Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Великий шелковый путь и Кавказ


Просмотров: 7 606Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Рустам Агаев

 

Форум мэров городов Великого шелкового пути пройдет в Грозном со 2 по 6 октября 2011 г. Около 90 человек – главы администраций городов, политические и общественные деятели, ученые приедут в столицу ЧР. Как известно аналогичные форумы уже прошли в таких странах, как Узбекистан, Китай, Казахстан, Южная Корея, Иран.

Шёлк не был единственным объектом международной торговли на трассах «Шёлкового пути». Множество других товаров двигалось здесь, причём не только с Дальнего Востока, но и с Запада на Дальний Восток. И всё же именно шёлк был главным стержнем экономики и политики стран, причастных к шелкоделию, шелкоткачеству и торговле этой тканью на протяжении почти тысячелетия.

Великий шелковый путь соединял древние цивилизации Востока и Запада со 2 в. до нашей эры до 15 века. Уже с 6 в. одна из ветвей трансевразийской магистрали проходила по Северному Кавказу, включая территорию современной Чеченской Республики.

География участников обширна: на форуме будут представлены страны Европы, Азии, Южной Америки. Участники встречи предложат новые концепции и проекты, относящиеся к Шелковому пути в России. Одними из главных тем обсуждения станут: «Развитие туризма как фактор социально-экономического развития региона» и «Культурные ценности как основа сохранения и развития цивилизации».

Чеченская Республика представит на форуме мэров городов Великого шелкового пути выставку инвестиционных проектов развития туристической индустрии, а также предложения по дальнейшему сотрудничеству, сообщает пресс-служба мэрии Грозного. На финальном заседании 4 октября состоится подписание «Грозненской декларации», главы городов обменяются меморандумами о взаимопонимании. А 5 октября – в День города, все делегаты форума в качестве почетных гостей приглашены на торжественное открытие высотного комплекса «Грозный-Сити». Они не только подробно ознакомятся с достопримечательностями Грозного, но и посетят исторические места ЧР, обсудят вопросы взаимовыгодного сотрудничества.

Великий шелковый путь называют удивительным творением человечества, легендарной трансконтинентальной магистралью, соединявшей древние цивилизации Востока и Запада со 2 века до нашей эры до 15 в. Первый путь торговли шелком получил свое название от ткани, впервые изготовленной и вывозимой из Китая. Долгое время китайские мастера хранили в тайне способ производства шелка. И только позже люди узнали, что шелк изготовляется из коконов тутового шелкопряда.

Как свидетельствуют исторические источники, «в формировании Великого шелкового пути как сквозной трансевразийской магистрали решающую роль сыграл древнекитайский чиновник Чжан Цянь. Он стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (на территориях современного Узбекистана, Таджикистана и Афганистана). Там Чжян Цянь узнал, каким огромным спросом пользуются китайские товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления. Вернувшись в Китай в 126 до н.э., он доложил императору о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии.


Собранные им сведения были признаны исключительно важными древнекитайским императором. Первый караван с шелком отправился в Среднюю Азию. Именно с конца 2 в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего великие цивилизации Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта огромная система караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет – много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые пути (как, например, путь «из варяг в греки»)».

Следствием этих главных причин, обусловивших высокую цену на шёлк, явились непреходящая мода на этот материал, поначалу столь экзотичный для Запада, а также закрепление в сознании идеи особой его престижности, как знака принадлежности владельца шёлковой одежды или завесы к высшей социальной касте. А это, в свою очередь, вызывало новый рост цен на шёлковые ткани.

Как отмечают историки, ещё одним следствием такого отношения к шёлку стало превращение в эту эпоху шелкоткачества из простого ремесла в подлинное искусство, лучшие из сохранившихся образцов которого до сих пор изумляют игрой красок, высоким художественным уровнем, совершенством технического исполнения. Порой — это целые тканые картины.

Стоимость шёлка была неимоверно высока. По весовым единицам шёлк ценился в несколько раз выше золота или, как минимум (в Византии ещё в VIII веке), приравнивался к золоту.

Путешествие по Великому шелковому пути (самый протяженный в докапиталистическую эпоху – 7 тысяч км) было очень длительным, преисполнено трудностей и опасностей. Только чистое время в пути для каравана, шедшего от берегов северных берегов Каспийского моря в Пекин, составляло не менее 260 дней, а с учетом стоянок занимало более года. В среднем однодневный путь, пройденный караваном, составлял 23-26 км.

