АЗЕРБАЙДЖАН. На протяжении долгих веков главный вектор региональной политики Закавказья был направлен в сторону Малой Азии либо Иранского нагорья. Однако 200 лет назад после присоединения региона к России главным вектором региональной политики стал северный. Он приобрел решающий характер не только в экономическом и культурном, но и в политическом, военно-стратегическом измерении. Российский и советский период развития региона привели к невиданному взлету технологического и социально-культурного развития. Присоединение стран Закавказья к ЕАЭС диктуется исторически сложившимися цивилизационными, экономическими, гуманитарными и другими реалиями.
Распад СССР привел к появлению на политической авансцене Закавказья новых, точнее хорошо забытых старых игроков. Ими были: США, Великобритания, Турция, Китай, Иран и другие страны. Однако дезинтеграция страны ещё раз подтвердила ведущую роль России на постсоветском пространстве. Ведь именно в Россию устремились сотни тысяч и даже миллионы жителей национальных республик в качестве беженцев, переселенцев, трудовых мигрантов, предпринимателей. На повестку дня встал вопрос выработки реинтеграционной модели для частей некогда единой страны. Созданное на руинах СССР СНГ воспринималось его членами как механизм обеспечения цивилизованного развода. ОДКБ подходил не всем из-за существовавших тогда военных конфликтов в Закавказье и Приднестровье.
Ключевым государством региона является Азербайджан. Львиная доля геополитических исканий и коллизий регионального уровня происходила вокруг его углеводородных запасов, их разработки и транспортировки на внешние рынки. Укреплением западного вектора региональной геополитики можно считать подписание Азербайджаном в 1994 г. контракта на разработку нефтяных месторождений Каспия с участием 13 крупных нефтяных компаний из 8 государств мира. Широкое представительство американских нефтяных компаний в этом контракте демонстрирует, что он спонсировался правительством США. Оно поддерживало разработку месторождений и строительство трубопроводов для транспортировки нефти и газа в западном направлении. Несмотря на участие в контракте российской нефтяной компании «Лукойл», его подписание было прохладно встречено Россией, где считали, что главная роль в разработке и транспортировке нефтяных богатств Каспия должна принадлежать именно ей.
Однако тогдашний президент Азербайджана
Гейдар Алиев в одном из интервью прояснил позицию своей страны. Он привел в пример Анголу 70-х и 80-х годов прошлого века, которое было просоветским государством с политической и военной точки зрения, однако разрабатывала свои нефтяные богатства с помощью высокотехнологичных американских компаний. Таким образом была выражена квинтэссенция азербайджанской геополитики: стратегическое партнерство с Россией, всемерное развитие двусторонних политических, экономических, гуманитарных отношений при ориентации нефтегазового сектора республики на сотрудничество с западными компаниями и транспортировке азербайджанских углеводородов на запад через территорию Турции.
В сфере двусторонних российско-азербайджанских отношений следует отметить участие Азербайджана в стратегически важном транспортном проекте Международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» с участием России, Ирана, Индии, а также полномасштабное военно-техническое сотрудничество. Так, с 2003 года Азербайджан приобрел российских вооружений на сумму более 5 млрд долларов США. Именно российское оружие, бронетехника и артиллерия, сыграло решающую роль для итогов Второй карабахской войны 2020 года.
Азербайджан поддержал российскую позицию о недопуске в Каспийское море военных сил из нерегиональных государств. Успешно развивается двусторонне российско-азербайджанское сотрудничество в области автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, химической и фармацевтической промышленности и других сферах. Это показывает и статистика. Так, в 2020 году Россия с долей 18,2% была лидером по импортируемым Азербайджаном товарам, второе место принадлежало Турции с долей 14,5%. В азербайджанском экспорте за тот же год Россия и Турция занимали соответственно второе и третье места с долями 18,9 и 5,16 процентов.
Не так гладко развивается американско-азербайджанское сотрудничество вне нефтегазовой сферы. Об этом свидетельствует положение в организации ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Созданная под американской эгидой в 1996 году, она получила название «Организация за демократию и экономическое развитие» и имела целью подготовку своих членов к членству в ЕС и НАТО. Однако реальная деятельность организации только дублирует работу более авторитетных международных организаций (торговля, транспорт, урегулирование конфликтов региона ГУАМ). Последний саммит организации с участием глав государств состоялся в 2008 г, а с участием глав правительств – в 2017 г. Очевидно, что после ноября 2020 года Азербайджан потерял значительную часть своего интереса к организации. Да и высокий уровень двусторонних российско-азербайджанских отношений препятствует поддержке Азербайджаном резких антироссийских заявлений, звучащих то с Украины, то из Грузии. Следует констатировать, что ни одна из заявленных целей ГУАМ решена не была. Так, не был создан ни миротворческий батальон организации, ни зона свободной торговли государств-членов организации.
