Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Восстановление ЧИАССР (1956-1958 ГОДЫ).


Просмотров: 7 466Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Восстановление ЧИАССР (1956-1958 ГОДЫ).

После смерти И. Сталина и расстрела Л. Берии партийные и государственные органы Советского Союза приняли ряд мер, направленных на последовательное восстановление социалистической законности и преодоления тяжелых последствий репрессивной политики сталинского режима. Как известно, в годы героической борьбы многонационального советского народа против фашистской Германии по инициативе высшего руководства страны были незаконно депортированы целые народы, в т. ч. и чеченский, славные сыны которого героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны[1].Естественно, в новых условиях, которые со всей очевидностью складывались в Советском Союзе после смены высшего руководства, восстановление исторической справедливости стало одной из приоритетных задач всей политической системы страны. Более того, и сами народы, долгие годы, томившиеся на чужбине, настойчиво, порою в категоричной форме, стали поднимать вопросы реабилитации и возвращения на территорию своей этнической Родины.

  

Поиск оптимальных решений этих исключительно сложных и важных задач начался еще до XX- го съезда КПСС. Однако готовых вариантов найдено не было. Это Сталин и Берия за считанные дни в условиях войны против германского фашизма посадили сотни тысяч людей в приспособленные товарные вагоны и отправили целые народы в ссылку. А возвращать их, тем более, в человеческих условиях, оказалось нелегко. Да и твердого решения вернуть на историческую родину депортированных народов, в т.ч. чеченцев и ингушей, во всяком случае, к середине 1956 года, не было, хотя понимание того, что это неизбежно, как нам представляется, и присутствовало. Поэтому сразу же после партийного форума регулярно проводились заседания Президиума ЦК КПСС, совещания с ответственными сотрудниками центральных органов, руководителями среднеазиатских союзных и северокавказских автономных республик, краев и областей, встречи с известными людьми. Активность проявляли и представители самих репрессированных народов. Так, в конце мая 1956 года по инициативе известного чеченского ученого-лингвиста профессора Юнуса Дешериева и ингушского писателя Идриса Базоркина в г. Москве с целью подготовки письменного обращения от имени депортированных народов к руководству Советского Союза и организации встречи с представителями высшей союзной власти была начата работа по формированию соответствующей делегации. Как позже вспоминал Ю. Дешериев, первоначальная идея организации делегации представителей всех репрессированных народов не увенчалась успехом. Поэтому решили ограничиться «включением в состав делегации чеченцев и ингушей, охотно согласившихся принять активное участие в этом важном мероприятии» [2].

  

12 июня 1956 года представители вайнахских народов были приняты в Кремле членом Президиума ЦК КПСС, первым заместителем председателя Совета министров СССР А. И. Микояном. Встреча была продолжительной и, естественно, главным образом обсуждались вопросы о реальном положении депортированных народов, политическом значении исторических решений XX-го съезда КПСС, необходимости полной реабилитации незаконно сосланных народов и восстановлении их национальной автономии. Для передачи Н. С. Хрущеву члены делегации вручили А. И. Микояну письмо и обращение, в котором были изложены следующие просьбы:


«I. Разрешить чеченцам и ингушам вернуться на свою исконную родину – на Кавказ и восстановить их национальную автономию.

II. Восстановление Чечено-Ингушской республики на исконной территории имело бы большое политическое и воспитательное значение» [3]. 


«Эти дни, писал Ю. Дешериев, навсегда останутся в памяти членов первой Чечено-Ингушской делегации, по существу первой делегации репрессированных народов, в нашей памяти, в памяти народной» [4].


В последующие дни в Москву прибыли представители других репрессированных народов – калмыцкого, балкарского, карачаевского.

21 июня 1956 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, на котором рассматривались письмо группы коммунистов-карачаевцев и обращение от имени калмыцкого народа с просьбой о полном снятии ограничений в их правовом положении[5]. Таким образом, к лету 1956 года перед государством и его органами власти встала задача, для решения которой требовалось принятие целого комплекса неординарных мер политического, юридического, хозяйственного и организационного порядка. Координация всей этой ответственной и многогранной работы была возложена на созданную по инициативе Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева комиссию под председательством А. И. Микояна (комиссия Микояна).

