ДАЙДЖЕСТ: |
Основным методом поощрения являлась публичная похвала. При этом хвалился как поступок, так и личность совершившего его ребенка. Похвалу старались произнести в присутствии других детей, побуждали тех тоже следовать примеру того, кого хвалили. Воспитывалась высокая значимость общественного мнения. Если ребенка хвалил один взрослый, то другим следовало тоже согласиться с этим. За особые хорошие поступки, положительное поведение в течение длительного времени могли применяться как поощрение поездка с ребенком туда, где ему было интересно (например, на дальнее пастушье стойбище или к родственникам в другое селение), награждение подарком (игрушка, предмет одежды, домашнее животное, для мальчиков – холодное оружие) или деньгами.
В качестве методов наказания детей чаще всего применялись строгое замечание или выговор, которые тоже старались произнести в присутствии других детей. При этом часто провинившемуся ребенку советовали взять пример с того, кто ведет себя подобающим образом. Однако порицался, как правило, только поступок – не личность самого ребенка. Значимые проступки наказывались также запрещением на определенный срок каких-либо развлечений (садиться на лошадь, играть там, где особенно интересно), поручением внеочередных дел по хозяйству, а также запиранием в подсобном помещении, в теплое время года – запрещением ночевать в доме. Самой строгой мерой воздействия считалось телесное наказание, которое воспринималось в обществе как неотъемлемый способ привлечения непослушных детей к порядку. Его применял и простой народ, и аталыки по отношению к своим воспитанникам из знатных семей. Адыгская поговорка гласила: «Нога коровы теленка не убивает», чеченская: «Бей, пока не уйдет за Кубань» (т.е., полностью не оставит привычку ослушиваться).
Однако если на Восточном Кавказе и в Закавказье телесное наказание детей достаточно часто применялось как за исключительные, так и за вполне обычные проступки, то у народов Западного Кавказа (адыги, абхазы) его применяли, как правило, лишь как последний способ навести дисциплину, когда все другие способы были исчерпаны. На Западном Кавказе ударить своего ребенка в присутствии других людей считалось плохим тоном: это как бы демонстрировало плохие качества родителя как воспитателя, раз по-другому он не может заставить ребенка слушаться. Эпизодические шлепки и подзатыльники чаще применяла мать, старшие братья и сестры, серьезное наказание ремнем или розгами – обычно отец. Некоторые родители в особых случаях угрожали ребенку убийством, которого в древности, исходя из глубоких патриархальных традиций кавказских народов, могли быть вполне реальные основания опасаться.
Для предотвращения повторных нарушений дисциплины у маленьких детей, тем также предоставлялась возможность полностью прочувствовать неблагоприятные последствия своего проступка. Например, могли не утешать ребенка, который ушибся, играя в запрещенном для этого месте, мотивируя, что «сам виноват».
Маленьких детей к соблюдению установленных запретов также побуждали с помощью устрашающих сказок. Например, в годы Кавказской войны адыги часто пугали малышей именем российского генерала А. Вельяминова, чтобы те не забавлялись с оружием. Детям предпочитали не говорить, что оружие опасно само по себе, чтобы не выработать у них несовместимый с будущей жизнью воина навязчивый страх перед ним. Им говорили, что «генерал увидит оружие и сразу придет с войском грабить и убивать людей». На основе этого детского устрашения впоследствии сложилась народная драматичная песня «Дети, не играйте шашкой», дошедшая и до наших дней. Побуждали детей к послушанию старшим и приводя изречения из религиозных текстов, предписывающих это.
Религия всегда имела очень большое значение в кавказском обществе. В глубокой (а на Западном Кавказе – и не такой глубокой) древности кавказские народы исповедовали языческие религии, связанные с одухотворением сил окружающей природы, довольно сходные с языческими верованиями народов Европы. Дошедшие до нас средневековые источники отмечают глубокую приверженность кавказцев своим верованиям, которые во многом определяли течение их повседневной жизни. В течение средних веков на Кавказе широко распространились мусульманская и христианская религии, почти полностью вытеснив древнее язычество. Единобожные религии также стали оказывать сильное влияние на быт и традиции кавказцев. Однако религиозное сознание народов Кавказа часто прочно перемешивалось с этническими традициями и убеждениями, и непросвещенный народ даже не всегда мог четко отделить собственные народные обычаи от религиозных предписаний. В значительной степени религия воспринималась людьми лишь как часть народной культуры, хотя и очень важная.
