Восстания горских народов и алан. Ослабленные войной на Северном Кавказе и Руси монголы не смогли в полную силу заняться покорением стран Западной Европы (хотя их армия достигла весной 1242 г. одного из участков Адриатического побережья), тем более что в их тылу немедленно стали возникать народные восстания и усиливаться партизанские действия отрядов-мстителей. Уже в 1241 г. восстали кипчаки, на многие годы затянулось сопротивление отдельных районов Северного Кавказа.
Европейский путешественник Плано Карпини, лично побывавший в 1246 г. на покоренных Ордой землях Северного Кавказа, указывает, что в числе народов и стран, оказавших «мужественное сопротивление и доселе не подчиненных» монголам, есть и «некая часть аланов». Далее он пишет, что ордынцы уже 12 лет ведут осаду одной «горы» (в смысле горного района) «в земле аланов». Причем жители «оказали… мужественное сопротивление и убили много татар, и притом вельмож».
В другом переводе это звучит так: «Когда они (монголы. – Авт.) начинают осаждать какую-нибудь крепость, то осаждают ее много лет, как то происходит сегодня с одной горой в земле аланов. Очень вероятно, что речь здесь идет о каком-либо нахском народе «Алании», а не о равнинных этнических аланах-кочевниках как таковых.
Партизанская борьба против захватчиков. По некоторым преданиям, те же нахи-ауховцы, жившие на стыке гор и равнины, не только вели партизанскую борьбу против захватчиков, но и за время их господства выдержали 5 сражений у разных гор, причем помощь им оказывали даже дальние лакцы-мусульмане Дагестана.
Французский посол в Монгольскую империю Гильом Рубрук (в 1253–1255 гг.), побывавший проездом и на Северном Кавказе, писал, что живущие в горах «черкесы» (горцы), аланы («ассы») и лесги (дагестанцы) «равным образом не подчинены [татарам]» и что на блокирование выходов из ущелий выделена пятая часть войска Сартака (сын Бату): «Аланы (в данном контексте также и горцы. – Авт.) на этих горах еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы эти аланы (читай горцы. – Авт.) не выходили из гор для похищения их стад на равнине…».
Кроме того, партизанское движение наблюдалось в собственно в равнинной Алании, где группы в несколько десятков человек из разных народов улуса Джучи – кипчаки и аланы «выбегают ночью с колчанами и луками и убивают» врагов, угоняют лошадей, а днем скрываются.
Закавказье соперничало с Золотой Ордой за гегемонию на всем Кавказе. Судя по всему, против Дедякова были направлены силы, собранные со всей Золотой Орды, включая русские дружины, и командовал ими сам хан Менгу-Тимур (1266–1280 гг.). Город «Дедяков» пал в феврале 1278 г. Он был сожжен и разграблен. Погрому подверглась и вся центральная часть исторической Алании.
Аланская миграция с Северного Кавказа.
Начиная с 40-х гг. XIII в. и далее, известная часть северокавказского населения, именуемая в источниках «аланами» и «асами/овсами», вынужденно покидала родину. Несколько тысяч мужчин оказалось в Китае (позже их численность могла возрасти: есть данные, что к XIV
в. асская гвардия императора в Пекине насчитывала от 10 до 30 тыс. человек), другая группа алан ушла в Венгрию с половцами хана Котяну, образовав в королевстве этническую область Ясшаг. Большие группы алан покидали равнины и уходили в ущелья Центрального Кавказа (оседая, к примеру, в районе расселения нахоязычных горцев – Двалетия) и далее в Закавказье. Вассал монгольских Хулагидов в Иране – грузинский царь Давид (около 60-х гг. XIII в.) начал принимать и селить беглых знатных алан близ Тбилиси, Дманиси и в Жинвали. Кстати, такое переселение с Северного Кавказа весьма приветствовали и сами хулагидские власти, обязывая алан нести военную службу, в том числе в грузинских крепостях.
Такая политика грузинских царей по отношению к горцам и северокавказским аланам проводилась не только по приказу Хулагидов, но и в сугубо национальных интересах. Это был тыл Грузии, изнемогавшей в борьбе с насилиями монгольских захватчиков. Но надо учитывать парадоксальные зигзаги истории – ведь грузинские цари того времени во внешнеполитическом плане то тайно, то явно ориентировались на Золотую Орду в противовес близким угнетателям Хулагидам. А северокавказские аланы и их вожди ориентировались на дальних
закавказских Хулагидов в противовес золотоордынским угнетателям.
