ДАГЕСТАН. Аул Куруш когда-то был большим и богатым, в нем проживало около пяти тысяч человек. Из доминирующих отраслей местные жители занимались скотоводством. Более тысячи лет назад скотоводам-кочевникам приглянулись сочные альпийские луга, и те стали использовать их для пастбищ, раскидав хатки в живописных окрестностях высокогорного Дагестана. Уже в 1917 году здесь паслось столько мелкого и крупного рогатого скота, сколько не было ни в одном ауле Северного Кавказа.
Кроме разведения овец курушцы занимались выращиванием ржи, чечевицы, овса. Из ремесел освоили изготовление шерсти, войлока, тесьмы, сыра, масла… одним словом, производили то, что давало овцеводство. Грубая шерсть специально выведенной местными жителями породы овец, впоследствии названной горно-лезгинской, применялась для изготовления ковров.
Курушцы исповедовали ислам, родовые общины возводили непохожие друг на друга мечети. Центральную площадь украшал отличный по размерам и высоте купола молельный Дом. К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одной мечети Куруша, во время правления советской власти, репрессий и гонений на мусульманскую и христианскую веры святыни разорили, разграбили, сожгли, оставив дагестанцам лишь воспоминания. Невзирая на тяжелое для ислама время аул дал много имен, авторитетных лиц мусульманского духовенства.
Жили тут и богатые люди, среди них известен полковник Царской армии Мирза-Рагим бек. Обширные территории, возможность пасти скот на зимних пастбищах в низменности Муганской степи, изобилие лекарственных трав, особенно тмина, — все это придавало местным продуктам уникальный вкус и аромат. Торговля шла бойко, принося горским фамилиям немалую прибыль. Добраться же до Куруша было не так просто, ступая узкими вьючными тропами, по которым не могла проехать даже арба.