С конца XVIII в. среди мусульманских народов Кавказа стали распространяться идеи чистого исповедания Ислама, выведения религии на первое место в общественном сознании, отвержения противоречащих его догмам народных обычаев (в частности, кровной мести, увеселений с музыкой и распитием хмельного). Эти идеи в силу религиозности населения всегда находили широкий отклик в среде разных народов, но в то же время многие оказывали им активное сопротивление, чему причиной была патриархальная консервативность кавказцев, их нежелание оставлять привычные традиции и уклад жизни.
С религией связано распространение образованности среди кавказских народов. В христианском Закавказье издревле существовали церковно-приходские школы. В Азербайджане и Дагестане, где Ислам распространился еще в VIIIв., практически каждый мальчик имел возможность изучать основы исламского вероучения и таджвид – правила чтения Корана, в начальных школах при мечетях. Действовали и медресе, дававшие более глубокий уровень религиозного и правового знания. В период Кавказской войны обязательное начальное образование в мусульманских школах было введено для мальчиков в Имамате Шамиля и зависимом от него адыгском государстве Мухаммеда-Амина.
После присоединения Кавказа к России начальные исламские школы стали учреждаться в очень многих мусульманских селениях при содействии российского государства, правда, наряду с общими знаниями там проповедовалась лояльность и преданность российскому императору. Тогда же ограниченную часть детей мусульман стали принимать в открывшиеся на Кавказе светские школы. После Революции, когда к власти пришла политическая партия большевиков и установления на Кавказе Советской власти все религиозные школы были закрыты, вместо них повсеместно были учреждены светские, а общее образование стало обязательным для детей всех народов и вероисповеданий, независимо от происхождения. Советские школы давали невиданный ранее на Кавказе уровень образования, однако в них все было наполнено пропагандой марксистско-ленинских идеалов и восхвалением правящей партии.
В мужской среде на Кавказе был распространен обычай избегания семьи. Мужчине было не к лицу в присутствии других людей заговаривать с женой или не достигшими совершеннолетия детьми и уж тем более проявлять к ним знаки симпатии или ласки. Это считалось признаком постыдной для воина невыдержанности, кроме того, на Кавказе полагали, что лаской на людях можно распустить детей. Это не значило, что отец вообще не мог проявлять чувств к своим детям, им, напротив, внушалось, что никто так не заинтересован в их благополучии, как отец и мать, однако заниматься со своими детьми мужчина мог только без посторонних глаз. Даже его собственные родители не должны были видеть, как он играет со своими детьми или ласкает их. Поэтому обыкновенно дети очень ценили отцовское внимание. Только уже будучи в почтенном возрасте, мужчина мог несколько более свободно проявлять свои чувства в отношении детей, поскольку за свою прожитую жизнь уже стойко показал себя как мужественный и достойный воин, и мог не бояться, что его вдруг сочтут слабым.
Однако недостаток внимания со стороны отца по отношению к детям компенсировался вниманием других взрослых членов общины. На Кавказе не существовало в полном смысле слова чужих детей. За безопасность и воспитание ребенка фактически нес ответственность любой взрослый, находившийся в непосредственной близости от него. Дети никогда не оставались без присмотра, любой близкий или дальний родственник, просто односельчанин, имея свободное время, мог подойти к группе детей, чтобы рассказать им что-нибудь, чему-нибудь научить. Конечно, больше всего воспитанием детей занимались старшие члены их семьи, но по мере возможностей и необходимости к воспитанию подключалась вся община. Все ее взрослые члены могли заниматься со всеми ее детьми, обучать их чему-либо, контролировать поведение, поощрять и наказывать. Любой взрослый мог приказать ребенку выполнить какое-либо мелкое поручение, например, что-то кому-то передать или сообщить.
