>АЗЕРБАЙДЖАН. На этой неделе премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Армен Саркисян впервые с момента объявления в режима ЧП обсудили насущные проблемы республики. Основной темой встречи должно было стать скорейшее преодоление коронакризиса. Хотя правительство полностью провалило политику в области здравоохранения, а темпы распространения COVID-19 едва ли уменьшились за последнюю пару месяцев, Пашинян поспешил заявить, что Кабмин успешно справился с поставленной перед ним задачей, обеспечив каждого гражданина надлежащей медпомощью.
Если руководствоваться логикой Пашиняна, то он и его правительство все сделали максимально верно. Были восстановлены тысячи рабочих мест, тратились огромные средства на здравоохранение. Уже осенью, надеется Пашинян, Армения сможет преодолеть пик эпидемии. Премьер ничего не стал говорить о том, почему республика превратилась в центр заражения вирусом на Южном Кавказе, почему небольшая по численности страна не стала проводить тестирование населения на заражение и почему оказалась не готова к угрозе распространения COVID-19. В речи Пашиняна нет анализа деятельности его правительства, а есть лишь позитивная повестка и слова благодарности, то лишь в адрес своей команды.
Армену Саркисяну, избравшему роль активного слушателя, было достаточно отметить свою готовность помогать кабинету Пашиняна. Он напомнил о своих связях за рубежом в бытность послом Армении в Великобритании.
При этом работа правительства Пашиняна не выдерживает никакой критики, поскольку ситуацию, при которой преодоление эпидемии становиться возможным не благодаря профилактике, а в результате того, что люди банально успевают переболеть коронавирусом, нельзя назвать благоприятной. В распоряжении властей есть лишь данные о тяжелых случаях заболевания COVID-19. Сколько на самом деле людей переболело вирусом в той или иной форме остается неизвестным, соответственно малозначимым для властей.
Но говорить исключительно о вирусе было бы неразумно с точки зрения пропаганды, тем более что через пять месяцев с момента введения в стране режима ЧП общество скептически относиться к словам руководства о профилактике коронавирусна. Чтобы разбавить популистскую риторику, армянские политики в очередной раз нашли повод заговорить об "успехах" армии и об "агрессии" Азербайджана. Тема июльских боестолкновений дает простор для фантазии. Подробно останавливаться на словах армянского премьера не имеет смысла, так как Пашинян вновь стал говорить о новых метафизических реалиях карабахского конфликта, а также о якобы преодолении мифа о непобедимости ВС Азербайджана. Интересно другое - президент Армении вскользь проговорился, о том, что в период его работы дипломатом, на Западе со скепсисом относились к боеспособности армянской армии. С одной стороны, Саркисян уличил страны Запада в том, что там рассматривают урегулирование карабахского конфликта сквозь призму военного противостояния, с другой стороны попытался поднять боевой дух и престиж ВС Армении. Складывается впечатление, что тема июльских боестолкновений, была затронута исключительно ради пиара, поскольку результат эскалации ни коим образом не поспособствовал продвижению переговорного процесса. Говорить об каких-либо успехах и вовсе не приходиться.
Ни Пашинян, ни Саркисян по существу не сказали ничего нового. Их встреча походила на спектакль, в котором главным героям было важно не забыть слова. Возможно, что реальная цель встречи заключалась в том, чтобы показать недоброжелателям Пашиняна, что между премьером и президентом нет конфликта. В Армении сейчас формируется антипашиняноский блок, который включает тех, кто не разделяет идеалы пашиняновской революции. Фигура Саркисяна в этом смысле очень привлекательна, поскольку он не является членом команды Пашиняна, а в период пашинянвских люстраций всегда находился в стороне. Не исключено, что подомным форматом рабочей встречи Пашинян хотел показать Царукяну, Ванецяну и другим политикам, открыто бросившим вызов премьеру, что президент республике лоялен по отношению к правящей партии.
С другой стороны, Пашинян мог поделиться своей медийной популярностью с Саркисяном, поскольку сейчас его критикуют ничуть не меньше чем премьера. Армен Саркисян несет персональную ответственность за сложившуюся ситуацию в республике, так как именно он был обязан следить за тем, чтобы одна ветвь власти не приватизировала другую, а в отношении политических оппонентов Пашиняна не фабриковались уголовные дела. Но на деле Саркисян спокойно наблюдал, как Пашинян зачищает политическое пространство республики.