Археологический материал не позволяет говорить о широком расселении скифских племен на территории, контролируемой нахами. Более того, количество оседлых поселений на равнинах Предкавказья заметно увеличилось. Имеются также убедительные свидетельства участия отдельных групп носителей кобанской культуры в скифских походах и установлении союзнических взаимоотношений. При этом оседлое население Дурдзкети (под этим названием в летописях выведена территория нахов-кобанцев) по данным археологии обеспечивает скифские военные отряды необходимым им стальным оружием.
Близкое соседство скифов, постоянные и широкте взаимосвязи с ними привели также к появлению новых элементов в материальной культуре нахов - получил распространение так называемый «звериный стиль», произошли изменения в погребальном обряде и т.п. Таким образом, подтверждается сообщение армянских и грузинских источников о том, что первый натиск кочевников был успешно отбит. Далее те же летописи рассказывают об ответных шагах со стороны «хазар», которые «избрали себе царя».
Под этим сообщением следует понимать появление крупного политического объединения кочевников с институтами государственности: «В первый же свой поход хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы,… Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли. Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломеки до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомки его - овсы. Это и есть Овсети, что была частью [удела] Кавкаса.
Дурдзук же, некогда самый знаменитый среди сынов Кавкаса, ушел и расположился в горной теснине, которой дал имя свое - Дурдзукети, и стал данником хазарского царя».
Между событиями, которые в армянских и грузинских исторических хрониках расположены в двух соседних абзацах и представлены как последовавшие друг за другом, на самом деле лежит несколько веков. Уже упоминавшийся Д.Г. Гумба соотносит первое нашествие «хазар» с эпохой скифов, а второе - с сарматами. Понятно также, что под «овсами» следует видеть не осетин, а ираноязычную часть сармато-алан, на основе которых впоследствии и сформировался современный осетинский этнос. Армянские хроники подтверждают факт значительного сокращения территории древнего государства нахов: «Дердзук, муж знатный среди сынов Ковкаса, ушел и укрепился на одинокой горе и платил дань венценосцу Хазрацу и назвал то место Дурдзукэт».
Грузинский историк XVII в. Вахушти Багратиони несколько уточняет границы владений Дурдзука, сына Тирета: «И после него Дзурдзукетией стали называться ущелья к востоку от Хеви, а западные от Хеви (места) - Кавказом или Двалетией, где поселились сыновья Кавкасоса и потомкт его,…».
Археологические материалы позволяют определить хронологические рамки описанных выше событий - на рубеже IV - III вв. до н.э. Предкавказье сталкивается с возросшим давлением со стороны кочевников-сарматов, чьи кочевья распространились до терско-сунженского междуречья на юге и до Прикубанья на западе. Это та самая область («к западу от реки Ломеки до западных пределов гор»), которую согласно Л. Мровели «хазарский» царь отдал своему сыну Уобосу. Правда, полное отторжение этой территории произошло, скорее всего, еще позднее - в эпоху усиления аланского влияния, возможно во 2-й половине III в. н.э.
Снижению политического значения государства малхов способствовала не только утрата обширных территорий в Предкавказье и на северных склонах Центрального Кавказа, но и переход в чужие руки контроля над Дарьяльским ущельем, через которое издревле проходил один из важнейших путей в Закавказье. Как одно из негативных последствий следует рассматривать и усилившееся политическое дробление нахских обществ.
Так, из-под политического влияния Дурдзукети уходит территория, населенная нахами-двалами, известная в грузинских хрониках как Двалети. Именно двалы долгое время населяли земли, непосредственно прилегающие к Дарьяльскому ущелью по обе стороны Большого Кавказа. Например, среди ингушей до сих пор сохранилось предание, согласно которому территорию высокогорного Хамхинского общества до появления там ингушей занимали двалы (ингуши называют их дэвы, мн. число - двий). Соседствующие сегодня с ними маьлхи называют двалов дува, (мн. число - доврхой).
После вторжения «хазар» грузинские источники локализуют Двалети уже к западу от Дарьяльского ущелья, к северу (по большей части) и к югу от Большого Кавказского хребта. На восток от Дарьяльского ущелья лежит Дурдзукетия. Позднее территория двалов сократится еще больше. Вначале у них будут отторгнуты земли к северу от Большого Кавказского хребта,а затем они будут ассимилированы и к югу от него - теперь эта территория называется Южная Осетия.
Несмотря на утрату большей части северных территорий, Дурдзукетия какое-то время еще удерживала свои южные границы. В частности, одна из грузинских средневековых хроник указывает, что горцы-кавкасионы охраняли«врата» (крепости на пути к перевалам) «…в Парчуане Дордзокетском». В данном случае речь идет о селении Парсман (современная Тушетия), лежащем на пути, который грузинские хроники называют Панчуа-Дурдзукской дорогой. Само это селение в древности было населено нахами-дурдзуками.