Уже 5-6 июля 1956 года Президиум ЦК КПСС обсудил обзорную записку о письмах чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев и калмыков, подготовленную данной комиссией. Первостепенный вопрос – возвращение их на прежние места жительства и восстановление национальной автономии [6] .

  

16 июля 1956 года Президиум Верховного Совета СССР, руководствуясь постановлением партийного органа, издал Указ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны». В преамбуле настоящего Указа отмечалось, что «осуществление ограничений в правовом положении находящихся на спецпоселении чеченцев, ингушей и карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны с Северного Кавказа, в дальнейшем не вызываются необходимостью [7] (курсив мой – А. Б.). Исходя из этого, Президиум Верховного Совета СССР постановил:


1.Снять с учета спецпоселений и освободить из-под административного надзора органов Министерства внутренних дел СССР чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных на спецпоселения в период Великой Отечественной войны.

2.Установить, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в статье первой настоящего Указа, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного (курсив мой – А. Б) при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены» [8] .


Однако такие формулировки не являлись даже половинчатым решением, т. к. не отменялся, а, наоборот, подтверждался запрет на возвращение на территорию исторической родины. Указ дал обратный эффект, естественно вызвав недовольство и негодование репрессированных народов, которые отныне стали уже требовать вернуть их на землю своих предков [9]. В связи с этим во многих регионах спецпоселения общественно-политическая ситуация становилась неспокойной, местами напряженной. Об этом подробно и с тревогой было сказано в развернутой записке сотрудников группы отдела писем Совета Министров СССР, направленной 7 сентября 1956 года М. Г. Первухину – члену Президиума ЦК КПСС, первому заместителю председателя Совета Министров СССР [10].

  

Многие простые чеченцы и ингуши, не имевшие представления о хитросплетениях политической кухни, наивно полагали, что одним решением XX-го съезда КПСС они уже реабилитированы. Поэтому немало семей без всяких на то официальных разрешений выезжали в Грозненскую область, Дагестан, Северную Осетию. Как следствие – осложнение обстановки в этих местах. Попытки же возвратить их обратно еще более накаляли ситуацию и неприязнь между вернувшимися к своим родным очагам и теми, кто к данному моменту там проживал [11]. Реальная обстановка, которая складывалась к тому моменту в результате непродуманных и безответственных действий органов власти практически всех уровней, свидетельствовала о том, что огромное количество людей – миллионы – оказались заложниками командно-административной системы.

Информация об эскалации напряженности была разослана всем кандидатам и членам Президиума ЦК КПСС и секретарям ЦК КПСС. Руководство страны уже не сомневалось в том, что одними регламентирующими мерами остроту проблемы депортированных народов не снять. Становилось очевидным, что необходимо принимать последовательные и исчерпывающие практические решения.

Есть основания полагать, что принципиальное решение о восстановлении национальной автономии было принято, в значительной степени, в результате всесторонней оценки ситуации в местах компактного проживания самого крупного по численности чеченского населения, которое своими демонстративными акциями показало, что процесс реабилитации наказанных народов обрел необратимый характер.

  

М. Гайрбеков, М. Висаитов, Ю. Дешериев, Х. Ошаев, И. Базоркин, Д. Мальсагов, И. Тутаева, Д. Яндиев и многие другие известные представители чеченцев и ингушей, законные желания и требования которых поддерживались передовой общественностью русского, казахского, киргизского и других народов СССР, терпеливо преодолевая всевозможные барьеры, в т. ч. и бюрократические, настойчиво предпринимали меры, чтобы довести до общественности страны реальную информацию о законных требованиях своих народов [12].