Прикаспийские степи (где жили кипчаки и монголы) и примыкающие с юга низменности Дагестана и чеченские равнины Северо-Восточного Кавказа входили в монгольский военный округ – тумен. Центр его, вероятно, располагался в низовьях Терека в т.н. Тюменском
городке. Во главе данного округа вследствие его важности ставились ближайшие родственники ханов Золотой Орды. Таким образом, весь Северный Кавказ выставлял до 30 тыс. воинов, из которых не менее половины составляли аланы и «черкесы» (горцы).
Управленческая составляющая монголов на Сев. Кавказе. Однако здесь, кроме военной системы, присутствовала и управленческая составляющая, проистекавшая из военно-феодальной сущности монгольского общества. Все завоеванные империей земли «на Западе» являлись собственностью исключительно чингизидов (в данном случае потомков Джучи). В конечном счете, завоеванная Бату территория – «Великий улус» была поделена на 4 больших улуса (в т.ч. «Дешт и-Кипчак», куда входил и Северный Кавказ), поделенных, в свою очередь, на ряд областей-улусов (вначале 12, а затем до 70). Так, 7-й улус – Северный Кавказ, Бату поручил в управление брату Берке. Но затем отобрал его в личный домен, т.к. через него шла важная и доходная торговая дорога на Средний Восток, а также располагался стратегический Дербентский проход (его охраняло специальное сторожевое войско). В свою очередь, улус делился на более мелкие единицы, которыми правили феодалы более низкого ранга, носившие и воинские звания тысячников, сотников и т.д.
Заметим, что весь Улус Джучи, по крайней мере, при первых ханах считался в составе Монгольской империи: выставлял, к примеру, воинов в дальние походы, платил какие-то общеимперские налоги и имел некий штат чиновников, назначаемых императором-каганом. В монгольской имперской традиции был и такой титул, даруемый высшим чинам – ордынским наместникам целых округов: «тудун», «титям», «дядин/дедяк». На Северном Кавказе известен город Дедяков, названный так в русских летописях («славный город ясский Дедяков») в связи с подавлением здесь народного восстания ордынскими и русскими войсками в 1278 г. Возможно, что Титяков, Тютяков, Дадаков, Дедяков и являлся какое-то время ставкой ордынского наместника в регионе Северного Кавказа.
Устроение монгольского государства на Северном Кавказе. Складывание государства Улус Джучи (Золотая Орда) в системе всемирной Монгольской империи началось, как известно, при жизни хана Бату; наивысшего расцвета это государство крупных кочевых феодалов достигло при великом хане Узбеке (1312–1342 гг.), после чего начался затянувшийся закат империи. Монгольские феодалы первоначально проводили жестокую грабительскую политику в отношении по-дневольного населения, с трудом принимая во внимание, что это отрицательно сказывается на собственно государственных интересах самой Орды.
Классические кочевнические принципы управления, приправленные некоторыми китайскими и исламскими подходами управления государством, определили характер нового царства кочевников. Так, в 1254 г. наряду со всеми странами Монгольской империи здесь была проведена перепись покоренного населения, в т.ч. и на Северном Кавказе. Равнинные земли региона прочно вошли в состав монгольского государства, здесь было проведено новое административное устроение, в котором такие этнические формы, как «Алания» и «Кипчакия», перестали существовать. Как правильно отмечает исследователь Х.А. Хизриев: «Главной особенностью… развития Северного Кавказа в золотоордынский период было превращение плоскостной части… в земли танма или тама, то есть в пограничный военный округ для содержания (и набора. – Авт.) постоянного контингента ордынского войска… Все население, как и весь улус, делилось на два крыла и центр. Крылья и центр состояли из туменов…
Монгольский тумен …– округ, с которого должны были поступать 10 тысяч воинов или средства на их содержание». Так, в «Алании» (Северо-Восточный и Центральный Кавказ) постоянное пребывание имел 10 тыс. конный корпус, на Северо-Западном Кавказе горцы должны были выставлять т.н. «черкесский тумен» ...
Источник: Я.Ахмадов, "История нахов Передней Азии, Чечни и Кавказа с древнейших времён до конца XV в.", 2019 г.
checheninfo.ru