Арчил ИмерелиТри года назад в эти августовские дни китайский стадион "Птичье гнездо" кипел олимпийскими страстями. Тем временем Грузия, серьезно подпортившая олимпийский триумф Пекина внезапной войной против Южной Осетии, уже переживала бесславный разгром своей армии и скорбила по погибшим...
Тбилиси, нарушив древний принцип Олимпийской хартии о воцарении мира в дни игр, в ту пору действительно выбил Пекин из фокуса мирового внимания - зарубежная пресса, захлебываясь, рассказывала о горячих событиях в Грузии, отодвигая олимпийские новости на второй план.
Тбилисская власть не без умысла календарно совместила свою военную операцию против "строптивого региона" с днем открытия Олимпиады. Очень уж хотелось вернуть южных осетин (а заодно и других непокорных - абхазцев) в лоно матери-Грузии. Пошла в ход даже мистическая нумерология - было избрано счастливое, по китайским верованиям, число - 08.08.08 (момент начала Олимпиады). Счастье и удачу, успешную организацию, успех, материальную независимость - вот что должно приносить это число, однако его магия, возможно, работает только на Востоке. Во всяком случае, ничего хорошего "восьмёрка" Грузии не принесла. А может быть, древнегреческие олимпийские боги оказались сильнее восточных нумерологических постулатов?
Стоит вспомнить об интересном пассаже, пережитом в ту пору американцами. Громкие сообщения о том, что Россия атаковала Грузию (название которой на английском звучит так же, как название одного из американских штатов - Джорджия), посеяли настоящую панику среди жителей этого штата. Американцы принялись бурно обсуждать сложившуюся опасную ситуацию на родине: вот, мол, русские атаковали Джорджию, а потом возьмутся за Алабаму, доберутся до Техаса и др... Но это вспомнилось так, к слову, чтобы проиллюстрировать, к каким казусам может привести неукротимое желание именоваться не Грузией, а Джорджией.
Три года, минувшие с той августовской войны, - вполне достаточный период, чтобы постараться охладить эмоции, заглушить обиды, проанализировать случившееся и беспристрастным взглядом заглянуть в август-2008 и, конечно, ответить на некоторые вопросы. Кто что проиграл и выиграл в этой войне? Как могут дальше развиваться события? Какие выводы можно сделать из этого тяжелого конфликта? И самый трудный: как дальше строить свои отношения...
У многих в Грузии есть сомнения по поводу того, что руководство страны сделало все возможное для того, чтобы избежать столкновения и неоправданных жертв - и среди военных, и среди мирных жителей. Могут появиться и другие вопросы, которые, рано или поздно, но обязательно со всей остротой будут поставлены перед властью.
Вспомню еще раз об истоках кровавого августа. Эскалация грузино-осетинского конфликта, долгие годы считавшегося "замороженным", началась весной 2004 года и с тех пор продолжалась с некоторыми интервалами, фактически превратив регион в зону боевых действий. Ситуация накалялась с каждым годом, орудийные залпы грохотали с обеих сторон, пока не переросли в августовские.
Не только теперь, но и тогда многим было ясно, что "олимпийский" рывок Михаила Саакашвили, его ставка на блицкриг обречены на провал. На чем, собственно, зиждился его расчет? Что Россия не смешает его планы, не захочет ввязываться в войну с Грузией, понимая, что в противном случае подорвет свой имидж в глазах мирового сообщества? Правда, была Чечня, которая сильно настораживала, но де-юре она - территория Российской Федерации, президент которой имеет полное право без международных санкций ввести туда федеральные войска для наведения порядка.
Или президент поверил заверениям США и Запада о том, что полномасштабное вторжение невообразимо в XXI веке? Понадеялся на то, что в случае чего страны-партнеры помогут, не дадут в обиду своего друга? Наверно, все вместе взятое. Кстати, с началом военных действий зарубежные страны, от которых грузинское руководство в конфликте с Россией ожидало помощи, ограничилось тем, что в массовом порядке эвакуировали из Грузии своих граждан...