Утрата Дурдзукетией земель к югу от Большого Кавказа связана с образованием и усилением древней Иберии, восточно-грузинского царства. Интересно, что становление национальной государственности грузинская и армянская исторические традиции связывают с урартским влиянием. Продвижение границ Урарту на север до Араратской долины, верховьев Куры и среднего течения Чороха привели к распространению урартскоро политического и культурного влияния на территорию современной Восточной Грузии. Не случайно, что в древних армянских хрониках название Грузии - Врастан имеет своей исходной формой Урастан - Урасту.
Политическому и культурному влиянию Урарту способствовала и этническая близость населения данного региона. Урартский язык (наряду с хурритским) ближе всего к современным чеченскому и ингушскому языкам, а в описываемое время значительную часть населения Восточной Грузии составляли этническиие нахи. Становление городов-государств в Восточной Грузии приходится на VI - V вв. до н.э., а образование государства Иберии произошло в III в. до н.э. Причем, политогенез древнего Картлийского царства и ассимиляция нахского населения развивались параллельно.
Важное значение для формирующегося грузинского государства имело и близкое соседство государства малхов. По мнению ряда грузинских историков, в III в. до н.э. Дурдзукетия представляла собой «четко очерчиваемую территориальную общность с этнически однородным населением» и именно в период царствования Фарнаваза (Пар - наваза) «грузино-нахские взаимоотношения характеризуются чрезвычайно тесными коннтактами».
Фарнаваз согласно грузинской исторической традиции был первым царем Грузии и о политическом значении для него Дурдзекетии говорит тот факт, что он заключил династический брак с ее правителями, женившись «…на деве из рода Кавкаса [племени] дурдзуков…».
Его сын Саурмаг, столкнувшись с восстанием картлийских эриставов, тайно бежал с матерью «…и пришел в страну дурдзуков к брату своей матери». Заручившись также поддержкой царя овсов, Саурмаг с ополчением дурдзуков «сокрушил отступников: затем некоторых помиловал, зато унизил картлосианов и сделал знатными азнауров, приумножились при нем дурдзуки, потомки Кавкаса. В пору же хазарского пленения все пребывали в мире в силу крепости страны, и не вмещала людей Дурдзукети.
Тогда же Саурмаг привел с собой всех [дурдзуков] - половину рода Кавкасианов. Некоторых из них сделал родовитыми, остальных посадил в Мтиулети, от Дидоети до Эгриси, которая есть Сванети, и овладел он всеми ими - роднею матери своей - надежно…».
Как видно из текста летописи, именно союзнические отношения с Дурдзукети позволили первой грузинской династии сохранить за собой царскую корону и способствовали формированию благоприятных условий для укрепления государственности.
Со временем дальнейшее ослабление Дурдзукетии позволило грузинским царям взять на себя роль лидеров в грузино-нахском союзе. Мирван, третий царь Грузии, сокрушил могущество дурдзуков - ему удалось разбить их войскоо и опустошить Дурдзукети: «Затем воздвиг врата каменные и назвал их Дарубал». Дарубал не следует путать с Дарьялом - это один из каменных замков Дурдзукети. Это событие отнюдь не означало гибель Дурдзукетии как государства. Несколько столетий спустя арабский автор Баладзори указывает на наличие в Дурдзукети «…двенадцати ворот, из коих каждые - каменный замок». По всей видимости, речь идет об укреплениях, надежно закрывавших входы в ущелья.
Не вызывает, однако, сомнения, что политическое значение Дурдзукети постоянно падало по мере усиления Грузии и вовлечения основной массы нахов в орбиту Аланского царства. Не случайно, что по данным грузинских источников территория Дурдзукети постоянно сокращается. Если Л.Мровели включал в ее состав земли от Дарьяла до Дагестана, то у Вахушти отдельно выделены еще Кистети и Глигви. Это можно рассматривать как утрату политического влияния на общества, соседние с Маьлхийстой.
В грузинских исторических хрониках есть еще один момент, заслуживающий внимания. Дурдзук назван в них сыном Тирета. С одной стороны это позволяет предположить, что сам Дурдзук получил царскую власть от отца. С другой стороны имя Тирет явно указывает на тейп тертхой - по традиции считающийся самым древним в тукхуме маьлхи. Родовое селение этого тейпа Терттие также считается самым древним в Маьлхисте. Это мнение разделяется целым рядом чеченских и грузинских исследователей.
Приведенный выше экскурс в древнюю историю наглядно свидетельствует о значимости области Маьлхийста в чеченской истории. У Е.И. Крупнова были все основания для того, чтобы назвать ее сердцем древней Чечни и Ингушетии. Но даже много позднее, когда политическое лидерство было безвозвратно утрачено, Маьлхийста по традиции оставалась местом сбора общечеченского руководящего органа Мехк-кхел (Совет страны), созывавшегося время от времени для решения вопросов войны и мира, разрешения споров и конфликтов между отдельными обществами и т.п.
На территории селения Терттие до недавнего времени лекго обнаруживалась площадка (пхьоьг1а), специально оборудованная каменными креслами для заседаний Совета старейшин.
Сигаури И. Маьлхиста - судьба древнейшей исторической области Чечни. Журнал "ДОШ" № 2, 2013.Вернуцться в начало
checheninfo.ru