14 ноября 1956 года комиссия А. И. Микояна, в соответствии с поручением Президиума ЦК КПСС, обобщив имеющиеся материалы, итоги встреч партийных и государственных чиновников с представителями репрессированных народов, руководителями ряда союзных и автономных республик, краев и областей, подготовила записку. Её обсуждение состоялось 22 ноября, в ходе которого руководителями государства были высказаны серьёзные замечания и конкретные предложения. 24 ноября 1956 года Президиум ЦК КПСС принял постановление о восстановлении советской национальной автономии репрессированных народов, в т. ч. чеченского и ингушского [13]. В этом историческом документе со ссылкой на решения XX-го съезда КПСС констатировалось, что «…массовое выселение целых народов не вызывалось необходимостью и не диктовалось военными соображениями, а было одним из проявлений чуждого марксизму-ленинизму культа личности, грубым нарушением основных принципов национальной политики нашей партии» [14]. Центральный Комитет КПСС подчеркнул, что принятые и осуществленные до сих пор меры нельзя признать достаточными. «Во-первых, они, как сказано в постановлении, не решают задачи полной реабилитации необоснованно выселенных народов (курсив мой – А. Б.) и восстановления их равноправия среди других наций Советского Союза. Во-вторых, при большой территориальной разобщенности и отсутствии автономных объединений не создается необходимых условий для всемерного развития этих наций, их экономики и культуры, а, напротив, возникает опасность захирения национальной культуры. В-третьих, нельзя не учитывать и того факта, что в последнее время, особенно после XX-го съезда КПСС и снятия калмыков, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей со спецпоселения, среди них все более усиливаются стремления к возвращению в свои родные места и восстановлению национальной автономии» [15].

 

Комиссии А. И. Микояна было поручено совместно с руководством Грозненской и Астраханской областей, Ставропольского края, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР, Грузинской ССР, а также представителями чечено-ингушского населения в месячный срок подготовить и внести на рассмотрение ЦК партии предложения о территории Чечено-Ингушской АССР[16].

С учетом численности чечено-ингушского населения и масштабности мер, необходимых для их организованного возвращения и размещения по новому (старому) месту жительства, успешного осуществления всей программы восстановления ЧИАССР, были установлены более длительные, чем в других национально-государственных образованиях, сроки – в течение 1957 – 1960 годов [17] .

Президиум ЦК КПСС также утвердил проекты Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении автономий калмыцкого, карачаевского, балкарского и чечено-ингушского народов (так в подлиннике документа – А. Б.) [18].

 

Для осуществления оперативного руководства и организации всей практической работы, связанной с восстановлением республики, переселением и хозяйственно-бытовым устройством возвращающегося населения, создавался Организационный комитет по Чечено-Ингушской АССР в составе представителей высших органов государственной и исполнительной власти РСФСР, партийных и советских органов ряда областей, краев и республик, а также от чеченского и ингушского народов[19].

В качестве первостепенной задачи Президиум ЦК КПСС поручил Оргкомитету по ЧИАССР в двухмесячный срок разработать и внести на рассмотрение в ЦК партии предложения о территориальных границах образуемой республики, о порядке, сроках, очередности приема и районах расселения «чечено-ингушей» [20], расходах, связанных с их переселением и устройством, а также о необходимых ассигнованиях на хозяйственное, культурное строительство и подготовку национальных кадров[21].

ЦК КПСС установил, что «переселение граждан… должно начаться не ранее весны 1957 года и производиться в организованном порядке небольшими группами, строго по разрешениям соответствующих Оргкомитетов…с тем, чтобы не допустить осложнений с трудоустройством и расселением прибывающих граждан, а также не нанести серьёзного ущерба экономике тех предприятий, колхозов и совхозов, где они в данное время работают» [22].

 

Для организации партийного строительства первоначально планировалось создание Оргбюро [23]. Но, учитывая, что Чечено-Ингушская АССР образуется на территории Грозненской области, и там имеются соответствующие партийные органы, от данной идеи отказались [24]. Впредь до выборов руководящих партийных органов республики, функции Чечено-Ингушского обкома КПСС были возложены на Грозненский обком партии во главе с первым секретарём А. И. Яковлевым [25].

