Мухаммад. Первым здесь следует назвать имя крупного мусульманского ученого, муфтия Ичкерии в шамилевский период - «Мухаммада из Ингушетии». «Мухаммад был известным ученым, богословом и предводителем ингушей - мухаджиров, обосновавшихся в горных районах Чечни. Он был известен в Имамате своей храбростью и мужеством, уговаривал ингушей переселиться с равнины, где они находились под присмотром царских войск, в горную Чечню, в Имамат. Одно время он был муфтием Ичкерии»
Бурсак. Другая личность наиба в Имамате - ингуш Бурсак. Это выходец из Верхнехулинского замка Дударовых, о котором Ю.У. Дадаев пишет: «Бурсак был выходцем из ингушского села Хули» и «наибом Шамиля» [Дадаев. 2009. С. 147]. Отец Бурсака - Баишк Бузуртанов - был известным народным героем, целителем, святым человеком, помогавшим выжить ингушам во время голода. Впоследствии сын Бурсака. Бунхо, также стал народным целителем, мастерство которого позволяло ему проводить трепанацию черепа [инф. Дударов. ПМА]. Потомки Баишка - Бурсак, Бунхо иих дети проживали в районе Бартбосе Ангуштинского общества в местечке Мохлой-Юрт вплоть до 1859 г. «Дорога, идущая со стороны Чечни и проходящая через Цори, Мохал, Гул и дальше через Хевсуретию в Грузию была специально проложена во время Шамиля для соединения с Турцией. Руководил этими работами Бурсак. Это был очень сильный и энергичный человек. Однажды Шамиль ударил своей плетью его коня. Это была недопустимая оплошность со стороны Шамиля. Бурсак сказал Шамилю, что он, имея подобный сан, зря ударил его коня и что сделал он это из гордыни и спеси, которые не к лицу имаму. Устыдившись слов его, Шамиль признался принародно в этом и сказал, что Бурсак прав. Умер Бурсак по дороге в Мекку» [инф. Бузуртанов. ПМА].
Дударов Галашкинский. В арабографических документах периода Имамата фигурирует имя еще одной личности из ингушей. Это наиб Шамиля в Галашках Дударов [Дадаев. 2009. С. 178] На сегодня в документах он проходит только под фамилией. Есть разные предположения насчет имени наиба. Одни его считают Казимагомедом Дударовым [Дадаев. 2009. С. 178]. сыном основателя селения Инал-Юрт (ныне Хумалаг) Инала Дударова, который перешел на сторону Шамиля из-за поселения в его родном ауле Инал-Юрт осетин-христиан. Это известная личность, он является братом царского генерала Магомета Дударова (инг.: Инала Махьмад). жившего в с. Джейрах ипохороненного здесь же. По рассказу информатора Магомет Дударов, после возвращения из места службы, также узнал о передаче осетинам-христианам царской властью основанного его отцом Иналом родного селения. Он вместо этих земель запросил у Ахпаччахь (наместника царя на Кавказе, досл.: «царь наполовину») равнозначного наделения его землей. Просьба его была удовлетворена и ему был выделен участок в другом месте в размере около тысячи десятин [инф. Дударов. ПМА]. Но вполне возможно, что наибом в Галашках был и вышеназванный Бурсак Дударов. Тем более, что место службы Бурсака наибом на сегодняшний день исследователями еше не выявлено.
Асирко-Мухамад оглы. Четвертая личность из ингушских наибов Шамиля - «кистинец Асирко-Мухамад оглы (Кистинский наиб Шамиля»). Если вышеприведенные наибы у Ю.У. Дадаева приводятся отдельно, то Асирко-Мухамад приводится лишь в общем списке наибов Имамата [Дадаев. 2009. С. 96], что связано с недостатком информации о жизни и деятельности данной личности на службе у Шамиля.
Таким образом, можно констатировать далеко неоднозначное отношение ингушей к событиям периода Кавказской войны. Реальность во многом существенно разнится с устоявшимися официальными утверждениями об отношении ингушского народа к народно-освободительному движению кавказских народов против колонизации Кавказа Россией. Мы видим в перечне руководства Имамата четверых государственных деятелей из ингушей - наибов Шамиля, один из которых являлся в одно время и Муфтием Ичкерии. Надо сказать, что в государстве, где все управление основывалось на шариате, должность Муфтия была архиважной, ответственной и, конечно же, наиболее почетной. И это было огромным доверием со стороны Шамиля.
Источники: информант Бузуртанов Хаджимурад Джабраилович, 1959 г.р. Проживает в с. Али-Юрт, РИ; информант Дударов Мурат Магометович, 1926 г.р. Проживает в с. Бейни, РИ.
Библиография: История Ингушетии. Ростов н/Д., 2013. Албогачиев Р.-Х.Ш. Шейх кунта-Хаджи. Его жизнь и духовная дея- тельность // Шейх, устаз, овлия Кунта-Хаджи Кишиев. Нальчик, 2012. Албогачиева М.С-Г. Ислам // Ингуши. М., 2014. Албогачиева М.С.-Г. Этнография и история ингушского народа в письменных источниках конца XVIII — первой трети XX в. СПб., 2011. Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, эт- нографическое и военное описание Кавказа. М., 2010. Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. М., 2008. Дадаев Ю.У. Наибы и мудиры Шамиля. Махачкала, 2009