ДАЙДЖЕСТ: |
Из истории древних чеченцев из цикла :... сан Нана Нохчийчоь дех ду дийца хьан х1уманаш...
Бронзовый водолей VIII в., изготовленный в г. Басра (Ирак). Куплен в с. Эрзи в 1931 г. для Чечено-Ингушского музея
Корни вайнахского этноса и его культуры прослеживаются на этой же горной и предгорной территории вплоть до I тысячелетия до н. э. Это, конечно, не исключает возможных эпизодических перемещений ваинахских элементов из района в район и наличия небольших очагов, заселенных племенами иного этнического массива.
Кроме того, нельзя думать, что отдельные переселенческие волны нахских родо-племенных групп окончательно сметали негустое (судя по катакомоным могильникам) так называемое аланское население в ущелье Арм-хи (с. Гоуст) и по среднему течению р. Ассы (с. Верхний Алкун-основан акко-орстхойцами и еще несколькими тайпами чеченцев, и б. станица Фельдмаршальская). Хаккой изначально проживали в Лом Акки в Аланском царстве чеченцев. В Ингушетии сейчас проживают хаккойцы чеченцы, частью называют себя аккинцами, другие орстхойцами. Деление аккинцев и орстхой весьма условное, по сути это одно племя. На месте нынешнего Шатоя было акко-орстойское селение Хакко-Конг(Хьакко К1онг). Здесь останавливался знаменитый чеченец вабоевец Ших Мурза Аккинский, здесь он женился на женщине хаккой и набрав людей шатойцев двинулся на Аух.
Самый факт использования уже вайнахскими обществами древних «аланских» кладбищ для своих захоронений в более позднюю пору говорит о какой-то преемственной связи между ними. Такую картину, например, дает огромный могильник близ с. Шуан, известный под названием «Райского кургана», где сочетаются аланские катакомбы с подземными склепами, возникшими на Северном Кавказе еще в эпоху бронзы.
Аланы многими историками и преданиями самих чеченцев считаються вайнахами, хотя аланы состояли из разных национальностей. Известен предок из аланов аккинец Пул Ади, которому Хромой Тимур предъявляет ультиматум, за укрытие бежавшего важного для ставки Тимура человека, по преданиям это был основатель ингушского рода Баркимхоевых. Известно из истории и то, что Пулад управлял аланским царством у Дарьяла. Дарьял и вовсе носит название Ломе Акка, по преданиям этнических вайнахов, как и исток реки Терека(Ломекки).
Аккинец Мед от которого произошли четыре рода в Галанчожской Акке, как зенгаловы, итаркаловы, кей, вовгоевы даже возвращаеться со своего села Галанчоже в другое галанчожское селение аккинцев Керет, а потом в Ломе Акку в селение Кербет. Примечательно, что селение Кирет в Галанчожской Акке основано выходцами из ломаккинского села Кербет! Помимо Керета в Галанчоже, аккинцы основали селение Ерзи(Аьрзу), долгое время при нашествии захватчиков селение Эрзи старались многие князья подчинить себе, они даже объявляли, за вабойца платить 6 коров, за галга убивать 2-х вабойцев. Но с ослаблением кабардинцев и началом угрозы новой кровополитной войны, потомок князей Гейтар привел в Назрань русское войско, это уже грозило вабойцам, аккинцам и орстхой войну на два фронта. Начатая месть Дударом за вабойцев и постепенное возвраащение сил напугало врагов. Но позже на Мехк Кхеле в Ингушетии между галгай и вабой было заключеное перемирие, месть со стороны Дударовых приостановлена и прощена кровь.
Такая же преемственность наблюдалась и при более позднем заселении аланами ущелья Арм-хи, ранее занимаемого вайнахскими племенами, например аула Эрзи («Орел»). По народному поверью, Эрзи основан в IX в. на месте гнезда орла выходцами из Шемы аккинцами, которые вначале поселились под Казбеком, но потом постепенно продвигались, в силу увеличения численности. В с. Эрзи найден великолепный бронзовый водолей, изготовленный в Ираке в VIII в. (рис. 2).
Конечно, окончательное оформление этнической физиономии ингушских родо-племенных групп протекало не без этнического и языкового влияния и алано-осетинских, ныне ираноязычных, племен 71. Л. П. Семенов, отмечая некоторую общность внешних сторон быта осетин и ингушей, свидетельствует, что «при всей отрывочности и противоречивости собранный материал ярко свидетельствует о давности и глубине культурного и экономического общения Ингушии и Осетии», а согласно преданиям Тагаур, Дарьял были местами обитания нахских племен и места назывались Ломе Аккой.
Долго сохранявшееся алано-осетинское название Макалдоном вайнахской реки Арм-хи, а также значительные остатки осетинского словарного материала в ингушской лексике 73, наличие некоторых общих элементов в нартском (богатырском) эпосе у осетин и ингушей убедительно свидетельствуют о давности и глубине этнокультурного и экономического общения этих народов. Обращает на себя внимание характер словарного материала, тесно связанного с бытом и занятиями ингушей.
Такие слова, как «долина», «возвышенность», «холм», «гребень», «плуг», «корзина-сапетка», «охота», «олень», «оружие», «котел для варки пива», «арба», «пастух», «лошадь», «седло», «удалец», «каменный мешок для пленных», «убийца», «кровник», «рабы», и другие 74 чрезвычайно показательны для характеристики установившихся взаимоотношений вайнахов и осетин не только в эпоху позднего средневековья (XV—XVIII вв.).