В эти дни в адрес руководителей высших партийных, советских органов от простых граждан, известных представителей национальной интеллигенции, ветеранов труда, пролетарской революции и Великой Отечественной войны поступили десятки, сотни, тысячи писем и телеграмм [26] с благодарностью за принятые исторические решения

Для последовательного восстановления национальной государственности чеченского и ингушского народов в первую очередь, как это было предусмотрено в ноябрьском постановлении ЦК КПСС, необходимо было определить границу её будущей территории. Предстояло найти приемлемое решение по очень сложному и болезненному вопросу. Первый секретарь Грозненского обкома КПСС А. И. Яковлев изначально был за создание автономии чеченцев и ингушей, но только вне территории бывшей Чечено-Ингушской АССР. Самым оптимальным вариантом он считал создание их национальной государственности в пределах Казахстана [27]. Но когда стало понятно, что возвращение чечено-ингушского населения на территорию своей бывшей автономной республики неизбежно, А. И. Яковлев предложил восстановить Чечено-Ингушскую АССР в границах 1944 года, но, расширив их за счет присоединения 8 районов Кизлярского округа и Наурского района, включенных в состав Грозненской области в процессе её формирования [28].

Как отмечалось в справке, подготовленной заведующим Отделом партийных органов ЦК КПСС по РСФСР В. М. Чураевым – по меркам того времени – достаточно высокопоставленным чиновником, — при «изучении положения бывших спецпоселенцев-чеченцев и ингушей в Казахстане и Киргизии работниками аппарата ЦК КПСС рассматривался вопрос о возможности образования чечено-ингушского национального объединения (курсив мой — А. Б) на территории их нынешнего проживания. Однако чеченцы и ингуши отнеслись к этому крайне отрицательно и заявили, что они здесь не останутся и рано или поздно все вернутся в свои родные места – на Северный Кавказ, где веками жил их народ» [29]..

Аналогичные настроения, по словам В. М. Чураева, были высказаны группой коммунистов чеченцев и ингушей, приглашенных в начале декабря с. г. (1956 г. – А. Б.) в Отдел партийных органов ЦК КПСС по РСФСР. Они однозначно не соглашались с какими либо вариантами, предусматривающими восстановление республики не на прежнем месте. Предоставление автономии в любом другом месте, считали чеченцы и ингуши, будет «неполной реабилитацией». Что касается тех, кто живет на территории их бывшей республики, то, по мнению участников группы, их не следовало переселять. Была уверенность в том, что можно «дружно жить и работать вместе с проживающими там (в районах бывшей ЧИАССР – А. Б.) населением [30].

 

Вспоминая события, связанные с восстановлением Чечено-Ингушской АССР, Василий Федорович Русин, занимавший ответственные посты в республике (до её упразднения и после её восстановления) и в Грозненской области, писал: «Во второй половине 1956 года в Грозный приехал инспектор ЦК КПСС Русаков с секретным заданием – изучить возможности восстановления республики на прежней территории или создать Чечено-Ингушскую автономию на другой территории, где-то в Казахстане.

…Перед отъездом из Грозного…Русаков собрал всех членов бюро обкома партии и некоторых членов исполкома областного Совета депутатов трудящихся.

…На этом совещании московский посланец рассказал о цели своего приезда в Грозный, сообщил также, что в ЦК КПСС обсуждаются два варианта восстановления Чечено-Ингушской автономии: возвратить чеченцев и ингушей в родные места, тем самым восстановив автономную республику в прежних границах, или создать Чечено-Ингушскую автономию где-нибудь в Казахстане» [31].

Как свидетельствует автор интересных воспоминаний, на этом совещании подходы руководства Грозненской области к оценке предложенных представителем ЦК КПСС вариантов принципиально разошлись. Первый секретарь Грозненского обкома КПСС А. Яковлев выступил против возвращения чеченцев и ингушей на свои исконные земли, при этом, как отмечает В. Русин, заявил: «Надо им выделить территорию в другом месте, и пусть селятся там» [32].

Председатель Грозненского облисполкома Г. Е. Коваленко, наоборот, поддержал вариант возвращения вайнахских народов на свои родные земли. Свою речь он закончил следующими словами: «Для того чтобы восстановить справедливость, их надо возвратить в родные места» [33].

 

На совещании в ЦК КПСС, которое состоялось накануне нового 1957 года, руководители партийных и советских органов северокавказских регионов «высказали мнение, что автономию чечено-ингушскому народу желательно было бы предоставить в каком-либо другом районе страны, не на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР. В то же время они сомневались в реальности такого решения, ибо заставить чеченцев и ингушей поехать туда можно только силой. Поэтому за основу территории восстанавливаемой Чечено-Ингушской АССР они предлагали принять прежние районы этой республики» [34].