Шелковый путь не был единой и неизменной дорогой, вымощенной камнями, проходящей сквозь определенные поселения и торговые центры. Караванные пути постоянно менялись, неизменным оставалось лишь направление - с востока на запад и с запада на восток.

Помимо трех основных трасс, составляющих Великий шелковый путь, существовали и другие дороги, посредством которых все эти три трассы соединялись между собой.

Кавказский шелковый путь - одно из ответвлений трансевразийской магистрали – начинался в древнем Самарканде, вел в Хорезм, огибал Каспийское море, пересекал степи Северного Кавказа, а затем спускался к городу Цхум. Отсюда торговые караваны переплывали Черное море к Константинополю – столице Византийской империи.

Кавказские трассы Шелкового пути, вероятно, использовались в какой-то мере и в ранний период (об этом говорят, например, средиземноморские стеклянные сосуды, найденные на Северном Кавказе — среди них прекрасная чаша из кургана близ г. Моздок, с узором из золотого листка, вмонтированного между двойными стенками). И все же северокавказский рукав Шёлкового пути становится регулярно функционирующей торговой магистралью с 6 века.

О важности этого ответвления Шелкового пути, не забытого и при арабах, свидетельствуют ткани, найденные на Северном Кавказе (могильники в Карачаево-Черкесии), среди которых преобладают согдийские, китайские и византийские.

Очень важное значение в монгольский период играл Дербент. Подъем торговли был связан, прежде всего, с транзитным значением Дербента. Также Шелковый путь шел через ханские летние ставки в Пятигорье и в долине Сунжи и Терека, бывшие крупными сезонными рынками.

Другим крупным центром Северного Кавказа был г. Магас, о котором сообщают средневековые авторы, в частности арабские. По типичной версии он располагался на левом берегу Сунжи, рядом с нынешним селом Алхан-Кала. Магас возник в середине I тысячелетия н. э. и достиг наивысшего расцвета в 12 в.: превратился в крупный торгово-экономический и политический центр для алан, вайнахов и других сарматских и кавказских народов. Экономическому и торговому росту Магаса способствовало важное географическое расположение его на международных торговых путях, связывавших различные страны и народы Кавказа.

Через этот город проходил давно известный восточным, русским и кавказским купцам путь из Семендера к Таманскому полуострову. В ХI-ХII вв. Магас значительно расширился, о чем свидетельствуют археологические материалы, и город устанавливает тесные экономические связи с кавказскими городами и народами. Магас был не только общекавказским, но и международным торговым центром.

Функционирование северокавказских дорог Великого Шелкового пути через перевалы Северо-Западного Кавказа вовлекало владения и народности в систему мировой торговли того времени.

Великий шелковый путь, пролегавший через Северный Кавказ, использовался купцами вплоть до 1453 года, когда Византию завоевали турки, и позже они разоряют Закавказье. Тысячелетняя история Кавказского шелкового пути закончилась.

В целом Великий шелковый путь прекратил свое существование с открытием новых морских путей в Индию и Китай. Почти все средневековые города, которые свыше тысячи лет возникали и расцветали на пути караванов, были разрушены. Лишь кочевники с отарами овец и табунами лошадей остались на этой территории - легендарной земле руин и воспоминаний о великой эпохе...

В конце ХХ в. наблюдается всплеск интереса к теме Великого шелкового пути. 1989-1991-е были объявлены ЮНЕСКО «Годами Шелкового пути». По всему миру (Канада, США, Япония, европейские страны) прошли выставки, конференции, изданы альбомы, каталоги, сняты телевизионные фильмы.

Еще через пятнадцать лет последовал новый всплеск внимания к теме. Первый форум мэров городов Великого шелкового пути состоялся в столице Узбекистана г. Ташкенте в 2006 году, второй прошел в г. Ланьчжоу (Китай). Далее градоначальников принимали в г. Алматы (Казахстан), г. Пьонтек (Южная Корея), а предыдущий форум состоялся в г. Шираз (Иран).

Чеченская Республика принимает эстафету 15 веков спустя после того, как древние караваны проторили Кавказский Шелковый путь, что послужило не только товарообмену, но и культурному взаимообогащению культур, распространению религий.

 




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

НОВОСТИ. Дайджест

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"