ЧЕЧНЯ. Согласно средневековому праву наследования у чеченцев существовал строгий порядок подчинения в семье, при котором глава дома – «ц1ийна да» (обычно отец или дед) являлся полновластным хозяином всего имущества семьи (дома). Собственностью же членов семьи являлись только их личные вещи. В то же время и на самого главу семьи возлагалась особая и определенная ответственность за семью. На этот счет у чеченцев существует хорошая пословица: «Если женщина (хозяйка дома) отвечает за то, чтобы подавать на стол хлеб, то мужчина обязан сделать все, чтобы было что подавать».
Авторитет старшего или «ц1ийна да» вообще не обсуждался. Член семьи мог быть с ним в корне не согласен, но демонстративно перечить ему было категорически запрещено. Если же член семьи был недоволен чем-то, ему следовало пойти к старшему и попросить его донести до отца или деда свою позицию. При разделе имущества или отделении женатых сыновей, они полностью зависели от воли главы семьи, который согласно существующим обычаям имел право лишить их права наследования. В подобных случаях, сыновья не имели даже права требовать раздела. На практике обычно лишался права наследования сын, отделившийся от родителей самовольно. Встречались и случаи, когда братья жили неразделённые наследственным имуществом. В подобных случаях право на распоряжение имуществом переходило к старшему брату.
Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи являлось уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья же, возвращаясь вечером домой, первым делом идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями и заботами.
В чеченском обществе отец с детьми по многим вопросам обычно общается через мать, и своим поведением отец показывает, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Например, личная жизнь детей, женитьбы сыновей и замужества дочерей с отцом напрямую не обсуждается, об этом отцу обычно сообщает мать, которая выступает посредником.
Дистанция соблюдается до такой степени, что в присутствии главы семьи дети уважительно стоят, а не сидят. Эти и другие обычаи направлены на создание определенного отчуждения между отцом и детьми, конечной целью чего являлась поддержка авторитета отца. Строгая нормированность, как считают чеченцы, создает атмосферу, в которой вероятность внутрисемейных конфликтов сводится к минимуму.
Единство и правила поведения в семье сохраняются и после смерти отца, в таком случае главой семьи становится старший брат. Он и пользуется в семье тем же авторитетом и уважением, что и отец.