Безусловно, Саакашвили допустил стратегический просчет, дав приказ нанести ракетный удар по Цхинвалу. Он рискнул – ведь, кто не рискует, тот не пьет шампанского! Верно, но с одной оговоркой: пьет шампанское тот, кто рискует оправданно, а кто неоправданно – за того пьют водку…
Аналитик лондонского исследовательского центра Chatham House Майкл Дениссон (эксперт по отношениям России со странами Евразии), комментируя войну в Южной Осетии, заявил: "Грузины кинули кости и проиграли... Расчет на молниеносную победу не был необоснованным, но в итоге он оказался просчетом".
Президент проиграл. А вместе с ним проиграла страна. Она потеряла Абхазию и Южную Осетию, которые Россия признала независимыми государствами. Между тем, до войны она не собиралась этого делать, о чем на следующий день после признания Косово на Конференции по безопасности в Мюнхене заявил российский первый вице-премьер Сергей Иванов.
Война унесла жизни многих людей, и это - невосполнимый ущерб… К 300 тысячам "вынужденно перемещенных" из Абхазии прибавилось более 50 тысяч беженцев из Цхинвальского региона и Кодорского ущелья.
Страна потеряла свою военную инфраструктуру, восстановление которой до довоенного уровня потребовало миллиардных дополнительных инвестиций (в размере чуть ли не в половину ВВП Грузии!), новых внешних долгов, что губит и без того дышащую на ладан экономику.
Ударили по Грузии и другие последствия войны: на какой-то период была приостановлена работа портов в Батуми и Поти, парализованы грузовые перевозки в Армению и через Азербайджан, временно прекращена работа магистрального нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Прав был Артур Невилл Чемберлен, когда сказал что в войне не бывает выигравших - только проигравшие. Да, Москва преподала урок бывшим республикам СССР (для Армении с Азербайджаном это было настоящим "мастер-классом", что 4 августа подтвердил президент России Дмитрий Медведев в Сочи, в телеинтервью телеканалам "ПИК", "Russia Today" и радиостанции "Эхо Москвы"). Да, Россия фактически отделила Южную Осетию и Абхазию от Грузии, пошатнула доверие к Саакашвили (который, однако, продолжает занимать свой пост - возможно, из-за слабости оппозиции, а, возможно, потому, что его "ресурс" в глазах США ещё не исчерпан).
Но самое страшное, что война окончательно загнала в тупик отношения двух народов, связанных узами исторической судьбы. Как нам жить дальше в "холодной войне"? Война, говорят, никому не нужна, но иным нужна ненависть. Что ж, мы, кажется, ее получили сполна. Вспоминаются слова гениального грузинского философа Мераба Мамардашвили, который более трех десятков лет жил в России: "Защищая достоинство абхаза, армянина, осетина - защищаешь свое достоинство, иначе для меня не существует высокое понятие грузина. Я с ними жил и живу. И никому не позволительно измерять градус моей грузинственности!". Прекрасные слова! И если бы они могли стать девизом, жизненной позицией если не каждого, то хотя бы большинства, нам не пришлось бы задаваться вопросом: как строить отношения с соседями? Достаточно просто – защищать достоинство других, защищая тем самым своё!
Следовало бы также "пропустить через себя" искреннее пожелание Президента России Дмитрия Медведева в его недавнем вышеупомянутом интервью: "Самое главное, чтобы мы, перевернув эту печальную страницу, помнили о том, что произошло, но смотрели в будущее, чтобы мы восстановили те огромные связи, которые существовали между русским народом, жителями России, и грузинским народом, чтобы мы восстановили добрососедские человеческие контакты в полном объёме... И мне бы очень хотелось, чтобы это произошло как можно быстрее. Это не просто выгодно для двух стран. Это, если хотите, зов сердца... И если мы будем трудиться для этого, то мы сможем эту задачу решить".
checheninfo.ru
Источник информации : http://inforos.ru/