ДАЙДЖЕСТ: |
Район Шатой Чеченской Республики – хранитель древних культурных традиций Передней Азии? Одним из загадочных и интереснейших мест на Кавказе является плоскогорье Шатой (Шуьйта/Шуота) в горной части Чеченской Республики. Оно было заселено не менее 6-5 тыс. лет тому назад и с этого времени являлось своеобразным хозяйственным, общественным и сакральным центром древних племен гор Чечни говоривших на нахских языках. И это был не случайный выбор, обусловленный географическим положением и благоприятными природными условиями Шатоя, здесь, несомненно, сыграли свою роль, и другие факторы о которых мы скажем ниже.
Современный Шатойский район Чеченской Республики расположен в центральной части Горной Чечни и занимает площадь в 505 кв. км из которых примерно 20-25 кв. км приходится собственно на указанное плоскогорье. Шатой имеет форму бумеранга обращенного выпуклой стороной на север, а концами соответственно на юго-восток и запад. Средняя высота плоскогорья 800-1000 м над уровнем моря, а окружающие хребты достигают высоты от 1500 м до 2600 м.
Район прорезают каньонного типа русла рек Чанты-Аргуна и Шаро-Аргуна начинающих свой путь на юге с боковых хребтов Главного Кавказского хребта и проделывающих дорогу на север до Чеченской равнины, где уже общее течение Аргуна сливается с р. Сунжей являющейся правым притоком могучего Терека.
Территория бассейна этих двух рек пробивших путь в относительно молодых в геологическом плане горах Кавказа миллионы лет назад имеет загадочные климатические особенности.
Так, над Горной Чечней выпадает в год немалое число осадков – 800-1000 млл в год, при этом соответственно рельефу (продольные долины, замкнутые котловины, речные долины, северные или южные склоны гор) разные участки получают осадки относительно неравномерно, но достаточно. Однако в тех же редких приречных долинах ущелья Чанты-Аргуна наиболее доступного наблюдениям обнаруживаются небольшие участки земли, где со времен потопа не упала ни одна капля дождя! Грунт на таких пятачках напоминает лунный, это сухая безжизненная суспензия, на которой, редкой россыпью можно встретить чахлые растения характерные для зоны пустынь.
Подобное явление, хотя и не столь четко выраженное, можно встретить на вершинах отдельных гор и их склонов в Шатое, выше него по Чанты- Аргуну в местностях Чиннах, Чаьнти, Итум-кале и т.д. включая и районы западнее верхнего течения Чанты-Аргуна. Писатель, ученый и государственный деятель В.Ф.Русин долгое время работавший в Галанчожском районе Чечни рассказывает: «у меня есть карта хребтов и склонов, вокруг которых иногда идут проливные дожди, в то время как над ними светит яркое солнце. …дожди над этими хребтами и склонами проходят очень редко и в незначительных количествах. На них, как правило, та же растительность, что и в степях Затеречья».
С точки зрения направления ветров и особенностей рельефа в Шатое и Шатойском районе существование подобных небольших безжизненных участков при наличии вокруг буйной зелени, когда травы достигают фантастических размеров (автор лично наблюдал в чеченских горах лопухи размером до 1,5 м и крапиву высотой в 4-5 м) необъяснимы. Дело в другом:
Один из участков солнечной Шатойской котловины чеченские горы в районе Шатоя пронизывают сильнейшие физические поля, определяющие и движение воздушных потоков и облаков и чрезвычайно здоровый климат для человека. С этой точки зрения Шатойское плоскогорье, которое можно назвать и горной котловиной, более чем уникальное явление.
Согласно данным метереологов число ясных дней (когда солнце видно не менее 4 часов день) в Шатое составляет 10 месяцев. По наблюдениям местных краеведов не менее 310 дней в году над Шатоем чистое небо! В то время как в столице Чечни в 50 км на север от Шатоя число ясных дней не превышает 180.
Над знаменитым кавказским курортом Кисловодском число солнечных дней доходит до 300, и это считается своеобразным рекордом в Российской Федерации. В том же Сочи и Ялте соответственно 280 и 276 ясных дней в году (для примера в Москве число солнечных дней в последние годы достигло 82). Заметим, что Кисловодск, представляет собой, как и Шатой, горное плоскогорье-котловину замкнутое хребтами.
С конца IV- на протяжении III тыс. до н.э. на территории Верхней Месопотамии, Закавказья и большей части Северного Кавказа развивалась единая в своих культурных параметрах земледельческая культура известная в науке как куро-аракская. Естественно, что протохурриты принесли в наш регион не только свои языки - современные нахо-дагестанские языки и ныне мертвые хурритские и урартские языки считаются родственными и относятся к одной языковой семье. Они привнесли сюда также породы домашнего скота, первые злаковые культуры и, естественно духовные воззрения вместе с мифологическим пантеоном богов.
