Часть центрального парка Тираны и соседнюю с ним улицу переименуют в честь граждан Турции, погибших во время подавления военного переворота 2016 года
Почти месяц спустя после того, как в одном из парков столицы Албании, был воздвигнут памятник жертвам провалившегося военного путча в Турции, в Тиране не утихают споры о том, кто разрешил турецким властям построить монумент, не имеющий никакого отношения к Албании.
Гранитный монумент, на котором выгравированы имена 251 жертвы военного переворота, произошедшего в Турции 15 июля 2016 года – в большинстве своем безоружных мирных жителей, которые выступили против путчистов – был открыт в Тиране сотрудниками турецкого посольства. Открытие приурочили к трехлетней годовщине со дня попытки переворота.
Церемонию открытия, которая ознаменовалась памятным маршем из центра Тираны в направлении главного городского парка, посетил вице-мэр албанской столицы Арбян Мазнику. На церемонии также выяснилось, что небольшую территорию внутри парка, на которой в память о жертвах путча высадили 251 дерево, назовут Парком демократии 15 июля, а соседнюю с парком улицу переименуют в улицу Мучеников 15 июля.
На официальном сайте Тираны об этом мероприятии не сообщили. Представители мэрии также не смогли предоставить никаких официальных документов о том, каким образом принималось решение о возведении памятника и переименованиях улицы и парка. Мэр Тираны Эрион Велиай попытался уклониться от прямого вопроса, который был задан ему Албанской службой «Голоса Америки». Он заявил о том, что на вверенной ему территории уже существуют более 50 локаций, которые были названы в честь тех или иных событий – «и у каждого [события] есть возможность быть увековеченным», – сказал Велиай.
Он отказался ответить на вопрос, какие именно из уже увековеченных событий относились к истории иностранных государств, добавив, что подобные обсуждения будут выглядеть «неуважением к усопшим».
«Я скажу так: давайте оставим усопших и всех тех, кто желает их помянуть… в покое. В милосердной Тиране найдется место каждому», – добавил мэр столицы Албании.
В конце прошлой недели представитель тиранской мэрии заявил об отсутствии информации о возведении памятника и перенаправил корреспондента «Голоса Америки» в Министерство иностранных дел, где этот вопрос также отказались комментировать.
Последствия провалившегося переворота 2016 года осложнили отношения Турции и ее западных союзников, которые возмутились жесткостью, с которой было подавлено восстание и последовавшими арестами – в общей сложности после путча работы лишились около 150 000 человек, а в тюрьме по подозрению в связях с путчистами оказались около 70 000 человек. После неудавшегося переворота режим Эрдогана закрыл около 200 СМИ, десятки журналистов были приговорены к тюремным срокам.
По мнению наблюдателей, Эрдоган использовал повод трехлетия со дня подавления переворота для того, чтобы консолидировать своих сторонников на фоне растущего недовольства внутри самой Турции. Турецкий президент обвиняет в попытке переворота мусульманского проповедника Фетхуллу Гюлена, который эмигрировал в США, спасаясь от политических преследований на родине.
77-летний Гюлен, который когда-то был союзником Эрдогана, уже почти 20 лет живет в ссылке в Пенсильвании. Вашингтон отказался выдать проповедника в Турцию, где против него выдвинуты обвинения в организации переворота. Власти Албании также обвиняют Гюлена в попытке осуществления военного путча в 2016 году. Известно, что нынешний премьер-министр Албании Эди Рама поддерживает тесные отношения с Эрдоганом.