ЧЕЧНЯ. В 1990 году в Парламенте Чеченской Республики состоялись слушания по поводу материалов, отправленных в Чечню иорданским чеченцем, потомком мухаджиров Абдулом-Гани аш-Шийшани. Ссылаясь на архив одного шейха, Абдул-Гани описывал личность и труд человека, жившего в 14-м веке. человек этот – чеченец, Азди Вазар.
Согласно записям Азди Вазара (1395–1460 гг.), его отец, которого звали Вазар, состоял в золотоордынской армии (вероятно, при хане Тохтамыше), был высокопоставленным военным и возглавлял армию или, что вероятнее, один из отрядов в войсках монголо-татар. Скорее всего, Вазар участвовал в войнах Тохтамыша и Тимура на стороне хана. Сам факт союзничества между монголо-татарами и чеченцами во 2-й половине 14 века не подлежит сомнению. Исходя из излагаемых данных следует, что Азди Вазар был уроженцем города Сарай (это столица Золотой Орды) в 3–4 поколении или более того. Следовательно, учитывая, что он именует себя чеченцем из «алан», Азди, по-видимому, проживал на территории аланского квартала столицы Золотой Орды. Этот квартал упоминается в труде Ибн Баттута (14 век).
Азди в поисках знаний посетил Египет, Иран и Османскую империю. Примечательно, что в Египте на момент появления здесь Азди правила кавказская («черкесская») династия мамлюков-бурджитов. До своей смерти, вероятно, после Египта (в Египте тогда жили халифы), Азди посетил пределы современной Чечни и составил этногеографическое описание страны чеченцев в разрезе ее общин и родов («тайпов и гаров»).
Составление труда Аздина Вазара, как мы считаем, следует отнести к промежутку между 1437 и 1441 годами, когда прекратилось чеченское правление в Тарках (Шамхальство). Согласно сочинению Азди Вазара, в 15 веке (1437–1441 гг.) земли от рек Алазани и Куры, верховья Терека, включая Дарьял, и так к северу и востоку до Каспийского моря и «равнины Сотай», составляли собой пределы Чеченской страны – Симсима, или Чачана. В перечень перечисленных им «городов» входили: Нашах, Макжа, Аргун, Алан-а-вол (Магас?), Килбах, Малка, Балх, Тарки и другие. Им были упомянуты общества Дай, Садой, Хой, Мартой, Малхой, Нашой, Артой, Ташхой, Гелой, Шардой, Кештой, ГIойтIой и прочие, среди которых ныне известные и уже не существующие названия. Это вовсе не значит, что не упомянутых им тайпов не было: как это было и у других исследователей даже 19-го века, отражали лишь те названия, с которыми столкнулись или о которых слышали.