ДАЙДЖЕСТ: |
Хохлома – удивительная народная традиция, развившаяся из промысла в настоящее искусство. Она родилась на берегах Волги во второй половине XVII века. Древнейшая на Руси, хохломская роспись украшала мебель и посуду крестьянского быта.
Теплый золотой рисунок – до сих пор лучшее свидетельство народной традиции в обстановке славянской кухни, а деревянная ложка – главное напоминание о бабушкином борще.
Бытовая утварь в хохломском стиле – это не только знаменитые ложки-поварешки, но и ковши, подносы, супницы, вазы, чаши и кружки, а также игрушечные фигурки животных, столы, стулья и, конечно, шкатулки.
Хохломское золото, так приятное глазу, имеет старинный секрет изготовления. Как и всякая древность, эта традиция полна сказаний и версий на любой вкус. Предания связывают ее с иконописью и старообрядчеством, а также с монастырскими ремеслами Средних веков.
Хохломская роспись содержит символ огня. Золотой цвет передает блеск небесного светила, а красный – торжественность восходов и закатов, сочность красок жизни.
Когда магический рисунок пропитан лучами солнца, изделие начинает светиться. От золотого сияния человек испытывает необыкновенное ощущение тепла и благости. При созерцании сказочных образов, глазам смотрящего в давние времена открывались чудесные видения. На этом основаны многочисленные легенды о народных умельцах и их творениях.
Один из вариантов легенды гласит, что старец-язычник, владеющий невиданным мастерством, прославился в народе. Его картины и предметы росписи имели мощное влияние на людей. О его искусстве узнали и при дворе. Послал царь стрелков на поимку старца и обещал им щедрую награду. Но не желал мастер раскрыть недостойным секрет своего рисунка. Оставив инструменты и способ изготовления соседям, он сжег свою избу и ушел скитаться в далекие леса. А людям, силой выманившим это знание, досталась только внешняя сторона его волшебного искусства.
Товары народных умельцев отправлялись по великой русской реке в далекие путешествия. Полюбилась хохломская утварь в Средней Азии, Персии и даже в Индии. Выставка 1889 г. в Париже сделала нижегородскую роспись известной на весь мир. А в XIX веке хохломская ложка стала самым ходовым товаром на Европейских ярмарках. Немцы старались перенять мастерство и запустить в производство изделия хохломы, но достичь такого же качества и скорости изготовления, как на Руси, не смогли.
Город Семенов носит имя столицы художественных промыслов. Здесь регулярно проводится фестиваль хохломы. На празднике всегда подают огромный пирог Жар-птицу как символ хохломской росписи.
Музей «Дом Семена ложкаря» — рубленая изба, построенная по всем канонам русского зодчества, стоит на территории фабрики «Хохломская роспись». Здесь хранится самая большая деревянная ложка длиной более 2,5 м. По соседству с ней выставлена двухметровая чаша, из которой в старину пили все участники праздника по очереди, поэтому и называлась она «братина».
В Нижнем Новгороде находится областной Музей истории художественных промыслов. Его экспозиция – более четырехсот тысяч шедевров хохломы с XVII–XIX веков и по наши дни.
В 1912 г. из Одессы хохломская посуда пустилась в плаванье по свету. Ее увидели в Турции, Ливане, Египте. Продажу изделий русского промысла организовали в Польше и Франции.
За рубежом хохломские сувениры https://leontik.ru/market/russkie-suveniry/hohloma/ часто является символом самой России. Так авиакомпания British Airways к 40-летию маршрута Лондон-Москва заказала роспись фюзеляжей восьми самолетов, и русские Жар-птицы побывали в европейском небе.
Золото, придающее главное очарование яркой росписи, появляется на деревянной поверхности не сразу. Секрет техники состоит в том, что вначале наносится серебряная краска в виде порошка олова. Затем изделие подвергается дополнительной обработке. Для этого используют лак на основе льняного масла. Именно он дает при обжиге эффект золота. Закаливание в печи проводится в три — четыре приема, чтобы оловянное покрытие постепенно приобретало медово-золотистый блеск.
Прежде чем утвердились основные цвета хохломы, мастера применяли разные краски: белую, розовую, охристую, синюю. Классически известные красный, черный и золотой стали традиционными не только из-за яркости. Эти три оттенка меньше всего подвержены выгоранию в печи.
Растительные формы рисунка являются строго стилизованными. Почерк художника-хохломиста должен быть узнаваем, ведь техника росписи очень специфична. Это остроконечные, круглые и овальные листочки, точная компоновка и форма ягод, характерное оперение птиц.
Крупные предметы украшаются розетками цветов, основу которых составляют ромбы или квадраты с округлыми углами. Цилиндрические формы должны отражать напряженную силу побегов, высокие изделия – крутизну и раскидистость ветвей. Богатейший орнамент, которым заполнялись свободные участки рисунка, издревле нес информационную функцию, к сожалению, ныне утерянную.
Большие плоскости подносов и столов покрывают крупными цветами – ромашкой, лютиком, колокольчиком, гроздьями винограда, наливной сливой и яблоками. Миниатюрные изделия – мелкими малиной, рябиной, смородиной. Узнаваемость рисунку обеспечивает группировка листьев и ягод около причудливо изогнутых стеблей.
В хохломской росписи используются приемы утонченной работы с краской, а также древней кистевой каллиграфии, некогда привезенной старообрядцами на нижегородские земли.
Известно два вида рисунка: верховой и фоновый. Первый вид письма характерен тем, что мастер наносит чёрную или красную краски на золотой фон изделия.
Известны несколько видов орнаментов:
Рисунок оживает на поверхности дерева завитками, мелкими ягодками, колосками. Травный рисунок выполняется тонкой кистью, собирая в пучки отдельные нежные травинки. Ягодные лакомства на изысканных пейзажах сочетаются с восседающими на деревьях петухами и курочками.
Роспись «под фон» — наиболее сложная. От линий стеблей, листьев и цветов она переходит к образам птиц и рыб. Затем фон заполняется чёрной краской. Поверх фона делаются мазки, напоминающие силуэты травинок и листьев, затем выполняется тычковая техника прорисовки ягод и мелких цветов. Изделия в фоновой технике изготавливаются на заказ и стоят дороже.
Легенды о древнем промысле не напрасно дожили до наших дней. Сейчас хохлому называют золотом нижегородских лесов, потому что она, как никакие другие сувенирные изделия, передает чистоту родной природы и традиций зодчества.
Редкая хозяйка устоит перед очарованием кухонной утвари в народном стиле. Яркие, аппетитные мотивы сувениров и игрушек из хохломы притягивают взгляды самых взыскательных покупателей и всегда являются прекрасным подарком.
Народные умельцы до сих пор с радостью передают свои секреты молодым. А промысел живет и в массовом, и в штучном производстве, обретая все новые грани, как и полагается настоящему искусству.
![]() |
КРАСНОДАР. Бывший мэр Сочи Копайгородский получил до 15 лет за взятки в 330 млн рублей
ЧЕЧНЯ. Чеченские спасатели в Анапе: водолазы участвуют в масштабной очистке Керченского пролива
Притязаниями в отношении Гренландии, Канады и Панамы Трамп открыл «Ящик Пандоры»
В России создали автоматические комплексы для контроля качества электроники
Эксперт по кибербезопасности рассказал, как сократить цифровой след в сети