Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Свет деяний меценатов Чечни


Просмотров: 7 346Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

«Почтовое дело» завершилось заключением контракта между жителем Вашен-Дорой (так в подлиннике, в написании данного населенного пункта имеются разночтения – М.Г.) У. Килоевым на содержание им Шатоевской почтовой станции на срок с 1 января с. года по 1 января 1903 года и, видимо, Владикавказским почтовым телеграфным округом. При этом У. Килоев обязывался кроме содержания станции предоставлять помещение Шатоевскому почтово-телеграфному отделению, для чего им нанимался дом в крепости.  В исследуемый период существовал запрет со стороны царских властей на проживание чеченцев в г. Грозном и в ряде сельских населенных пунктов Терской области. Имелись и другие ограничения. Исследователь З.Х. Ибрагимова отмечает: «По распоряжению Государственного Совета чеченцам запрещалось селиться в городе Грозном и в слободах – Шатое, Воздвиженской и Ведено, а также приобретать там недвижимое имущество горцам, не состоявшим на государственной службе и находящимся в отставке не в офицерских чинах». По-видимому, именно по указанной причине высшим чинам для продвижения благотворительного начинания почтового деятеля из Чечни пришлось подать апелляцию самому царю. Император России, поддержавший инициативу У. Килоева, тем самым сделал для горца исключение. Впрочем, известно и то, что царские власти лояльно относились к зажиточной верхушке чеченского общества, поэтому в XIX веке богатые чеченцы щедро одарялись наделами земли в центральной части Чечни. «Почтосодержатель» У. Килоев вполне мог быть предпринимателем, возможно, владельцем почтового ведомства в селении Вашен-Дорой. В противном случае вряд ли он имел бы средства для приобретения в частную собственность лишней недвижимости.


По-видимому, Ума Килоев относился к зажиточной части чеченского населения. Это следует из статьи Дж. Акаева «Под двойным гнетом», где автор указывает, что в число состоятельных жителей селения Шатой входили «купцы первой гильдии Килоевы» (Дж. Акаев «Под двойным гнетом», сборник статей «XX лет Чечено-Ингушской АССР», «Чечинггосиздат», г. Грозный, 1939). «В детстве я жил в горах. В Шатое жили только купцы и чиновники. Беднякам-горцам жить тут не разрешалось… Купцы первой гильдии Килоевы, Хубаевы и Узуевы выстроили в Шатое хорошие дома и торговые помещения в самой слободе…» – пишет Дж. Акаев (Указанный сборник статей. С. 31). 
Имущественное положение являлось абсолютной гарантией обеспечения У. Килоеву доверия со стороны дореволюционных российских властей. Полагаем, именно это обстоятельство явилось основной причиной того, что социально значимая инициатива Килоева получила поддержку самого российского императора.


Итак, в 1901 году состоятельный житель селения Вашен-Дорой Грозненского округа Ума Килоев вызвался на собственные денежные средства обеспечить общение соплеменников из слободы Шатой с внешним миром посредством открытия в данном населенном пункте почтового отделения. Таким образом, намерение У. Килоева предоставить в пользование землякам собственный дом свидетельствует о развитии благотворительности в Чечне в начале XX века. Следует отметить, что благотворительность в России в целом имеет многовековые традиции. К примеру, еще в середине XVIII века богатые московские торговцы, так называемые гости-сурожане, занялись освоением новой области вложения капиталов – каменным строительством. Первым в перечне торговых людей, участвовавших в каменной застройке Москвы в тот период исследователи называют В.Д. Ермолина (Дмитриева). По данным исследователя В.Б. Перхавко, В.Д. Ермолин являлся человеком ярких дарований, который освоил профессии зодчего и скульптора, а также явился причастным к сохранению рукописи знаменитого тверского купца Афанасия Никитина «Хожение за три моря». Уже в XIX веке известными российскими меценатами становятся Третьяковы, Морозовы, Мамонтовы, Бахрушины, Щукины и другие предприниматели, способствовавшие культурному и духовному возрождению России.


