ЧЕЧНЯ. Российские императоры с членами своих семей регулярно посещали Кавказ. Эти путешествия царствующих особ крайне скудно освещены в исторической литературе, хотя архивных источников сохранилось довольно много. Еще меньше историки пишут о пребывании в качестве делегатов на торжественных приемах в столице Российской империи представителей коренных жителей Кавказа.
Николай Павлович стал первым российским императором, посетившим Кавказ. Изучив обстановку на Кавказе осенью 1837 года он остался весьма недоволен тем, как управлялся Кавказ, на присоединение которого было затрачено столько сил и средств. После торжественной встречи в Тифлисе в октябре 1837 года император произнёс ответную речь, в которой, в частности, сказал: «Нельзя не дивиться, как чувства народной преданности к лицу монарха не изгладились от того скверного управления, которое, сознаюсь, к моему стыду, так долго тяготеет над этим краем…». Побывал Николай I и в «мирной» Чечне. Чеченцы решили, воспользовавшись этим, отдать царю жалобу о причинах своего недовольства местным начальством. Вот что пишет генерал Кундухов: «В 1837 г. император Николай I, первый из русских царей, осчастливил приездом своим Кавказ . На другой день государь принимал депутатов с народными просьбами, говорил с ними очень благосклонно, исключая из этого злополучных чеченцев, которых упрекал в неверности ему и его русским законам. Чеченцы в свою очередь ответили: «Вашему Императорскому Величеству мы преданы не менее других горцев и уважаем законы не менее других, но, к несчастью нашему, ближайшее начальство, затемняя истину и не соблюдая никаких законов и обычаев, управляет нами совершенно по своему произволу, отзываясь о нас с дурной стороны...». Резкий, но очень справедливый ответ чеченцев не понравился государю, и, назвав его клеветой, он приказал им «выкинуть из головы вредные мысли». Свои подчиненным император указал держать чеченцев под сильным страхом». Когда правительство Николая I в 1840 г. предъявило ультиматум о разоружении мирных чеченцев, они ответили: «Чеченцев никто не разоружал – разоружали только их трупы» – и, восставши, присоединились к знаменитому имаму Шамилю, написав на своем знамени стих из Корана: «О избранники Бога, вы не знали ни страха, ни траура».
Александр II, старший сын Николая I, посетил Кавказ несколько раз - в 1850 году, когда был еще наследником престола, и в 1861, 1871 годах – уже, будучи императором. К приезду царя местные власти старались не ударить «в грязь лицом» и очень тщательно готовились. В высокогорной Чечне колесных дорог после завершения войны не было, но для проезда императора в 1870 году была проложена дорога на Ботлих (из Терской области в Дагестанскую область), что в значительной степени в дальнейшем улучшило экономическое положение местных жителей, так как повысило уровень торговых связей Чечни с Дагестаном и Грузией. Чеченцы стали называть эту дорогу «Царской». «Царская» дорога спускалась с Керкетского перевала (6 993м.), на котором была установлена каменная пирамида в память посещения императором Александром II Кавказа, проехавшего здесь в 1871 году.
После завершения крестьянской реформы в 1871 году Александр II в сопровождении двух сыновей: наследника цесаревича Александра Александровича (в будущем - императора Александра III) и великого князя Владимира Александровича отправился на Кавказ, чтобы ознакомиться со сложившейся там обстановкой. Монарх посещает Петровск (ныне - Махачкала), Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), последний оплот Шамиля - аул Гуниб. Царь объехал также Чеченскую равнину, был в столице Терской области - Владикавказе, а также посетил Поти, Кутаиси, Тифлис. Александр II путешествовал в сопровождении цесаревича, великой княгини и своего брата Михаила Николаевича – наместника на Кавказе. Александра II, как и его отца Николая I в свое время, сопровождал в путешествии большой конвой конных горцев из местных почетных фамилий.
По примеру своего покойного отца, император тоже приехал на Кавказ не с пустыми руками. По его личному распоряжению, на Санкт-Петербургском монетном дворе было изготовлено в два приема (1500 и 1800 штук) 3300 медалей. В качестве награды он вручал их сопровождавшим его чинам почетного конвоя, высоким местным чиновникам и представителям различных групп депутатов, посещавших его. Медали были изготовлены из серебра. Носили медаль «Кавказ-1871» на груди, на ленте ордена святой Анны. Также в честь на Кавказ императора местная администрация подготовила списки чеченцев, которым были вручены медали «За усердие». В круг этих лиц входили как простые жители чеченских аулов, например, наград удостоились Дударка Хайдаев, Чангарой Улюхаев, так и военные из Терской постоянной милиции, а также служащие: словесные переводчики народного суда и письмоводители при наибах.
Во время поездки императора по Терской области ему подавались прошения от разных сословий, в том числе и от горцев. Для разбора жалоб была создана специальная комиссия, на каждое прошение давался обстоятельный ответ. В некоторых случаях император лично накладывал свою резолюцию. В 1871 году горцами, состоящими в ведомстве военно-народного управления Дагестанской области на высочайшее имя было подано прошение. Жители приграничного района Дагестанской области хотели оставить исключительно в их пользовании Андийские высоты, которыми пользовались в то время ичкеринцы (чеченцы). Спор об этих горах возник еще в 1861 году, журнальным постановлением Особой комиссии, утвержденной в 1868 году императорским высочеством эти горы были признаны казенными. Главнокомандующий Кавказской армией на прошении вывел свою резолюцию: «Полагал бы отказать» и чеченцы продолжили пользоваться спорной территорией.