Мы полагаем, что в Шатое на возвышенности Тушпаъ-корт (ныне в границах чеченского селения Урд-юххе) тысячелетиями функционировал религиозный центр, получивший в тысячах километрах от него к югу (в начале 1 тыс. до н.э.) оформление в государственный культ с центром в одной из столиц Урарту – Тушпа, на берегу озера Ван.
Этим летом автор вместе с местными уроженцами С. Селаховым и С. Саратовым побывал на плоскогорье Шатой, где на вершине небольшой возвышенности - своеобразной природной крепости со склонами высотой до 50 м и площадью до 400-500 кв. м мы обнаружили несколько овальной формы крутых холмов с выходами сухой каменной кладки. Памятник не зафиксирован в реестрах Аргунского историко-архитектурного заповедника. Может быть и потому, что местное население традиционно старается не привлекать к нему внимание.
Между тем из скупой информации следует, что здесь находилось самое древнее в районе поселение-крепость с сплошными каменными стенами и 3 высокими башнями. Которое было покинуто в незапамятные времена, а как кое-кто уточняет, разрушена крепость Тушпаъ-корт в период нашествия Тимура-хромого. Так же выяснилось, что это место всегда считалось в Шатое сакральным, и было табуировано для поселения и даже для посещения. Люди, бывшие в 70-гг. ХХ в. мальчишками помнят, как с Тушпаъ-корта их гоняли старики, не допуская туда подниматься.
Относительно «завоевателя вселенной» Тамерлана есть свидетельства официальных летописцев о его походе в горы Северного Кавказа в 1396 г., в т.ч. речь идет и о землях Чечни и Ингушетии. Там говорится, что сам властитель мира выступил с войсками в горы и лично «подвергался этим ужасам и опасностям», штурмуя горы, башни и ущелья. При этом в документах подчеркнуто, что в горах Тамерлан «разорил и уничтожил все церкви и капища их», что составляло его религиозный долг как мусульманского завоевателя. Местных жителей, так и не выразивших покорность захватчикам, связывали по несколько человек и сталкивали в пропасть.
Тем не менее, ислам в горах Чечни утвердился только в ХУП-ХУШ вв., в результате миссионерской деятельности мусульманских проповедников. Потому Тушпаъ-корт, как место где некогда служили языческим богам, в эпоху ислама закономерно подвергся табуированию.
Итак, что же такое Туш и Тушпа? Это урартские варианты названия бога бури, грома и молнии. В тоже время Туш/Тушпа это и город в Урарту – исторический центр культа языческого бога. В древних текстах ХУ-Х1У вв. до н.э. родственных урартам хурритов (государство Митанни) главный бог страны назывался в разных частях страны Тешшуб/Тешшуп/Тишпак. Данное имя вошло и в древнюю хурритскую ономастику в качестве составной части личных имен: Тешшуп-эвре, Киппи-Тешшуп, и т.д. В генеалогии одного из современных шатоевских кланов – Саттой – оно фигурирует в форме Тушшепаъ. Так, например назывался один из эпонимов клана (информация С. Селахова).
Из многочисленного пантеона богов хурритов и урартов Передней Азии на территорию нашего края был перенесен также культ бога небес Ану. В современном чеченском языке «ана» обозначает горизонт и небосвод.
Вернемся, однако, к Тушпа. В древнем государстве Урарту сложившемся в ХШ-1Х вв. до н.э. на территории верховьев Тигра и Ефрата, Закавказья (Армения) и просуществовавшем вплоть до УП-У1 вв. до н.э. существовал официальный пантеон богов возглавляемый богом неба – Халди, богом грома и войны – Тейшеба и, богом солнца Шивини.
Бог Тейшеба был вторым по значимости богом урартского пантеона, супругой Тейшеба считалась богиня Хуба, а изображался он, стоя на быке, реже на льве. Он несомненно, был связан с хурритским богом Тешшупом. Известный урартский город Тейшебаини, располагавшийся на холме Кармир-Блур (Армения), был назван в честь бога Тейшебы. Вторая столица Урарту (первая религиозный центр город Мусасир) и называлась Тушпа и являлась центром культа Тейшеба/Тешшупа.
Храмы бога Тейшеба в Урарту как и в Тушпе воздвигались на вершинах гор, просто на возвышенностях и как обязательный элемент включали священную башню где на верхней площадке, или в верхней камере приносили жертву из быков и овец. В этом отношении небольшая возвышенность Тушпаъ-корт (букв., «вершина [принадлежащая] Тушпа») в Шатое находится примерно в условном центре плоскогорья на мысу образованном двумя горными речками впадающим после соединения
в общее русло в Чанты-Аргун. Здесь мы имеем до трех крутых башнеобразных искусственных холмов расположенных в углах сильно вытянутого треугольника. К сожалению, данный памятник специальному научному изучению не подвергался.
