Мультипортал о Чеченской Республике

Чародей танца Махмуд Эсамбаев. (Видео)

Просмотров: 4 980 Комментариев: 0


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:



Великий танцовщик. Махмуд Эсамбаев - человек мира, легенда ХХ века. Его образ "человека в папахе" прочно связан с талантом и творческой активностью. Искусством Махмуда Эсамбаева восхищался весь мир!

 

О танцовщике Эсамбаеве великая балерина Галина Уланова сказала однажды: “Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются раз, даже не знаю, во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен... что все, что он исполняет, никто другой не смог бы...”

В 1924 году, 15 июля, в чеченском селе Старые Атаги в семье Алисултана и Бикату Эсамбаевых родился мальчик, которому суждено было прославить не только свое село и семью, не только чеченский народ, но и великую страну СССР. Рос мальчик, как и все чеченские дети, в спартанских условиях. Из предгорного чеченского селения Старые Атаги родом многие выдающиеся чеченские писатели, драматурги, музыканты, композиторы. Одаренный от природы необыкновенной выразительной пластикой тела, высоким ростом, совершенным музыкальным слухом, феноменальной памятью, Махмуд танцевал с тех пор, как помнит себя. С 7 лет он с отцом бывал на свадьбах, где плясал под одобрительный смех и восклицания старших. Чеченец, выросший в Киргизии после депортации семьи в 40-х. Он имел за плечами лишь шесть классов средней школы, но родился танцовщиком по склонности и таланту - и стал артистом наперекор воле отца. Солист эстрадной сцены, имевший в 50-70-х годах огромную популярность. 

Он начинал в оперном театре города Фрунзе, куда его приняли, оценив возможности самородка, после двухлетнего профессионального образования (для танцовщика срок малый до невозможности). Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения, Гирея, Тараса в "Тарасе Бульбе" и феи Карабос - отрицательной героини "Спящей красавицы". В 15 лет уже танцевал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 — в Пятигорской оперетте. То были годы войны, и Эсамбаев танцевал и во фронтовой концертной бригаде на передовой, и на строительстве оборонительных сооружений, и в военных госпиталях. А в 20 лет он стал солистом Киргизского театра оперы и балета. А это значило, что молодой Эсамбаев был уникальным, в смысле разноплановости, исполнителем: овладел и характерными, и народными танцами, и основами профессионального балета. На сцене Киргизского театра оперы и балета Эсамбаев исполнял главные партии в классических и современных балетах - “Лебединое озеро”, “Бахчисарайский фонтан”, “Спящая красавица”... Он также стоял у истоков киргизской хореографии, станцевал главные роли в первых национальных балетных спектаклях.

 

Монотеатр


Но в 50-е годы Эсамбаев решил оставить академическую сцену и обратиться к народному танцевальному творчеству. Как раз в то время была восстановлена Чечено-Ингушская АССР. Эсамбаев стал солистом филармонии своей республики и начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были индийский ритуальный танец “Золотой бог”, испанский танец “Ля-коррида”, таджикский “Танец с ножами”. 

В 1959 году Эсамбаев выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы “Звезды советского балета” объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила. После зарубежных гастролей Эсамбаев создал свой коллектив. С программой “Танцы народов мира” он покорил не только Россию, но и весь мир. Журнал “Театр” писал: “Танцы Эсамбаева – это театр переживания, а не представления. На афише пишут “Танцы народов мира”, а надо бы - “Народы мира в танце”. Непременно посмотрите Эсамбаева!” “Каждое выступление Махмуда Эсамбаева на эстраде, каждая его миниатюра — это, я бы сказал, маленький законченный балет”, — отмечал Юрий Григорович, известный балетмейстер.

 

Кино


Блистательный исполнитель ряда ведущих балетных партий, танцевальных сцен оперных спектаклей Киргизского театра оперы и балета, Ленинградского академического Малого театра оперы и балета имени С. М. Кирова, Большого театра СССР, конечно же, привлек внимание и кинорежиссеров. Дебют Махмуда Эсамбаева в кино в 1961 году состоялся не только как актера, но и как сценариста. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету "В мире танца", а вскоре последовала и главная роль Ишкоева в киноленте "Я буду танцевать". В экранизация балета Петра Чайковского, в фильме-балете "Лебединое озеро" в постановке режиссеров Аполлинария Дудко и Константина Сергеева мастер исполнил одну из главных партий. 

Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили Махмуда Эсамбаева на одну из главных ролей в приключенческо-романтическую драму "Земля Санникова" по сценарию Марка Захарова. В картине Махмуд Эсамбаев изображал Черного шамана. 