Непосредственно на американско-азербайджанском треке тоже нет большого прогресса. Причины этого очевидны. На примере Турции руководство Азербайджана понимает, что США не способно обеспечить членство в ЕС своим партнерам по НАТО; на примере Грузии и Украины видит, что США не торопятся принимать в НАТО своих партнеров с постсоветского пространства, предоставлять им военную защиту и сколь-либо осязаемую экономическую помощь; на своем собственном примере республика убедилась, что США не горят желанием защищать территориальную целостность своих партнеров даже на уровне дипломатических заявлений. Так, США до сих пор не отменили антиазербайджанскую поправку 907 к «Акту о защите свободы», принятую в 1992 году.
Словом в Баку осознают, что страны постсоветского пространства нужны США только как силы готовые на конфронтацию с Россией при явно невыгодном для них исходе такой конфронтации. Таким образом, следование в фарватере американской политики не может быть привлекательным для Азербайджана.
В свою очередь в российско-азербайджанских отношениях вполне возможны реальные подвижки. Так, по информации агентства РБК, посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль-оглы заявил, что членство в ЕАЭС выгодно для экономики его страны, и единственным, что препятствовало её присоединению к сообществу, была неурегулированность Карабахского конфликта.
Сейчас на пути присоединения республики к ЕАЭС есть новое препятствие – позиция его члена - Армении. Не стоит ожидать скорого смягчения её позиции по отношению к членству Баку в организации. Армения и Азербайджан будут ещё долго вести переговоры о выполнении условий соглашения 9 ноября 2020 года в части разблокирования коммуникаций и восстановления старых железных между двумя странами. При этом Армения не будет торопиться: Грузия начинает реализацию проекта модернизации Военно-грузинской дороги. В рамках этой модернизации будут построены 6 мостов, 5 тоннелей, новая дорога длиной 22,7 км, а главное - новый тоннель под Крестовым перевалом. До окончания строительства Армения будет продолжать пользоваться мультимодальным способом перевозки своих грузов в Россию и обратно посредством использования железной дороги до порта Поти и морского сообщения этого порта с Российскими черноморскими портами. Реализация проекта модернизации снизит значение азербайджанских железных дорог для перевозки грузов в Армению и Нагорный Карабах и усложнит ход двусторонних переговоров. Итоги последней Карабахской войны не увеличили в армянском обществе энтузиазма к наведению мостов с Азербайджаном.
Распад СССР привел к появлению на политической авансцене Закавказья США, Великобритании, Турции, Китая, Ирана и других стран
[b]ЕАЭС. Что же до ЕАЭС, которое было создано в 2015 году как преемник ЕвраЗЭС, созданного в 2001 году, то оно успешно функционирует и, что называется, набирает обороты. Экономисты утверждают, что для успешного функционирования общего межгосударственного рынка требуется не только сопряженные транспортные коммуникации и территории, но и население не менее 300 млн человек. Примерно такая ситуация наблюдалась в СССР, где в 1991 году жило почти 290 млн человек. Население ЕАЭС сегодня составляет 184 млн человек, и присоединение к нему почти 10-миллионного Азербайджана не даст существенного прироста населения. Однако эта страна в рамках МТК «Север-Юг» способна стать связующим транспортным и территориальным звеном между Ираном и большинством стран - членов ЕАЭС. Интерес Ирана к сообществу известен и население его превосходит 84 млн человек.
Кроме того, присоединение стран Закавказья к ЕАЭС диктуется исторически сложившимися цивилизационными (экономическими, гуманитарными и др.) реалиями. Многие российские политологи называют Азербайджан и Грузию частями Русского мира. И это не преувеличение, так как все республики Закавказья прошли русский путь европейской модернизации, и этот процесс продолжается. Это видно по тому, как увеличивается количество филиалов ведущих российских ВУЗов в Азербайджане.
Россия до сих пор играет ведущую роль во внешней торговле не только Азербайджана. По данным на 2020 год Россия занимает первое место и как экспортер своих товаров в Армению с долей 32%, и как импортер армянских товаров с долей 25%. Что же касается Грузии, то на 2019 год Россия занимает второе место как импортер грузинских товаров с долей 13% и третье место как экспортер своих товаров в Грузию с долей 10,2%. В случае присоединения Азербайджана к ЕАЭС Грузия как страна-транзитёр, соединяющая Армению с Россией и Азербайджан с Турцией (проявляющей интерес в ЕАЭС), возможно, также будет искать пути интеграции с этим сообществом. Например, в качестве страны-наблюдателя. А затем Грузия когда-нибудь поймет, что в ЕС её никто не ждет и станет полномасштабным членом ЕАЭС. Всё новое это хорошо забытое старое.
evrazia.org
checheninfo.ru