Матрицы Грофа — это псевдонаучная теория, которая утверждает, что переживания младенца при рождении определяют его характер, темперамент и поступки. В целом идея о подобном влиянии родовых переживаний не нова. Ещё в начале XX века подобное предположил австрийский психоаналитик Отто Ранк. Он ввёл понятие «травма рождения»: дескать, тревога и страх, связанные с отделением ребёнка от матери, сильнейшим образом влияют на психику. Из-за произошедшего люди десятилетиями страдают от неосознанного желания вновь вернуться в материнское лоно, «внутриутробный рай». Это приводит к фобиям, повышенной тревожности и агрессивности. Ранк считал, что «вылечить» такое способен лишь хороший психотерапевт, который поможет человеку вспомнить и осознанно пережить травму рождения, проработать её. Спустя полстолетия американский психиатр чешского происхождения Станислав Гроф пересмотрел и дополнил идею Ранка. На основе собственных наблюдений Гроф выделил четыре стадии, через которые якобы проходит каждый младенец. Психиатр предположил: человек зацикливается на этапе, который переживал особенно тяжело или ярко. Эту концепцию стали называть матрицами Грофа, или перинатальными (от лат. корней peri — «около», и natalis — «относящийся к рождению») матрицами.
Какими бывают матрицы Грофа и что означает каждая из них? Адепты теории описывают влияние матриц на психику так.
Базовая перинатальная матрица I (БПМ I). Период «внутриутробного рая», когда младенец ещё не родился. Если беременность протекала хорошо, ребёнок и после рождения чувствует себя в безопасности, а значит, имеет высокую самооценку и способен доверять людям. А вот после тяжёлой беременности новорождённый будет постоянно страдать от ощущения собственной ненужности.
Базовая перинатальная матрица II (БПМ II). Период схваток. Если он оказался недолгим и ребёнок прошёл его легко, то позже человек будет уверен, что «всё к лучшему», все неприятности преодолимы — достаточно лишь сжать зубы и двигаться вперёд. И наоборот: после долгих и мучительных схваток у малыша формируется психология жертвы. Кесарево сечение — пограничный случай, ведь ребёнок не получает ни отрицательного, ни положительного опыта. В результате такой человек всю жизнь будет колебаться и отказываться от ответственности.
Базовая перинатальная матрица III (БПМ III). Этап потуг. Малыш задыхается, но постепенно продвигается к новой жизни и якобы испытывает экстаз от предвкушения скорой свободы. Человек, зациклившийся на БПМ III, всё время ищет острых ощущений. Без них жизнь кажется ему пресной и бессмысленной. Покорять что-то, преодолевая себя и окружающих, — вот смысл его существования, в котором истинное удовольствие невозможно без страданий.
Базовая перинатальная матрица IV (БПМ IV). Момент рождения. Вокруг новый мир, теперь надо самостоятельно дышать и искать пищу. Если это оказывается легко, например ребёнка сразу прикладывают к материнской груди, то младенец проникается доверием к миру. Если же мама недоступна, малыш испытывает сильнейший стресс и начинает бояться всего нового. Этот страх остаётся на всю жизнь. Отдельная история — анестезия при родах. По мнению Грофа, в таком случае дети знакомятся с интоксикацией и потом постоянно будут стремиться к алкоголю или наркотикам, чтобы повторить младенческий опыт.
Всё это, конечно, интересно. Но если вы восприняли матрицы Грофа как руководство к планированию родов или собрались судить о будущем ребёнка по тому, как проходило его рождение, лучше остановитесь.
Стоит ли доверять матрицам Грофа? С точки зрения науки — нет. Сам Гроф занимался очень своеобразными вещами, например психоделической терапией, и даже разработал особую технику для замены ЛСД — холотропное дыхание. Эффективность этого метода не доказана. Как и в целом научность трансперсональной психологии, последователь которой и Гроф.
Учёные критикуют Дагбаева С. Б. Методологический кризис и типы научных парадигм в современной психологии / Гуманитарный вектор Грофа и его коллег за мистицизм, субъективность и псевдонаучный подход. Сами же трансперсональные психологи так и не смогли представить доказательства своей правоты.Поэтому Американская психологическая организация не признаёт трансперсональную психологию как отдельную научную дисциплину, а исследователи в принципе не ведут дискуссии о возможности существования перинатальных матриц.
По сути, все наблюдения Станислава Грофа были субъективны и подогнаны под выдуманную им же теорию. Наукообразность и целостность этой концепции лопаются при первом столкновении с реальностью. Так, у женщин, переживших тяжёлые жизненные ситуации во время беременности, вполне могут рождаться уверенные и бойкие дети. А после кесарева сечения на свет появляются не только наркоманы и алкоголики.