Профессиональной победой в кино маэстро танцев стала и роль придворного Музыканта "Несравнейнийшего" Иги-Наш-Туш у режиссера Геннадия Васильева в музыкальном фильме-сказке о волшебном Городе веселых тружеников "Пока бьют часы", да и неугомонный "Огонь" в сказке - комедии Юрия Победоносцева "Честное волшебное" был в исполнении Эсамбаева весьма убедителен. Велик был масштаб личности маэстро танца. Эсамбаева любили, его обожали за талант, режиссеров покоряла внутренняя мощь актера. Елизавета Кимягарова пригласила танцовщика на роль казначея в "Приключения маленького Мука" по мотивам произведения Гауфа, но и в этой, немного необычной для него роли, Эсамбаев был превосходен. Киногероям Эсамбаева свойственная особая, эсамбаевская стать! И этого просто нельзя было не заметить. Вот режиссер Георгий Базаров и утвердил актера на роль строго Учителя в политической драме "Репортаж из бездны", повествующей о военном перевороте в небольшой азиатской стране в конце 70-х годов. А в 1995 году Эсамбаев снялся и в международном кинопроекте. Кинолента "Зов Предков" - совместное производство Алжира и Узбекистана. В роли Великого Турана популярный танцовщик был как всегда неотразим.

 

Человек-легенда 


Махмуду Эсамбаеву были присвоены самые высокие награды страны и почетные звания - Народного артиста СССР и всех союзных и автономных республик, Героя социалистического труда. Трижды он был лауреатом Международных конкурсов. Его при жизни по праву называли “чародеем танца”, “Шаляпиным в танце”, звездой балета и эстрады, великим, гениальным, “легендой XX века”... Об Эсамбаеве и с его участием снято несколько художественных и документальных кинофильмов. Имя Эсамбаева навечно занесено на плиту в галерее “Звезд эстрады Российской Федерации” в Москве перед Государственным Концертным залом “Россия”.

Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. Президент Международного союза деятелей эстрадного искусства. Академик Международной академии танца. Герой светских хроник последних лет, где его неизменная папаха из отборного каракуля была столь же приметной, как и другой предмет гордости Эсамбаева - осиная до старости талия...

 Но все же главное в ином. Об этом говорил в выступлении в связи с кончиной Эсамбаева в январе 2000 года Игорь Моисеев, знаменитый балетмейстер: “Представитель гордого народа, Махмуд Эсамбаев отдавал себя сближению людей. Не случайно его репертуар состоял из танцев разных народов мира. Дружба, добро, красота были целью его творчества, основой его взглядов...” . Наверное, не случайно и то, что в честь М. А. Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev), открытый 19 сентября 1982 Л. И. Черных.

Он легко перешагивал через зримые границы на карте, через незримые — в сознании. Его уникальное искусство делало невозможное — примиряло, соединяло людей вне зависимости от их крови, веры, образа жизни. Эсамбаев подарил людям на стыке второго и третьего тысячелетия воплощенные в танцах мечты человечества о мире, дружбе, братстве и интернациональном единении народов.

Махмуд ушел из жизни в начале 2000-го года. Ему исполнилось 75 лет. По традиции его должны были похоронить в чеченском родовом селении Старые Атаги, но война не позволила соблюсти традицию, Эсамбаева похоронили в Москве на мусульманском кладбище. Близкие говорят, что военные события в Чечне ускорили смерть этого человека, в последние годы жизни Махмуд жил с болью в душе. Как утверждают хорошо знавшие его люди, он страдал не меньше своих истерзанных земляков. Еще в 1995-м году Махмуд в присутствии "сильных мира сего" проклял разжигателей чеченской войны. 

В 2001 году на Даниловском кладбище был торжественно открыт памятник Махмуду Эсамбаеву работы скульпторов А. и Н. Ковальчуков. Он представляет собой гранитный постамент, на котором выгравированы полумесяц и арабская молитва, и фигуру самого артиста с поднятой вверх рукой в хорошо всем знакомом характерном для него жесте.

фильмография:
 
Актёрские работы -

Великий Туран (1995) (из цикла "Зов предков", 1-й фильм дилогии)
 Я буду танцевать (1963)
 Земля Санникова (1972) — шаман
На край света(1975)
Пока бьют часы (1976) — придворный скрипач Иги Наги Туги
Честное волшебное (1976) — Огонь 
Приключения маленького Мука (1983)
Увертюра (1994)


фильмы-балеты

 "В мире танца"
«Лебединое озеро»

 

Л. Гудаев


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Лента новостей


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 



Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"


ВАЖНО! О переходе на ЦИФРУ!

Переход на цифру

МЫ В ИНСТАГРАМ



Наша реклама

checheninfo.ru       checheninfo.ru

НАШИ ОПРОСЫ