Благотворительными инициативами также славился один из известных деловых людей конца XIX века, крупный купец из селения Урус-Мартан Сулейман (Сулиман) Бадуев (Басханов) (прибл. 1852 – 1914 гг.). Согласно источникам, этого торговца отличали предприимчивость и энергичность. Так, Сулейман Бадуев и его односельчанин, купец Шугаиб Алиев предприняли попытку пополнить ряды местных нефтепромышленников. В 1897 году эти купцы обратились в Терское Областное Правление с прошением об отводе им десяти десятин земли на территории слободы Воздвиженской, где совместно ими было открыто нефтяное месторождение. Однако их просьба узаконить данный акт не была удовлетворена (Бибулатов В.М. Нефтепромышленники, купцы и предприниматели конца 19-го и начала 20-го веков из среды чеченцев. //Вести республики, №131 (813), 12 июля 2008 г.; Архивное управление Правительства Чеченской Республики, ф.236, оп.1, д. №680).

В конце XIX века предпринимательский интерес охватил практически всю зону Терской области, как горную, так и плоскостную. Исследователь Х.С. Ахмадов отмечает: «Предприниматели были выходцами в основном из плоскостных населенных пунктов, главным образом, из наиболее состоятельных кругов. И пресловутый закон, запрещавший горцам свободно передвигаться, иметь еще в конце XIX века движимое и недвижимое имущество в городах и некоторых слободах Терской области, явно не действовал еще до его отмены в отношении богатых горцев».


Таким образом, инициатива двух купцов из равнинного селения Урус-Мартан вполне вписывается в исторический фон дореволюционной Чечни. Другое дело, что изыскательские работы деловых людей того времени не всегда велись на основе достоверного прогнозирования, поэтому являлись в известной степени рискованным занятием. В результате отдельные предприниматели сказочным образом обогащались, поэтому имели возможность часть капиталов жертвовать на благотворительные цели, иных же постигал экономический крах. По сообщению Народного художника ЧР Харона Исаева, настоящая фамилия Сулеймана (Сулимана) Бадуева, двоюродного брата его родного деда, – Басханов. После Октябрьской революции Басхановы, как и многие другие представители имущего класса, были вынуждены изменить свою фамилию вследствие репрессий, чинимых по отношению к ним со стороны советской власти. Таким образом Басхановы стали Бадуевыми (от имени главы семейства Бода-хаджи).


Х.С.-Х. Исаев (эта фамилия, в свою очередь, произошла от имени его родного деда Исы Басханова) отмечает, что его прямой предок Сулейман Бадуев являлся поставщиком мануфактуры на территорию дореволюционной Чечни. Очевидно, С. Бадуев посредством приобщения к торгово-промышленному сословию имел намерение увеличить собственный капитал, вследствие этого занялся изысканиями нефтяных месторождений. Между тем, он обладал немалым состоянием, поэтому без дополнительных финансовых средств имел возможность заниматься благотворительностью. Так, уже после Октябрьской революции Сулейман Бадуев оказал деятельное содействие в вызволении из Владикавказской тюрьмы дочери известного религиозного деятеля Чечни Кунта-хаджи, для чего им были выделены немалые денежные средства. Будучи хорошим мусульманином, он предоставлял помощь нуждавшимся посредством «закята». Изложенные факты позволяют сделать вывод о том, что С. Бадуев активно занимался благотворительностью.


Отдельную группу пожертвований составляют взносы на образование (светское и конфессиональное) в крае, в чем была острая необходимость. В конце XIX века население Терской области являлось в основном безграмотным. Накануне первой русской революции на 356-тысячное население Чечено-Ингушетии приходилось всего три средних учебных заведения: Грозненское городское ремесленное училище, женское училище и женская гимназия. Царские власти не были заинтересованы в просвещении горцев. В результате подобной политики образовательный уровень жителей дореволюционной Чечни был низким. Вследствие этого, для развития образования в Чечне в конце XIX – начале XX века требовалась ощутимая поддержка. Этому, в частности, содействовало появление в 80-х годах XIX века первых общественных просветительских организаций. Так, в 1882 году официально было зарегистрировано «Общество распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области», которое ставило одной из задач финансовую поддержку развитию просветительства в крае. Из чеченцев в этом «Обществе» состояли и своими взносами содействовали данному процессу нефтемагнат А.-М. Чермоев, известный просветитель Т. Эльдарханов, Д. Шерипов и другие деятели. Главной задачей Общества являлось содействие развитию школьного образования в горских округах, а также оказание финансовой поддержки лицам, обучавшимся в российских высших учебных заведениях. Так, Общество оказывало материальную помощь известному чеченскому просветителю и общественному деятелю Таштемиру Эльдарханову в издании его трудов, в частности, выпущенного в 1911 году в Тифлисе «Чеченского букваря» на основе русской графики.