После депортации чеченского и ингушского населения территория республики претерпела существенные изменения, связанные с перераспределением её территории между соседними национально-государственными и административно-территориальными образованиями [35] и с переименованиями районов и отдельных населенных пунктов, ранее входивших в состав Чечено-Ингушской АССР.

Установление границ было сопряжено с множеством факторов, как сиюминутных, так и связанных с долговременной перспективой. Трудно сказать, что в то время партийные и государственные чиновники, наделенные полномочиями высшей власти, представляли и, тем более, осознавали эту серьёзность. Наоборот, состоявшиеся решения, вызвавшие уже в те времена недовольство широких общественных слоев, а впоследствии — приведшие к трагическим результатам, свидетельствуют о том, что они принимались союзными органами власти волевым (волюнтаристским) способом и исходя из сиюминутной целесообразности. Партноменклатура, как правило, не учитывала мнение, особенно, если оно не совпадало с официальной позицией. И тем более, если высказанная или сформулированная точка зрения исходила от представителей народов, кого власть, по глубокому убеждению чиновников, только что помиловала. Согласования, обсуждения, аргументация тех или иных предлагаемых версий и положений не воспрещались и имели место. Но это были лишь формальности, имитации, и не более того.

  

Недальновидное политическое решение о включении Пригородного района в состав Северо-Осетинской АССР было принято Президиумом ЦК КПСС. Об этом свидетельствует резолюция, имеющаяся в письме, направленного руководством Северо-Осетинской АССР в Кремль еще до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР» от 9 января 1957 года [36] и до назначения М. Г. Гайрбекова на должность председателя Оргкомитета по ЧИАССР. 20 декабря 1956 года в адрес Президиума ЦК КПСС и руководства Северной Осетии представители ингушского народа направили правительственную телеграмму, в которой, в частности, сообщалось, что «ингуши с глубокой болью в сердце узнали о постановке вопроса об отторжении у него исконных лучших земель, осуществление чего вобьёт клин между братскими соседними советскими народами. Мы не допускаем мысли о том, что братский осетинский народ претендует на земли своих вековечных соседей» [37]. Подписавшие телеграмму выражали уверенность, что ЦК КПСС примет справедливое решение и не допустит отторжения от Ингушетии ни одной пяди её земли [38].

Два дня – 5 и 6 января 1957 года – под председательством Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева проходило заседание Президиума ЦК КПСС [39]. Под номером 32 в повестке дня стоял вопрос «О территории Чечено-Ингушской АССР». В принятом решении были следующие пункты:

1. Принять предложение Комиссии Президиума ЦК КПСС о территории Чечено-Ингушской АССР.

Утвердить проекты Указов Президиума Верховного Совета РСФСР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области» и Президиума Верховного Совета СССР «О передаче части территории Душетского и Казбегского районов из Грузинской ССР в состав РСФСР» .

2. В связи с образованием Чечено-Ингушской АССР в основном на территории Грозненской области преобразовать Грозненский обком КПСС в Чечено-Ингушский обком, введя в его состав представителей от чечено-ингушского населения. Возложить на Чечено-Ингушский обком КПСС впредь до выборов областного комитета партии руководство партийной организацией республики [40].

  

9 января 1957 года Президиум Верховного Совета СССР, руководствуясь решениями центральных партийных органов, издал Указ «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР», в котором отмечалось, что «в целях создания необходимых условий для национального развития чеченского и ингушского народов Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым восстановить национальную автономию чеченского и ингушского народов.

2. Рекомендовать Президиуму Верховного Совета РСФСР:

а. рассмотреть вопрос о восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР;

б. установить границы и административно-территориальное устройство ЧИАССР;

в. Утвердить Организационный Комитет ЧИАССР, на который возложить, впредь до выборов Верховного Совета АССР, руководство хозяйственным и культурным строительством на территории республики.

3. Считать утратившим силу Указ Президиума Верховного СССР от 7 марта 1944 г. «О ликвидации ЧИАССР и об административном устройстве ее территории» и статью 2 Указа от 16 июля 1956 года в части запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее местожительство» [41].



читать далее


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"