х годов ХХ столетия в Дагестане, Чечне и Кабарде действовали 61 200 мюридов, сотни суфийских братств тарикатов накшбандийа, кадирийа и шазилийа, во главе которых стояли десятки шейхов40.
1 См.: Кавказ и памятники его духовной культуры. – Петроград, 1919. – С. 6.
2 Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. – М.–Л., 1959. – С. 313.
3 Всемирная история. В 24 т. Т. 7. Раннее средневековье. – Минск, 1997. – С. 154.
4 Там же. – С. 155.
5 Карпович Ф.Г. Арабы и тюрки в Бакинском крае и введение ислама / Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. ХХVII. – Тифлис, 1900. – С. 38.
6 Гумилев Л.Н. Тысячилетие вокруг Каспия. Сочинения. – М.: Айрис-пресс, 2003. – С. 174.
7 См.: Артамонов М.И. История хазар. – Л., 1962; Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. – М., 1966; Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории восточной Европы и Кавказа. – М., 1990; Павич Милорд. Хазарский словарь. – С.-Петербург, 1998.
8 Казем-Бек М. Мюридизм и Шамиль. – Махачкала, 1990. – С. 19.
9 Там же. – С. 10.
10 Там же.
11 Там же. – С. 11.
12 Вейденбаум Е. Путеводитель по Кавказу. – Тифлис, 1888. – С. 158-159.
13 См.: Саидов М.-С. Рукопись Абубакра Мухаммада, сына ал-Фараджа ад-Дербенди «Райхан хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик – сад истин и сад тонкостей») / Рукописная и печатная книга в Дагестане. Состав. А.А. Исаев. – Махачкала, 1991.
14 См.: Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хакаик» (ХI-ХII вв.). – М.: Вост. лит., 2003.
15 Саидов М.-С. Рукопись Абубакра Мухаммада, сына ал-Фараджа ад-Дербенди «Райхан хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик – сад истин и сад тонкостей») / Рукописная и печатная книга в Дагестане. Состав. А. А. Исаев. – Махачкала, 1991. – С. 26.
16 Там же.
17 Там же. – С. 37-43.
18 Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хакаик» (ХI-ХII вв.). – С. 544-675.
19 Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана. – М., 1984. – С. 8–230.
20 Там же.
21 Позднев Петр. Дервиши в мусульманском мире. – Оренбург, 1886. – С. 71–72.
22 Эвлия Челеби. Книга путешествий. Ч. 2. – М., 1979. – С. 117.
23 Там же. – С. 104.
24 Там же.
25 Там же. – С. 105.
26 Там же. – С. 115.
27 Там же. – С. 117.
28 Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. – М., 1998. – С. 43.
29 Ханбабаев К.М., Вагабов М.В., Исмаилов А.Ш., Вагабов Н.М. Религиоведение. – Махачкала, 2009. – С. 285.
30 Шихсаидов А.Р. История суфизма в Дагестане / Суфизм как фактор сохранения мира и стабильности: Материалы Республиканской научно-практической конференции (24 мая 2004 г.) – Махачкала, 2005. – С. 11-12.
31 Лаудаев У. Чеченское племя / Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VI. – Тифлис, 1872. – С. 60.
32 Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. – Грозный: Книга, 1991. – С. 98.
33 См.: Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. – Грозный, 1991. – С. 96.
34 Скитский Б. В. Социальный характер движения имама Мансура // Известия 2-го Северокавказского педагогического института. – Орджоникидзе, 1932. – С. 118.
35 Беннигсен Александр. Народное движение на Кавказе в XVIII в. / «Священная война» шейха Мансура (1785-1791 гг.). Малоизвестный период и соперничество в русско-турецких отношениях. – Махачкала, без года изд. – С. 51.
36 См.: Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. – Алма-Ата, 1975.
37 См.: Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. – Грозный, 1989.
38 См.: Покровский Н.И. Кавказская война и имамат Шамиля. – М., 2000. – С. 20.
39 Имеются в виду документы Центрального государственного архива древних актов РФ (ЦГАДА) РФ. Ф. 7. Ех. 2777.
40 Ханбабаев К.М., Вагабов М.В., Исмаилов А.Ш., Вагабов Н.М. Указ. произв. – С. 274.
СТАВРОПОЛЬЕ. Больше трети жителей Ставрополья встретят Новый год дома с семьей
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию
ИНГУШЕТИЯ. Одиннадцатилетняя девочка скончалась в больнице после ДТП в Ингушетии
ГРУЗИЯ. Саакашвили призвал оппозицию перестать играть в балеринок в Грузии