Выражение восходит к традиции ношения амулетов, которая идет от первобытных верований. У древних вайнахов, как и у многих народов мира, существовала целая система якобы профилактических способов охраны от враждебных сил, сглаза, злых духов, болезней и т.п. Читать дальше...
Йо1-б1аьрг (уст.)- зрачок глаза - отверстие в радужной оболочке глаза, через которое в глаз и проникают световые лучи. Следовательно, это одна из важнейших частей, органа, отвечающего за зрение. Отсюда становится понятным и смысл выражения, которое употребляется в значении "Беречь что-либо с большим трепетом и внимательностью как самое ценное" (ср русск. "Хранить как зенипу ока"). Читать дальше...
Выражение - традиционная концовка многих чеченских сказок. Подобные стихотворные концовки представляли собой пожелание сказочника врагам или слушателям. (Ср. "урс -тур царна, ка-бож ваина"// "Ча - борз шех летта, даьттан гуьмалк ас йиъна" и т.д.). Пожелание "ка-бож" (козел-баран) и "гуьмалк" (уст. "чаша ,кувшин" с маслом") были не случайны. Читать дальше...
Если бы не было причин для раздоров в их среде, чеченцы стали бы очень опасными соседями, и можно не без основания применить к ним то, что говорил Фукидид о древних скифах: "Нет в Европе, ни в Азии народа, который мог бы оказать сопротивление им, если бы последние объединили свои силы" Читать дальше...
В процессе развития цивилизации, прогресс которой был чисто техническим, человечество постепенно утрачива- ло глубинную связь с природой и, соответственно, сокровенные знания о ней и о себе. Читать дальше...
Чаппаг1а - несоклько измененная Форма современного слова ”чапха" -ружейный затвор. В данном слове на Фонетическом уровне произошло оглушение конечного г1 (х). Само же выражение появилось в языке в период распространения на Северном Кавказе куркового огнестрельного оружия с затвором (дз1ок йолу топ). Читать дальше...
Так говорят о человеке, который бесследно исчез, который скрылся так, что не найдешь. Возникновение выражения связано с одним из обрядов бытовой магии у древних вайнахов. Читать дальше...
Выражение восходит к последнему в этом ряду. Дело в том, что "илли" не пелись, а говорились речитативом (олуш хилла), причем только представителями мужского пола. Женщины, напротив, пели, а не сказывали. Читать дальше...
Выражение восходит к пословице "Йича хуьлу киршах дирша", - аьлла 1уьно тоьхна ши ма1а а яьккхина" ("Если сделать становится рогатое животное безрогим",- сказал пастух, сбив два рога"). "Кирша" и "дирша" - термины обозначающие (соответственно) рогатого или безрогого барана. Читать дальше...
"Кит"- (уст) - так называли древние вайнахи кожанный бурдюк, предназначенный для хранения и транпортировки жидкости . При необходимости его можно было надуть. В таком виде его можно было использовать как подушку при длительных переходах и путешествиях или же использовать при преодолении водных препятствий вплавь. Читать дальше...
Выражение восходит к древнему чеченскому суровому обычаю, когда у человека, совершившего какой -л. позорный поступок, принесшего в общество заразную болезнь или совершившего поступок, который стал причиной неоправданных и многочисленных смертей, при захоронении отделяли голову от тела и ложили к ногам покойника. В таком виде и хоронили... Читать дальше...
Наверняка, многие обратили внимание на то, что близ Харсеноя (Шатойский район Чечни) можно встретить довольно много топонимов (названий местности), так или иначе связынных с женским имени Медни - "Медни мохк", "Медни шовда", "Медни лам" ... Читать дальше...
Выражение восходит к одному из древнейших обрядов в судопроизводстве древних вайнахов по адату, в частности к обряду принесения очистительной присяги. Согласно правовым нормам адата, подозреваемый, чтобы доказать несостоятельность надвигаемых в его адрес обвинений, обязан был очиститься. Читать дальше...
В древности у чеченцев существовал обычай, согласно которому все, что не понравится другу или гостю (если он даже не высказал своего желания, а только дал понять о своем желании) горец, по неписаному закону гор и горскому этикету, был обязан подарить высказавшему свое восхищение или пожелание. Седло же лошади ни дарить, ни продавать не полагалось. Читать дальше...
А знаете ли Вы, что видный русский ученый и политический днятель, лидер советских историков 20-х гг. прошлого столетия, академик АН СССР и "глава марксистской исторической школы в СССР" Михаил Покровский считал имама Мансура, возглавившего антифеодальное и антиколониальное движение народов Северного Кавказа в I785-I79I гг., первым кавказским революционером. Читать дальше...
![]() |
Туркменистан оказывает помощь иностранцам, прибывшим из Ирана
СЕВАСТОПОЛЬ. Под флагом ЛДПР: в Севастополе прошёл футбольный турнир ко Дню города
РОСТОВ. Дорожает проезд: жители Таганрога столкнутся с повышением тарифов на автобусы и трамваи
СЕВАСТОПОЛЬ. Путин предоставил вдове бывшего премьер-министра Японии Абэ свой Aurus
СТАВРОПОЛЬЕ. Мишустин приехал в Ставропольский край для обсуждения развития аэропортов
АСТРАХАНЬ. Весенний паводок завершился в Астраханской области
СТАВРОПОЛЬЕ. Подержанные авто на Ставрополье выросли в цене до 1,54 млн рублей