В целом, характерной особенностью традиционного кавказского воспитания было (и остается) приучение детей к самостоятельности в быту и проявлению инициативности, но под строгим контролем старших, чтобы ребенок не подверг себя опасности по неопытности, не стал бы ленивым, не испортился в моральном плане. Такая система (с одной стороны, побуждение к самостоятельности, с другой – строгий контроль взрослых) порождает у подростков обычно скрытую, но сильную реакцию эмансипации, отчего, получив, наконец, свободу от родителей молодые люди сразу стремятся реализовать себя в жизни и доказать другим и себе лично, что они в состоянии достойно жить вне родительского крова.
Следует отметить, однако, что не все традиции кавказского воспитания во все времена приносили только пользу народам Кавказа. Так, именно стремление превзойти всех и вся, достичь лучших результатов во всем, хотя и способствовали тому, что кавказцы упорно сопротивлялись всяким попыткам навязать им чуждую власть и непривычные ценности, но веками препятствовали прочной консолидации не только разных наций, но и разных племен одного этноса. Повиновение любой сильной власти предусматривает отказ от каких-либо привычек, в чем-то сковывает личную инициативу. А это препятствовало самому главному, чего требовал кавказский менталитет – неограниченному самосовершенствованию. Поэтому на Северном Кавказе, где этот менталитет выражен в самой классической форме, за всю его историю ни разу не сложилось собственного сильного государства: люди желали повиноваться своим правителям лишь до тех пор, пока политика тех во всем отвечала их собственным взглядам и интересам, пусть даже вступала в противоречие с интересами государства в целом. Из-за политической разобщенности, нежелания разных общин объединяться под единой властью мусульманские народы Кавказа после более чем сорокалетнего упорного сопротивления проиграли Кавказскую войну, хотя в начале 40-х гг. XIX в. в какой-то степени были близки к победе.
В настоящее время под влиянием облегчающих повседневную жизнь благ цивилизации, в корне других, нежели в старину, социальных отношений традиционная кавказская культура во многом разрушена. То же касается и традиционных принципов кавказского воспитания. В частности, в прошлое уходит обычай мужчин избегать прилюдного общения с детьми: теперь многие, особенно городские жители и религиозные люди, не считают чем-то предосудительным приласкать своего ребенка в присутствии посторонних. Традиции коллективного воспитания детей тоже уже отнюдь не так сильны, как прежде (хотя обыкновенно взрослый вмешается, увидев, что ребенку, пусть и постороннему, нужна помощь, и наверняка сделает замечание детям, нарушающим общественный порядок, попытается пресечь опасные для их жизни игры). Существуют и семьи, где воспитание детей уже приобретает неблагополучные черты: как такие, где ребенок находится в центре всей жизни, и все направлено на удовлетворение его желаний (этакий ребенок на троне), так и тиранические, где основным средством воспитания являются окрики и побои. Это связано с исчезновением былого общественного контроля, падением традиционного авторитета общественного мнения, прекращением равнения на традиционные идеалы. Тем не менее, в значительной степени кавказские педагогические традиции все равно продолжают жить, поскольку Кавказ остается регионом с весьма специфическими природными условиями, особенностями экономики и хозяйства и, как следствие, укладом жизни исторически населяющих его народов. Поэтому народы Кавказа по-прежнему стойко сохраняют свой этнический облик.
ЧЕЧНЯ. В чеченской столице прошла церемония закрытия VII Международного фестиваля-конкурса «Орфей»
Ю.ОСЕТИЯ. Вся правда о коррекции зрения. Роды, спорт, боль и потеря зрения после операции
ЧЕЧНЯ. В регионе представлен новый начальник пограничного управления
ЧЕЧНЯ. Министр культуры региона поручил устранить технические недочёты в Центре народного творчества
ЧЕЧНЯ. Гудермес победил во всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика»
ЧЕЧНЯ. Чеченский ФК «Драго» стал победителем Лиги чемпионов СКФО
ЧЕЧНЯ. Чечня и Азербайджан заключили соглашение о сотрудничестве в сфере онкозаболеваний