Мы не будем углубляться в доказательства родства мертвых хуррито-урартских переднеазиатских языков и живых чечено-ингушских. На эту тему есть богатая литература. Нам известно, что первая часть теонима бога грозы и войны у восточных хурритов Туш-, у западных хурритов Теш-, у урартов Тейш-, перекликаются не только с шатоевским Тушпаъ в Чечне, но и с женским божеством весны плодородия – Тушоли (возможно – «госпожа Туш» либо «богиня из (города) Туш») всех чеченцев и ингушей языческого времени. Одну из богинь Урарту - дочь Тейшеба и жену бога солнца Шивини звали Тушпу-е-а (Д.Мальсагов, Ю.Дешериев, И.Мещанинов, М.Цароева). Практически в каждом горном обществе Чечни и Ингушетии были святилища ее имени наряду с местными языческими богами. Культ богини Тушоли и ее живого воплощения птицы удод («тушоли къотам» – бытовал среди вайнахов - чеченцев и ингушей - вплоть до ХУШ в., а в виде пережитков бытует и сегодня: удод – священная, неприкосновенная птица.
Шатой своеобразный археологический и архитектурный музей, последний хранитель культа переднеазиатских богов, пронизанный мощными физическими полями глубоко положительными для жизни, неохотно раскрывает свои тайны. Согласно историческим данным собственно Шатоевское вольное общество или «федерация» объединяла в средние века такие крупные кланы-общества, как: Беной, Борзхой, Варандой, Вашандарой, Г1аттой, Келой, Маьршлой, Пхьамтой, Саной, Саттой, Тумсой и Хьаккой. К ним добавляют также кланы Дехастой, Мускулхой, Нихлой и Халгой.
В этих объединениях имелись следующие аулы: Борзой, Бекхум-кхелл,Большие Варанды, Ваьрди, Ватан-корт, Горгачи, Г1аьттен-кхелл, Гуш-корт, Маршин-кхелл, Мус-кхелл, Нихала, Пхьамта, Рядухой, Саной, Сятта, Тумса, Урд-юххе, Хьаккой, Юкъер-Кела и ряд других существующих с незапамятных времен.
Научное изучение Шатоя началось по существу со второй половины Х1Х века, когда здесь на месте разрушенного чеченского аула была построена царская крепость Шатой ставшая центром крупной административной единицы – Аргунского округа. Один из начальников округа полковник (впоследствии генерал) А.И.Ипполитов женатый на чеченке Марьям Мударовой опубликовал в 1868 г. работу «Этнографические очерки Аргунского ущелья» где привел помимо интересных фольклорных материалов и рисунки нескольких медных «идолов» несомненно, ритуального значения найденных местными жителями.
Благодаря этому древние металлические статуэтки из Шатоя стали известны в науке. Согласно другим данным в Аргунском округе находили по нескольку десятков таких изделий «уложенных тщательно не в могиле, а особо в земле». По описанию это фигурки людей, баранов, козлов и оленей. Для Северного Кавказа подобные находки уникальны. Безусловно, мы имеем дело с артефактами культового назначения.
В Шатойской котловине помимо большого числа средневековых боевых и жилых башен известно и несколько могильников раннебронзового века (Ш-П тыс. до н.э.), здесь обнаружены также следы поселений эпохи бронзы и железа, а также домусульманских пещерных могильников. Следовательно, перспективы для специального археологического изучения района начатого еще во второй половине ХХ века есть. И особое внимание как нам представляется, следовало бы обратить на загадочный памятник Тушпаъ-корт, который явно принадлежит к кругу переднеазиатского культурного наследия.
Как бы то ни было речь идет об одном из самых ранних поселений человека в этом уникальном по своим природным особенностям районе Российской Федерации. Здесь конечно необходимо проведение стационарных раскопок и реставрационных работ с восстановлением стен и башен древней крепости-храма. Стоит начать сегодня и изучение природных аномалий плоскогорья, да и всего горного края. Известный писатель-интеллектуал Вахид Итаев (уроженец Шатоевского района) не на пустом месте написал в своем высоко гуманистическом романе «Майдан предков» о наличии здесь контактных зон, где горцы сообщались с внеземными цивилизациями.
КАРАБАХ. Израиль молит Россию о помощи?! | Алексей Наумов. Разбор
С. ОСЕТИЯ. Во Владикавказе открыли североосетинский военно-социальный центр поддержки участников СВО
КРАСНОДАР. Кубань присоединилась к эксперименту по новому налоговому режиму
КРАСНОДАР. На Кубани ввели штраф за парковку авто на клумбах и газонах
КРАСНОДАР. На Кубани начнут штрафовать за парковку на газонах
КРАСНОДАР. Малым технологическим компаниям в регионе предоставят налоговые льготы