ДАЙДЖЕСТ: |
Часть 3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И СЕМЕЙНЫЙ БЫТ ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ
Археологические данные и этнографические материалы дают основание предполагать, что у вайнахов к Х-XII вв. завершается образование малой семьи как основной формы семьи.
Патронимия (большая семья) у чеченцев и ингушей. Большие семьи вайнахов существовали наряду с малыми и в XVI-XVIII вв.отличались патриархальным характером и находились в тесных связях с группой других родственных семей. Большой круг родственных семей,объединенных общим происхождением от одного предка и связанных между собой экономическими и родственными отношениями, называется патронимией. Патронимии у народов Северного Кавказа обозначались иноязычными словами "тукхум" или "тайп". Несколько тукхумов образовывали "общество" или "джамаат" -соседскую общину. Понятия "род", "фамилия", "община", "братство", "тайп", "тукхум" в дореволюционной литературе применяли произвольно,не разделяя их по социальному признаку. Материалы свидетельствуют о существовании в далеком прошлом у чеченцев и ингушей патронимии. Патронимия у чеченцев известна под именем "гара", у ингушей -"ваьр". В общественно-экономическом развитии и политическом устройстве чеченцы и ингуши в рассматриваемое время в основном руководствовались адатами и шариатом, и особенно в брачно-семейных отношениях. Обычное право все больше наполнялось социальным содержанием.
Значение общенародного собрания вайнахов - "Мехк-кхел". В системе самоуправления большое, значение имели народные собрания -"Мехк-кхел" - Совет страны. Он был одним из авторитетных органов власти чечено-ингушского общества. Главной функцией этой древней организации являлось разрешение внешних и внутренних вопросов жизни общины и страны. Собирался он два раза в год в определенное время ив определенном месте. Как говорят предания, самым древним местом егосбора было село Нашаха, впоследствии им было общество Майсты и "Кхеташ-Корта" вблизи селения Цонтарой.
Карлаги у чеченцев и ингушей. За нарушения прав и норм адата лица подлежали осуждению на общесельском сходе. Как правило, за совершенные преступления сход выносил решение о сооружении данному лицу карлага. В карлаги(куча камней на обочине дороги) бросали камни люди разных селений,тайпов, гаров, произнося проклятие в адрес человека, совершившего преступление,
Взаимопомощь (белхи) у чеченцев и ингушей. В общественной жизни чеченцев и ингушей существовала такая норма крестьянской взаимопомощи, как "белхи" (от "болх", то есть "работа"),возникшая еще в далеком прошлом в силу хозяйственной необходимости.
Гостеприимство, куначество у чеченцев и ингушей. .В рассматриваемое время распространенным среди чеченцев и ингушей былобычай гостеприимства. С гостеприимством связан и популярный средиче ченцев и ингушей с древнейших времен обычай куначества, вследствие которого роднились люди разных тайпов, племен, даже народов. Дружба и родство, возникшие посредством куначества, сохранялись из поколения в поколение.
Побратимство у чеченцев и ингушей. Значительное место в жизни чеченцев и ингушей занимал институт побратимства,когда представители разных тайпов считались кровными братьями после совершения определенного обряда.
Авторитет женщины в чечено-ингушском обществе. Женщина в чечено-ингушском обществе пользовалась большим уважением и почетом.В XVI в. и в более позднее время, до утверждения в крае ислама,женщина пользовалась авторитетом и играла значительную роль вобщественной жизни. Известна ее роль в прошлом и в предотвращении кровной мести.
В семейном и общественном быту вайнахов большую роль играли народные певцы, хорошо знавшие устные предания, песни, пословицы ипоговорки, отражающие историю народа. Успех имели песни,прославлявшие мужество, героизм, ум человека и т. д.
Роль семьи и семейной общины. Семья у чеченцев и ингушей в целом называлась словом "доьзал",а большая семья или семейная община имела несколько наименований, обозначавших ее родственное и хозяйственное единство - "люди одного дома", "люди одной крови". Внутренняя жизнь семейной общины отличалась четкой организацией.Каждому члену, согласно полу и возрасту, отводились свои место и обязанности, своя роль в трудовой деятельности коллектива. Члены семьи во всех вопросах подчинялись главе семьи и строго выполняли определенные функции. Наряду с коллективной формой собственности в неразделенной семье имелась также и личная собственность.
Роль калыма в чечено-ингушском обществе. У вайнахов в рассматриваемое время существовал калымный - покупной брак, размер которого зависел от уровня достатка заключающих его семей.Калым служил одним из способов социального закрепощения не только в семье,но и в общественной жизни. Он лишал вайнахскую женщину гражданских,имущественных и политических прав, делал ее зависимой от мужа.
Система воспитания детей у вайнахов. Одной из важных функций в чечено-ингушской семье было воспитание детей. В воспитании детей заоснову брали два рубежа, которые соответствовали приблизительно 6-8и 10-12 годам. Мальчики и девочки в возрасте б-7 лет находились восновном под опекой матери. В этом же возрасте девочек начинали отделять от мальчиков и привлекать к женскому труду. Девочка ссамого раннего возраста становилась активной помощницей матери, и ее воспитание было заботой матери. Мальчики в крестьянских семьях помогали по хозяйству, и их воспитанием, начиная со второго возрастного рубежа, занимались мужчины. Характерной чертой семейно-бытовых отношений чеченцев и ингушей с древнейших времен являлся обычай глубокого почитания родителей и уважения старших,независимо от их происхождения, национальной принадлежности, пола и положения в обществе. Условием правильного воспитания считалось привитие детям хороших качеств с раннего возраста.
![]() |
ВОЛГОГРАД. В Волгограде скончалась девушка, пострадавшая в ДТП с «Ладой»
СЕВАСТОПОЛЬ. Четверо детей пострадали при взрыве в школе Севастополя
Как приготовить настоящий кавказский шашлык: проверенные рецепты
ИНГУШЕТИЯ. Ингушетия пополнила бюджет миллиардами рублей и землями
АСТРАХАНЬ. В Астрахани предложили «водное метро»: паром сократит путь из Десятки в центр до 12 минут