В 1904 году при поддержке крупного чеченского купца Гехи Магомедовича Мациева в городе Грозном было открыто новое учебное заведение. Будучи осведомленным о нуждах горожан в образовательной сфере, Г.М. Мациев предоставил помещения своего трехэтажного особняка общей площадью 2000 кв. м. по 2-й Барятинской улице под реальное училище, которое размещалось в его домовладении до сентября 1912 года. По сведениям краеведа А. Ваксмана, обучение было платным: 75 рублей в год с человека. Из вышеизложенного следует, что Геха Мациев сдавал свое домовладение для обучения юных земляков в аренду. Таким образом, именитый грозненский купец проявил себя в данном деле прежде всего как коммерсант, однако был способен получать гораздо большую прибыль, заключив иные, более выгодные, сделки. К примеру, Г. Мациев имел реальную возможность пополнить собственный капитал, предоставив обширную территорию собственной недвижимости под отель, фабрику или магазин. Однако купец учитывал потребности горожан в развитии образования, поэтому действовал не только в собственных интересах, но и на пользу чеченского общества. Исходя из этого, вклад известного купца Гехи Мациева в развитие просветительского движения в Чечне в начале XX века следует рассматривать как факт его участия в попечительстве.


Г.М. Мациев представлял династию именитых чеченских купцов Мациевых, чья деятельность снискала им добрую славу в народе. Мациевы являлись одними из первых поселенцев крепости Грозная. С преобразованием ее в 1870 году в город представители данного семейства развернули бурную предпринимательскую деятельность, проявляя активность в благотворительной деятельности и попечительстве. Особые группы благотворительных вкладов предпринимателей прошлого составляют пожертвования на конфессиональное образование, а также на строительство мечетей и медресе. В Чечне функционировало значительное количество мечетей и мусульманских школ. По разрешению царской администрации, чеченские богачи, в том числе крупные муллы и шейхи, занимались устройством для простых людей арабских школ. К примеру, семья крупного чеченского нефтепромышленника Тапы Чермоева рядом со своим фамильным кладбищем в Ханкальском ущелье «построила мечеть и медресе, где содержала за свой счет преподавателя-муллу». В эту же группу пожертвований следует включить частную инициативу видного шейха Дени Арсанова, который в городе Грозном «при своем доме устроил в специально отведенном для этого помещении низшую арабскую школу для обучения детей Корану и содержал муллу» (Ибрагимова З.Х. Чеченцы в зеркале царской статистики (1860–1900). – М.: Пробел, 2000, 2006. – С. 17).


Представляет особый интерес тот факт, что в процессе возрождения Чеченской Республики 26 августа 2011 г., в преддверии окончания священного месяца Рамадан, произошло одно из знаменательных событий в жизни республики, свидетельствующее о живой связи времен. При непосредственном руководстве и финансировании Главы ЧР Рамзана Кадырова школа Дени Арсанов (шейха, являвшегося предпринимателем) была восстановлена в новом особняке на прежнем месте. Деятельное участие в возрождении школы-медресе своего именитого предка приняли его правнуки – Ибрагим, Абдул-Кадыр и Абдул-Хамид Арсановы. Весомое участие в этом важном деле принял кадий г. Грозного Бай-Али Тевсиев.