Приезд императора на Кавказ служил поводом для местных жителей не только обращаться с просьбами, но и легализовать свои традиционные институты народного самоуправления. После крушения имамата делались попытки оживить старые народные обычаи вайнахов. Вновь был поднят авторитет старейшин, шейхов, мулл и алимов. Мехк-кхел, или диван, как его стали называть вайнахи в период войны, собирался подпольно. Только в 1879 году он собрался открыто в Чаберлоевском обществе. Это заседание Мехккхела посвящалось приезду Александра II на Кавказ. Его приезд был использован как повод, чтобы легализовать традиционную вайнахскую общественную структуру.
В 1888 году Александр III, его супруга императрица Мария Федоровна и сыновья - наследник - цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) и великий князь Георгий Александрович на поезде прибыли в Ростов-на-Дону, откуда царская семья направилась во Владикавказ. В столице Терской области император и наследник престола вышли из вагона, одетые в форму Терской сотни конвоя е.и.в. Вечером состоялся торжественный обед, на котором подавали, среди прочего, горские национальные блюда и напитки, в том числе знаменитое в то время осетинское бархатное черное пиво. Во время обеда играл войсковой оркестр. 19 сентября 1888 года был объявлен праздничным днем, в присутствии императора недалеко от военного лагеря, на окраине Владикавказа состоялся смотр войск в честь прибытия царской семьи. На торжественном параде сборным полком горцев Терской области командовал генерал-майор Арцу Чермоев. В состав полка входили сотни: кабардинская, осетинская, ингушская, чеченская и кумыкская. Во главе чеченской сотни стоял князь А-С. Алхазов.
20 сентября 1888 года в 10 часов утра был устроен императорский прием «депутатам от горских племен». После этого на площади для депутатов был подан завтрак от Двора императорского величества. Воспользовавшись приездом императора многие жители обращались к нему с просьбами и чаще всего речь заходила о нехватке земли. Так жители чеченских селений Шали и Бердыкель - Сулейман Хаджи Назыров и Исхан Хаджи Ганаев от имени всего чеченского народа подали прошение, в котором жаловались на недостаток земли и указывали, что удобные места отчужденны в частную собственность генералам, офицерам, заняты в казну, а необходимый строительный материал и дрова им приходится покупать у частных владельцев или у казны. Как и в приезд Александра II, Александр Ш наградил военнослужащих и гражданских лиц во время его путешествия в 1888 году по Кавказу. Но в этот раз награды получили старшины различных чеченских сел – в основном случае это были золотые и серебряные медали «За усердие» для ношения их на груди и на шее на лентах различного достоинства. Из Владикавказа поезд с семьей императора Александра III уехал в Екатеринодар и далее: Новороссийск, Новый Афон, Батум, Тифлис, Баку и Кутаис.
Последний император Российской империи. Николай II правил Россией с 1894 по 1917 год. Он стал последним императором Российской империи, побывавшем на Кавказе
. Посещение императором Кавказского края совпало с годом первой революции. На этот раз царь принимал все кавказские делегации в Армавире. Для выбора достойных депутатов каждое чеченское село должно было выдвинуть своего соискателя. Затем из всех выбранных уважаемых представителей нужно было руководству Терской области отобрать 2-х чеченских депутатов с плоскости и 2-х – с горного участка. По решению Терской администрации в 1905 году в Армавир для преподнесения хлеба-соли императору были назначены следующие депутаты от горной и равнинной Чечни: старшина Дашнинского старшинства – Уци Арсанукаев; старшина Чубяхкенроевского старшинства – Генди Азиев; старшина села Бено-Юрт – Докал Дурдиев и житель села Урус-Мартан Ауторхан Алхазуров.
В декабре 1914 г. император решил посетить Кавказский фронт и целый месяц провел в поездке по югу Российской империи. Маршрут его путешествия пролегал через следующие населенные пункты: Смоленск, Тула, Орел, Курск, Харьков, Екатеринодар, Тифлис, Карс, Сарыкамыш, Меджингерт, Владикавказ, Новочеркасск, Воронеж, Тамбов, Рязань, Москва, Гарволин, Ново-Минск. Через Екатеринодар (24-го ноября), Дербент и Баладжары царский поезд проследовал в Тифлис. Здесь император прежде всего посетил древнейшие соборы: Сионский и Ванский (армяно-григорианский). Находясь на Кавказе, со своей стороны глава российского государства всячески подчеркивал личное уважение ко всем конфессиям, особое внимание он уделил приверженцам мусульманской религии. В Тифлисе Николай II нашел возможность для общения с представителями высшего мусульманского духовенства, посетил шиитскую и суннитскую мечети, выслушал стоя на коленях молебны ни арабском языке (17). Во время поездки на Кавказский фронт в 1914 году Николай II при посещении Владикавказа принял депутатов от чеченцев, кумыков, ингушей и других народов Терской области. Император путешествовал на поезде и после Владикавказа прибыл в Грозный в 1 час 10 минут ночи, но пробыл здесь недолго и отравился далее уже в 1 час. 20 минут.
checheninfo.ru