ЧЕЧНЯ. Сегодня в обществе порой можно услышать, что музыкальная культура чеченцам не нужна и нет от нее практической пользы. Достойным ответом на такого рода заявления является примеры исторического прошлого.
Хромой Тимур и Илланча. Согласно древнему преданию, в далекие времена хлынули на чеченскую землю несметные орды врагов во главе с жестоким завоевателем - хромым Тимуром. Огнем и мечом прошлись они по нашей земле. Упорно сопротивлялись чеченцы врагу, защищая свою страну и свою свободу, но силы были неравны. Равнинные земли были захвачены врагом, а оставшиеся в живых ушли высоко в горы. Пришел полководец к Тимуру и сообщил о том, что страна чеченцев захвачена. И, говорят, спросил тогда жестокий завоеватель: «Отняли ли вы у них их пандур?» - «Нет!», - ответил полководец. «Тогда вы их не покорили», - сказал Тимур своему полководцу...
Трудно сказать насколько это предание соответствует истине, однако, «нет дыма без огня»... Факт, что нашествие Тимура на Северный Кавказ в нашей истории было. Факт - объединенные силы чеченцев и дагестанцев оказали ему упорнейшее сопротивление. Факт - так и не сумев завоевать этот непокорный край, Тимур увел своё войско .... И произошли эти события осенью 1395 года. В любом случае то, что в этом предании заложен громадный философский смысл - тоже факт и факт беспорный. О роли музыки и в целом музыкальной культуры в жизни чеченского общества сказано много. Смысл предания в том, что иногда жизнь складывается таким образом, что на помощь могут прийти, как ни странно, только музыка и пение. Вот несколько исторических свидетельств по этому поводу. Эти истории о том, что даже в самые тяжёлые минуты музыка и пение вдохновляли на высокие чувства - патриотизм и, любовь к родине и готовность к самопожертвованию
1819 г. (Музыка и Дади – юрт). В истории о трагедии аула Дади-юрт практически каждый наслышан о подвиге чеченских девушек, которые предпочли героическую смерть как альтернативу унизительному плену. В то же время, мало кто знает о подвиге дочери основателя села Дадин Айбики, её подруги Амаран Зазы (невесты отличившегося при обороне села Бахадара Мюстарга) и Айдин Жансиги, которые в самый трагический и тяжелый момент обороны села на площади перед мечетью игрой на медной чаре и песнями вдохновляли защитников аула. Вдохновленные их отвагой и выдержкой женщины, отрезали свои роскошные косы и делали пыжи для патронов. Они наравне с мужчинами бились с карателями и погибли, поднятыми на штыки.
1831 г. «Илли» в сражении за Герменчуг ( цитата). «В самые тяжелые для себя минуты чеченцы начинали петь, так было и в годы Кавказской войны. ... 3000 чеченцев оборонялись в Герменчуге. Когда артиллеристы обстреляли село гранатами и подожгли его, чеченские мужчины запели предсмертную песнь, сначала громко, а затем все тише и тише, по мере того, как число поющих умирало от огня, выстрелов и дыма...» («Шамиль на Кавказе и в России» (Чичаков, Москва,1994. – с.23). Л. Гудаев