…Во фронтон фасада нового здания Школы Дени Арсанова вставлена столетняя памятная плита из старого здания. На ней – надпись на арабском языке, которая гласит о том, что «эту школу построил Дени из Гални, сын Арса (да простит его Аллах и помилует), во имя Всевышнего и ради его Посланника (мир ему и благословение). Да поможет Всевышний тем, которые применят здесь мастерство и старанье! Да поощрит нас Всевышний в сотворении добрых дел и жизни, которой Всевышний доволен!».


В настоящее время Школа Дени Арсанова действует под руководством Ибрагима Абдул-Рахмановича Арсанова, правнука шейха Дени Арсанова. В декабре 2011 года в ее стенах начнется обучение 700 учащихся пяти языкам: чеченскому, арабскому, английскому, немецкому и французскому. Вышеназванный купец Сулейман Бадуев ориентировочно в 1909–1914 гг. выделил для строительства мечети в родном селении Урус-Мартан больше денежных средств, чем жертвователи всего данного населенного пункта. По сообщению Х.С.-Х. Исаева, в дальнейшем это помещение послужило развитию образования среди населения. После возвращения чеченцев из депортации к одноэтажному зданию данной мечети был пристроен второй этаж, вследствие этого в селении Урус-Мартан появилась средняя школа №1.


По сведениям автора данной статьи, крупный чеченский купец Моца Мациев также отличался щедростью. К примеру, на границе Чечни и Дагестана на свои денежные средства он построил мечеть. Таким образом купец проявил заботу о мусульманах, которые могли оказаться в этой местности. Для своих наследников М. Мациев выстроил в Грозном большой дом со своими инициалами – ММ, для близких, оказавшихся в большой нужде, покупал дома в селении Шали (Гортикова М.М. «Именитые купцы Мациевы и их потомки», журнал «Вайнах», №8, 2011 г.). 


По сообщению директора Департамента социальной сферы и инновационной деятельности Министерства экономического развития и торговли ЧР М.-Х.С. Мустафинова, один из его предков, представитель другой известной династии предпринимателей Чечни, крупный землевладелец Элмарза Мустафинов в конце XIX века вместе со своими родственниками финансировал строительство медресе, а также мечети в родном селении Старая Сунжа. По сообщению директора Литературно-мемориального музея А.Ш. Мамакаева (филиала Национального музея ЧР) Э.А. Мамакаева, родной брат его деда Шамсудина, купец Ама Мамакаев в конце XIX века был состоятельным человеком. В его обширном хозяйстве, где имелось немалое количество голов крупного и мелкого скота, сельхозинвентарь, трудились наемные работники. 

Издавна занимавшийся куплей-продажей, Ама Мамакаев являлся владельцем торговых лавок, расположенных в отдельных селах Надтеречного района. Часть доходов Амы шла на пожертвования. По пятницам купец А. Мамакаев выделял продукты для учащихся медресе, а местных религиозных деятелей наделял мануфактурными товарами, пригодными для изготовления национального мужского костюма. Следует отметить, что такой вид благотворительности, как пожертвования на религиозные нужды, был характерен для пореформенной России в целом. К примеру, в XIX веке были широко распространены вклады енисейских купцов в пользу приходских храмов, в том числе на их строительство. Так, огромные суммы на церковные нужды жертвовали супруги Сидор и Татьяна Щеголевы из Красноярска. По сведениям Е.В. Комлевой, сумма пожертвований Сидора Щеголева – в пользу церкви и города – составляла около 800 тыс. руб. серебром, а вместе с пожертвованиями его супруги – 1 200 000 руб. Как известно, частная собственность в советской России была объявлена негативным явлением. В связи с этим общей тенденцией отечественной исторической науки являлся критический подход к деятельности состоятельных людей дореволюционного периода как представителей имущего класса. Целый ряд историков, в том числе Л.Н. Колосов, Н.П. Гриценко, А.И. Хасбулатов, Н.И. Штанько внесли весомый вклад в разработку проблемы экономического развития Чечни в пореформенный период. При этом в силу объективных обстоятельств некоторые исследователи игнорировали положительные моменты в деятельности предпринимателей прошлого, в частности, их социальную активность.


читать дальше




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"