Головной убор КУР ХАРС ряда чеченских тайпов, части галанчожских аккинцев и некогда могущественного нахского тайпа г1аппий(см. вяппий), который образовался от акко-орстхойцев. По устным преданиям орстхойцев, такие головные уборы носили жители Аккинских гор, которые пытались подчеркнуть свое благородное происхождение.
Такой же головной убор был найден у селения Харачой, основателем Харачоя был Бики из аккинского селения чеченцев Нашхой, он пришел на место нынешнего Харачоя, где уже жили легендарные нарт-орстхойцы уже давно выселившиеся с Лом Аккинских гор.
Селение же Валхан/Фалхан(Валлг1ан) галанчожскими аккинцами, оно было основано на месте сбора трех групп галанчожских аккинцев во главе с Дударом, по решению Мехк Кхелла Дудар выдвинулся со несколькими группами конной дружины для поддержки родственной вабойской группы, тяжело пострадавшей от иноземных врагов и пришлых князей. Для этой цели Дудар собрал из селений в Акке, как Вауге, Нашхой, Кей, Акки(селение) вооруженных людей, к нему присоеденились терлойцы, алероевцы и выходцы из Нашха Мехка. Тремя потоками двинулись конные дружины на Осетию и нынешнюю Ингушетию, точка где сошлись три дружины аккинцы назвали Валханом.
Селение Нестеровка было основано чеченцами нашхой, аккхий и орстхой. Ныне эти три группы составляют там меньшинство.
Аккинцы тайпа Г1аппий(вабой, вяппий) носили два ремня, и два щита. Самым знаменитым родом считался род произошедший от аккинца Лорса, они ныне известны как Лорсан некий, но более известны среди вабой, как оарцхой. Главные поселения у них были: Гвилети, Ларс, Эрзи.
Переселение вабойцев в Грузию произошло по видимости по двум причинам: Иранский шах Аббас и постоянные набеги дагестанцев в горах. Вабойцы сохранили в бацбийском языке некоторые древние варианты аккинского диалекта чеченцев.
Передавая историю своих родовых селений, горцы обязательно перечисляют всех своих прямых предков. Переселение, например, горцев, положивших основание аулу Шуан, было совершено якобы 11 —12 поколений назад. Помощник последнего вайнахского, жреца аула Фалхан 80-летний Алихан Мурзабеков, чеченец из рода галанчожских аккинцев, сообщая нам в 1929 г. сведения о заселении аула Фалхан. назвал 12 имен своих предков: 1) Тейбик, 2) Мойсур-Безик, 3) Мохош, 4) Токк, 5) Дзор, 6) Джамураза, 7) Бахмет, 8.) Паччи, 9) Эсмурза, 10) Тоэй, 11) сам Алихан и 12) его племянник Орц. Считая в среднем по пятьдесят лет на одно поколение 61, мы можем если не самый момент появления ингушских родо-племенных групп, то во всяком случае некоторые факты из прошлой истории ингушских обществ относить ко времени 600— 800 лет назад 63. В этой связи заслуживает внимания одно старое хевсур-ское предание, недавно приведенное Р. Л. Харадзе и A. И. Робакидзе. В нем указывается, что в годы царствования Тамары глигвы, т. е. вайнахи, уже обитали в современных вайнахских селениях Гаппи, Цоли, Неакист, Кайрак и др. Предание сообщает также о переселении нынешних жителей Архоти (т. е. хевсур) из Вайнахии и о принятии ими христианства в Грузии 63.
С. оригинал: «Алихан Марзабеков (из селения Фалхан) передает, что местные жители считают себя выходцами из селения Аки (Чечня) [выделено мной – О.Б.]. До них в Фалхане жили не ингуши, а потомки какого-то Гама. Первые поселенцы Фалхана вышли из Аки одновременно с Дударовым [Дударов, родоначальник известной осетинской фамилии считается у ингушей выходцем из чечено-ингушского края – прим. автора – Семенов Л.П.]; они двигались верхними тропами, а Дударов нижними. Алихан назвал по имени всех своих предков: 1) Мойсыр Бузи 2) Тейбик 3) Мохажи 4) Токк 5) Дзор 6) Джамурза 7) Бахмет Пачи 9) Эсмурза 10) Той 11) Алихан. Легенду о происхождении фалханцев из Аки мы слышали еще от одного из местных стариков (79 лет); он же сообщил, что жители Бейни – выселенцы из Фалхана; переселение в Бейни произошло лет 200 назад» (Семенов, 1963:67).
«По общему признанию, Дударов (по-чеченски - Дудар) родом из Чечни (из селения Кий или Аки- в Галанчожской Акке имеються руины башеных сели Кей и Акки»
«По преданию, Дударов был в родстве с проживающей в селении Кий семьей Акиевых (сообщение Матиева) [выделено мной – О.Б.] (Семенов, 1963:24).
АСТРАХАНЬ. Глава СКР заинтересовался двумя инцидентами в Астраханской области
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе для школьников провели викторину «Не попади в сети»
СТАВРОПОЛЬЕ. Больше трети жителей Ставрополья встретят Новый год дома с семьей
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию