ДАГЕСТАН. За историю существования Кавказа на её степях и горах побывало немало народов, племён и кочевников, но были и те, кто, переселяясь стали его соседями. Калмыки сегодня имеют свою собственную Республику на территории Российской Федерации. Кто бы мог подумать, что жители Дагестана и потомки великих завоевателей — монголов будут гражданами одной страны? Ведь с момента появления на Волге, они немного немало терроризировали дагестанцев, постоянно нападая на их земли.
Потомки монголов. Калмыки — это потомки ойратский племён, живших в XVI-ом веке и принадлежащих к числу западных монголов. Ранее они жили в Китае, но покидают после Восстания Красных повязок, по итогу которого китайцы освобождаются от владычества потомков Чингисхана и создают независимое государство. Тогда ойратские племена начинают движение из Азии в Европу и Прикаспий. Они создают собственное государство — Джунгарское ханство, просуществовавшее менее 150 лет. Уже в XVII-ом веке ойраты начинают продвигаться внутрь Российской империи. Форсируя Волгу, они попадают на территории Северного Кавказа, где начинают появляться границы так называемого Калмыцкого ханства. У ойратов была очень мощная армия, построенная на военных традициях Чингихсана. Кроме конницы, кавалерии и пехоты в составе числилась артиллерия, наличие которой говорит уровне развития народа, ведь для её содержания нужны знания в области математики. И у калмыков они имелись
Ойратские племена с обоснованием на реке Волга начинают организовывать военные походы на близлежащие территории. Они проникают в Дагестан, где им удаётся захватить многие укрепления и аулы, кроме крепости Терки — резиденции шамхала. Местные правители, увидев мощную военную силу, в страхе отдают приказ на строительство оборонительной стены. Призванная в случае чего приостановить движение монгольских племён, её возводят на землях нынешней Махачкалы. Ойратам очень нравился Дагестан. В доказательство приведём сведения из одной летописи, в которой сообщается, что в Новолаке — дагестанском ауле, находящемся на возвышении, за счёт существующей там прохлады калмыцкие ханы и аристократы устраивают себе летние дачи. Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим условиям с жарким засушливом летом и холодной малоснежной зимой. В качестве заработка, а возможно, как хобби, — всё-таки потомки монголов, — но ойраты не оставляют в покое жителей гор и кавказских степей.
После нападения на Эндирей, где предки калмыков делали что хотели и грабили кого хотели, местные жители начинают обращаться к шамхалу с просьбой о помощи, а тот в свою очередь пишет иранскому шаху с мольбой о защите. Правитель Ирана откликается на воззвание и просит закатальцев, живущих на территории современного Азербайджана, выйти и помочь соседям в борьбе против калмыков. В документе конца XVII века на имя Мухаммад-нуцала, — правителя Аварского ханства, — приходит письмо от эндиреевского «амира» Айдемира, в котором содержится призыв помочь его народу в борьбе с калмыкскими походами. Правитель Аварии не отворачивается и отправляет против ойратской армии отряд горцев во главе с Шамханом, который впоследствии оседает в Буртунае, как наиболее укрепленном населенном пункте, нежели Эндирей.
Из-за постоянных нападений ойратов на территории Северного Кавказа происходит большое количество миграций. Например, отряд, что обосновался в Буртунае становится причиной появления там рода Шамхановых. А на территории нынешней Чечни, куда хунзахский хан отправляет аргванийцев, продолжают там жить вплоть до сегодняшнего дня — их в большом количестве можно встретить в Знаменском районе.
Конец ханства. Самоназвание калмыков, вероятнее всего, происходит от тюркского глагола qal- — «оставаться» «отделяться», «отставать». Происхождение связано с отступничеством от шаманизма, который сначала был распространён у них и их соседей — татар, но после принятия калмыками буддизма татары стали называть их калмак — «отделившиеся», «отставшие».
Походы калмыков начинают фиксироваться с 1670 года и сведения об этом продолжают записываться почти сто лет, вплоть до 1771 г. пока часть калмыцких племён во главе с ханом Убаши не совершают семимесячный переход с берегов Волги на территории, контролируемые империей Цин, уведя с собой около половины населения. Они держат путь через Урал и Киргизию, но, одолевшие отряд болезни, голод, падёж скота, приводят людей к смерти. Различные источники говорят, что из 170-180 тысяч до Цинской империи доходят лишь 15-20 т.
Российская императрица Екатерина Вторая, воспользовавшись слабостью Калмыцкого ханства, упраздняет его, а территории включает в состав Астраханской губернии, однако до этих событий разбойничья жизнь ойратов очень сильно досаждала жителям и правителям Дагестана. Когда по их душу в Эндирей приходит армия во главе с Шамханом, то они продолжают своё шествие в сторону кумыкской плоскости.
Шамхала — последнюю надежду кумыкского народа, — умоляют о защите. Тот думает-думает и принимает решение обратиться к влиятельнейшему на тот момент члену общества — Мусалаву Кудутлинскому, который не сможет отказать правителю. Мусалав Кудутлинский — известный дагестанский учёный-энциклопедист, живший в XVII-XVIII вв. Он не только имам и шейх Накшбандийского тариката, но и автор популярных сочинений по исламскому праву и богословию, арабской грамматике, логике, философии, математике, хронологии, древним языкам. Богослов Дагестана откликается на призыв единоверцев-мусульман и собирает аварцев с даргинцами в один отряд. В одночасье организованный поход, разбивает в пух и прах калмыков. Они стремглав убегают из Новолака в надежде спастись от разъярённых дагестанцев.
Основное население Северного Кавказа исповедовало ислам, а другая часть придерживалась языческих верований, однако это никоим образом не соотносилось с религией калмыков — буддизмом. Поэтому учёные не исключают и того, что на борьбу с потомками ойратских племён людей собирали с помощью религиозных лозунгов — «поход против неверных».
Уже известные нам Шамхановы, обосновавшись в Буртунае, осваивают новые территории и решают построить село Аксай, выходцы из которого становятся друзьями аварцев — на чьи просьбы всегда откликаются. Село образовалось во второй половине XVII вв. и первоначально называлось «Ташгечув», что с кумыкского обозначает «Каменный брод». После очередного нападения калмыков, шамхановы и аксаковцы во главе с Угид Пашой организовывают карательный поход. При этом они просят помощи и поддержки у хана, ведь отряд нуждается в еде, оружии и людях. Против общего врага народы Дагестана объединялись.
Господство калмыков и жизнь в страхе продолжается до конца XVII – го века, но в последующих столетиях власть ойратских племён заметно угасает. Их постепенно загоняют всё дальше и дальше от Терека, пока они не уходят за Сулак и не освобождают дагестанские, чеченские и ногайские земли. В 1771 году приказом Екатерины существование Калмыцкого ханства прекращается.
Дагестанцы в КалмыкииПосле упразднения Калмыцкого ханства история потомков ойратских племён на территории Российской империи продолжается. Храбрые и могучие монголы становятся частью армии и учувствуют во многих войнах страны.
Когда начинается Гражданская война, то калмыцкий народ разделяется — участники белого движения эмигрируют в Европу, а сторонники коммунизма встречают большевиков с распростёртыми объятьями в улусах. По итогу военных действий к марту 1920 года на территории всей Калмыкии устанавливается Советская власть. Летом того же года проходит первый общекалмыцкий съезд Советов на котором провозглашается Калмыцкая автономная область и утверждается «Декларация прав калмыцкого трудового народа». Спустя 15 лет, в 1935 году, автономная область получает статус социалистической советской республики.
Как и народы Северного Кавказа, калмыки переживают депортацию в Сибирь, но спустя 14 лет они возвращаются на Родину, и Республика воссоздаётся. В послевоенные годы, когда дагестанские земли по приказу партии отдаются пользование Грузии, рутульцы, аварцы, даргинцы покидают Страну гор. Из-за нехватки пастбищ для скота народ начинает остро ощущать безработицу, тесноту жилья и голод. В связи с этим в 1961-1962 годах руководители Дагестана и Калмыкии заключают долгосрочный договор о пользовании дагестанцами земель в калмыцкой республике. Людей, которых лишают земель, откликаются на призыв первого секретаря Калмыцкого обкома и героя Советского Союза Басана Городовикова поднимать сельское хозяйство. Многие дагестанцы решаются на переезд, прибывая сразу распределяют по районам, где они начинают обживаться. Первой победой в их нелёгком предприятии становится формирование машинно-животноводческой станции, позже переименованной в Кизлярское отгонное пастбище, куда завозят 12 тысяч овец из Дагестана. Переселенцы с нуля строят кошары, животноводческие комплексы, фермы, административные конторы и на каждой стоянке бурят артезианские скважины.
В 1968 году на территории Калмыкии наступает суровая зима. Местное животноводческое хозяйство несёт колоссальные потери. Скот погибает под трёхметровым слоем снега и всё приходится начинать заново. В первую очередь, это восстановить поголовье с «нуля», получить приплод, выполнить производственные планы. Но главное, что дагестанский народ не отчаивается и уверенно смотрит в светлое будущее.
Животноводство всегда являлось для дагестанцев одним из важных родов деятельности. Перебравшись в Калмыкию, они получают возможность благоустроить жизнь, вырастить детей, получить образование, обзавестись жильём и наладить дружеские отношения с местными жителями, дав толчок развитию торгово-экономических отношений между Калмыкией и Дагестаном. Согласно данным переписи населения на 2010 год в Калмыкии проживает около 10 тысяч выходцев из Дагестана. По численности они занимают третье место среди населения. Многие из них являются потомками тех, кто переезжает сюда в 60-ых гг. XX-го века и большая часть продолжает развивать животноводство в Республике.
Руководство Калмыкии всегда с пониманием относится к проблемам, возникающим у дагестанцев. Вопросы межнационального и межконфессионального мира всегда ставятся в республике на важное место. Недаром уже в марте 1997 года по итогам переговоров издаётся указ о создании в Калмыкии постоянного Представительства Дагестана. Более того в Калмыкии появляется общественная организация под названием «Дагестанская диаспора», чья деятельность направлена на то, чтобы познакомить калмыков с культурой кавказского народа, его историей, традициями. Тем самым развивается взаимопонимание и поддерживается гражданский мир между народами. Зачатую можно увидеть, как дагестанцы отмечают национальные праздники местных жителей, например, наступление весны по буддийскому календарю, а те, в свою очередь, принимают участие в празднествах кавказцев.
checheninfo.ru