ЧЕЧНЯ. Умар-Хаджи Шалинский (Омар-Хаджи из Шали, Шелара Iусман-Хьажа)(XVIII в.) чеченский богослов, религиозный и общественный деятель, "первый наставник", секретарь и один из ближайших сподвижников первого имама Чечни и Кавказа Шейха Мансура.
Умар-Хаджи был имамом-богословом из села Шали и приходился братом Усману-Хаджи, также принимавшему активное участие в движении Шейха Мансура.
В 1787 г. Мансур направил Умара-Хаджи в Стамбул к султану, как к халифу правоверных. И султан, якобы, дал разрешение Мансуру выступать против России под званием имама.
Умар-Хаджи был главным советником Мансура и играл весомую роль в народно-освободительного движения горцев Северного Кавказа 1785—1791 годов. Так, в своих показаниях на допросах в Тайной экспедиции Этта (шурин Мансура) сообщил, что самым почитаемым и авторитетным среди помощников имама был Умар-Хаджи из селения Шали. Умар-Хаджи отвечал также и на многочисленные письма, с которыми простые люди обращались к Мансуру.
Село Шали и шалинцы сыграли значительную роль в начальный период деятельности Мансура. Так, кабардинский уздень Аслан-Гирей Бабуков сообщал генерал майору Шемякину, что будто бы от шейха, находящегося в Шали, прислали письмо кабардинскому эфендию Исхаку. В письме имам возвелел кабардинцам готовиться к большому собранию, которое состоится в апреле на реке Баксан. В рапорте генерал-майору Шемякину полковник Савельев извещал, что 23 февраля 1786 года в Шалинскую деревню приехал кабардинский князь Дол, один из первых сподвижников шейха Мансура.
Он пробыл там не сколько дней и взял у имама письма владетелям Малой Кабарды Кайтуке и Келемету. Полковник Матцен сообщал из Владикавказа, что он через ингушей и осетин узнал, что князь Дол уже третью неделю живет у Мансура и якобы в скором времени вообще «намерен уйти в Чечню и поселиться там». Вскоре стало известно, что Мансуру прислано письмо от казикумухского хана, в котором тот сообщал, что прибудет к нему весной со своим войском. Сообщалось также, что два человека из Шалинской деревни поехали к хану с ответным письмом от шейха Мансура.
Однажды два ученика Умара-Хаджи, шалинцы Курмат Алисултанов и Мурдар Турлов хитростью получили у полковника Савельева тысячу рублей, якобы для поимки шейха, и приобрели на эти деньги оружие для повстанцев. Можно добавить, что своим духовным преемником Мансур называл Юсупа из Шали.