ДАЙДЖЕСТ: |
Традиционно в каждом казачьем доме, так же, как и в горском, имелся арсенал оружия. На одной из стен висели кобура для пистолета и кинжал в кожаной или серебряной оправе, тут же шашка с серебряными бляхами, револьвер, берданка или двустволка и несколько штук кинжалов в простой оправе. Оружие для казака, так же, как и для чеченца, ингуша, кумыка, кабардинца, было неотъемлемой частью жизни. Казаки высоко ценили мастерство чеченских оружейников, поэтому о знаменитых атагинских клинках говорится даже в старинных казачьих песнях.
Горская одежда, приспособленная к укладу местной жизни, была принята и освоена казаками как мужчинами, так и женщинами. Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, башлык, черкеску, украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками. Праздничная одежда казака висела в избе на видном месте: несколько черкесок разных цветов, украшенных простыми и серебряными газырями, мягкая праздничная обувь — сапоги, ноговицы и чувяки с чулками, обшитыми галуном или бархатом. Чеченцы, ингуши, кумыки, черкесы, ногайцы, в свою очередь, многое из одежды переняли у русских. «Последствия сближения с русскими, – отмечал в 1859 году современник, – были очевидны». Детей стали одевать в рубашки. А с течением времени и взрослые стали пробовать носить одежду европейского покроя. Терские казаки ввели в свою кухню ряд чеченских национальных блюд: жижиг-галнаш, лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресный хлеб–пасту и многое другое. Горцы тоже оценили некоторые русские продукты, в том числе, удобные для кухни в зимние месяцы воблу и квашеную капусту.
Горские музыкальные инструменты и танцы, естественно, вошли в жизнь терских казаков. На зурне, свирели, пондуре играли мужчины, а на гармошке женщины-казачки. Круговой и темпераментный танец «Наурская лезгинка» стал национальным танцем терских казаков. Неотъемлемой частью жизни казаков стало участие в состязаниях по джигитовке, во время которых они демонстрировали смелость, находчивость и искусство верховой езды. А казачки так же, как и женщины-горянки, любовно и заботливо ухаживали за лошадьми.
Многонациональность региона неизбежно сказалась на взаимных языковых заимствованиях. В процессе общения и казаки, и горцы расширяли свой словарный запас.
Терские казаки еще с середины 16 века установили добрососедские отношения с чеченцами. На протяжении длительного времени горцы и казаки жили мирно, помогали друг другу во всем и роднились между собой. Среди многих свидетельств об этом — рассказ чеченского историка Умалата Лаудаева о своих сородичах из станицы Червленная. В эту станицу бежали чеченцы из селения Гуни, нынешнего Веденского района. Прожив там довольно долго, гуноевцы породнились с казаками, хотя никогда не забывали своей прародины и всегда были рады встрече с земляками. Один из любителей старины писал: «Среди терских казаков… даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью».
Еще одно наблюдение о результатах соединения русской и кавказской крови оставил в 1915 году местный краевед Ф.С. Гребенец: «Новогладковская женщина – местного происхождения. Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины. Таким образом, в каждой новогладовской казачке течет кровь чеченца, кабардинца или ногайца и многих других народностей Кавказа, которые так или иначе соприкасались с ними, входили в семью гребенцов и становились ее членами».
Многие терские казаки были кунаками (друзьями) чеченцев. Они гордились этой дружбой и верность ей передавали от поколения к поколению. А кунаки всегда роднились между собой. Читаем у Толстого: «Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченцами… Дедушка Ероша говорил Оленину: «Вся наша родня – чеченская, у кого бабка, у кого тетка чеченка была».
Смешанные семьи возникали не только в казачьих станицах, но и в горных аулах. Так, во время Кавказской войны русские солдаты, порою в силу определенных обстоятельств, уходили в горы. Там они женились на чеченках, ингушках, черкешенках, кумычках, обзаводились хозяйством и начинали новую мирную жизнь.
Веками шло взаимопроникновение русских и горских обычаев и традиций. И в результате разные нации пришли к общему семейному и общественному укладу.
Вис-Хаджи Аслаханов
АДЫГЕЯ. Гимнастка Милена Капкова стала призером второго этапа Всероссийской спартакиады
КРАСНОДАР. Сразу 282 жителя Кубани стали победителями и призерами чемпионата «Абилимпикс»
ЧЕЧНЯ. В Минавтодоре прошло мероприятие ко Дню чеченского языка
АСТРАХАНЬ. Игорь Бабушкин: «Бессмертный полк» в Астраханской области пройдет в нескольких форматах
АДЫГЕЯ. В Майкопском районе опрокинулся полуприцеп грузовика
ВОЛГОГРАД. Губернатор инициировал создание программы по восстановлению водных объектов
КРАСНОДАР. На территории Кубани за ночь было уничтожено 66 БПЛА
АСТРАХАНЬ. Астраханцы оценили влияние масштабные мероприятий на имидж города
Прогнозируется непростая неделя для тех, кто чувствителен к геомагнитным бурям
Захарова: учения НАТО вблизи границ РФ носят провокационный характер
Кабмин поддержал ратификацию соглашения о зоне свободной торговли стран ЕАЭС и Ирана
Пассажиры электропоезда «Ласточка» стали активно использовать бесплатный Wi-Fi
ChatGPT поможет компании Moderna создавать вакцины против рака и вирусов
КЧР. В Черкесске на сельхозярмарке свою продукцию представили 150 производителей
В Москве по запросу Баку задержали российского политолога: Александров