В бронзовом веке совершенствования металлообработки и гончарного ремесла привело к серьезным изменениям в материальной культуре, хозяйственной и социальной жизни людей. Усовершенствовалось оружие: кроме лука и стрел, появились копья с бронзовыми наконечниками, мечи и кинжалы, праща. Изготовление утвари, оружия и орудий труда привело к началу специализации ремесла. Основными видами занятия населения Приазовья и Северного Кавказа были скотоводство и земледелие (с использованием быков в качестве тягловой силы), хотя свое значение сохраняли охота и собирательство. Распространяется примитивное ткачество. В хозяйственной деятельности была четко выражена половая специализация: мужчины занимались скотоводством, земледелием и металлургией, а женщины - гончарным и ткацким делом. Это, в свою очередь, привело к изменениям в социальном строе. Уже к концу бронзового века у большинства народов господствовал отцовский род, хотя на Кавказе оставались сильны некоторые элементы матриархата, включая ведение родства по женской линии. Погребения свидетельствую о наличии полового и социального неравенства. В этот же период возникли и первоначальные формы рабства, источником которого служил, вероятно, плен.
По археологическим данным, люди проживали в небольших поселениях, включавших несколько патриархальных семей, сообща занимавшихся хозяйством. Несколько отцовских родов составляли племя. Существовали и более крупные объединения - союзы племен. Сохранившиеся остатки неукрепленных поселений на плоскости говорят о том, что племена контролировали определенную территорию и защищали ее от набегов соседей.
В эпоху ранней бронзы территория региона была населена носителями различных археологических культур: северо-западную и центральную часть Северного Кавказа занимали племена майкопской культуры, северо-восточную - племена куро-аракской культуры. Обширные степи Приазовья занимали племена ямной культуры. Названия этой и позднейших культур южнороссийских степей бронзового века отражают наиболее распространенную в определенную эпоху конструкцию погребальных сооружений - яма, катакомба и сруб, что соответствует ямной, катакомбной и срубной культурам, последовательно сменявшим друг друга. Другие культуры (майкопская, куро-аракская) названы по территории, где были обнаружены памятники данной культуры (поселения, могильники).
Эпоха средней бронзы связана со значительными миграциями населения. В начале II тыс. до н.э. Приазовье заселили пришедшие с запада племена катакомбной культуры, широко распространенной от Поволжья до Приднепровья. Местное население было частично уничтожено, оставшаяся его часть была ассимилирована. Так возникли синкретические археологические комплексы. Оседлое население Северного Кавказа представлено в этот период племенами северокавказской (закубанской) и дольменной культур.
В эпоху поздней бронзы на Северном Кавказе появились новые группы населения и произошли значительные сдвиги в его хозяйственной деятельности. Обширные территории степей были заняты племенами срубной культурно-исторической общности (генетически восходящей к ямной культуре), пришедшими из района Поволжья и относительно быстро перешедшими к оседлому образу жизни. Прочная оседлость характеризует многочисленные племена кобанской и каякентско-хорочоевской культур. В начале I тыс. до н.э. на Нижнем Дону и Прикубанье возник ряд поселений кобяковской культуры, названной по первому открытому поселению - Кобякову городищу (Нижний Дон).
Археологические культуры эпохи бронзы. Ямная культура (середина III - начало II тыс. до н.э.) была распространена на степных пространствах от Урала до Днестра. Сегодня для более точной ее характеристики используется термин "культурно-историческая общность", в которой выделяют несколько территориальных вариантов. На Дону памятники ямной культуры были обнаружены в ранних слоях Ливенцовского поселения и на реки Иловля (Репин Хутор).
Основу хозяйства племен ямной культуры составляло скотоводство, однако часть населения занималась и земледелием. Свое название культура получила по типу погребений, которые представляют собой ямы с насыпанными сверху курганами. В могильники умерших помещали в скорченном положении (на спине с подтянутыми ногами), тела посыпались охрой (красной краской органического происхождения). Инвентарь погребений представлен круглодонными сосудами со сложным шнуровым орнаментом, разнообразными изделиями из кремня и кости. Металлические изделия встречаются относительно редко, так как металл по-прежнему являлся дефицитом, его привозили извне, в основном из районов Кавказа. Имущественная дифференциация по погребениям ямной культуры не прослеживается. Племена ямной культуры очень рано стали соприкасаться с племенами майкопской культуры, что проявилось в сходстве погребального обряда, инвентаря и керамики. По левому берегу Дона и по реке Маныч кочевали племена, которые хоронили своих умерших в скорченном положении на боку, в меньшей степени употребляли охру, а керамика не имела орнамента.
Расцвет катакомбной культуры пришелся на XVIII - XVI вв. до н.э. В это время ареал распространения катакомбной культуры был наиболее широким и достигал на Северном Кавказе районов Чечни и Дагестана. На Дону катакомбная культура представлена культурным слоем Ливенцовского поселения на Нижнем Дону. Тесно связанные с населением Центрального Кавказа, носители катакомбной культуры выступали распространителями важных достижений передовых древневосточных цивилизаций. Огромную роль в этом сыграл колесный транспорт, широкое распространение которого относится к этому времени. В катакомбном погребении Ростовской области найдена большая четырехколесная повозка. Погребения этих племен представляли собой особые подкурганные сооружения - катакомбы. Катакомба состояла из входной ямы, в одной из стенок которой вырывалась камера, куда помещались умерший и сопровождающий его инвентарь. Отверстие в камеру закладывалось деревом или камнем, а входная яма засыпалась. Важной характерной чертой для определения катакомбной культуры являются сосуды, предназначенные для сжигания ароматических веществ (курильницы).
У племен катакомбной культуры прослеживается связь с культурой ранних манычских племен и с памятниками Кавказа. Металлические изделия изготавливались на месте, но из кавказской мышьяковистой бронзы. В конце среднебронзового века некоторые скотоводческие племена перешли к разным формам оседлости, свидетельством чего явились немногочисленные степные поселения. Многие из них, такие, как Ливенцовское, испытывали постоянное давление со стороны своих соседей-кочевников. Обладая более совершенными металлическими орудиями, они проникали из степей Предкавказья в район Приазовья, вплоть до нижнего течения Дона. Подобными пришельцами на месте Ливенцовского поселения, у хутора Каратаево на правом берегу Мертвого Донца, была построена мощная крепость из неотесанных камней, окруженная рвом. Она защищала жителей и их стада от нападений врага.
В эпоху поздней бронзы (середина II - начало I тыс. до н.э.) территория Подонья-Приазовья осваивается пришедшими из Поволжья племенами срубной культурно-исторической общности. Они уничтожили поселения среднебронзового века, Ливенцовская крепость была взята после длительной осады, а, возможно, и кровопролитного штурма. Другие племена катакомбной культуры под напором захватчиков отошли в предгорья. Кочевники - носители срубной культуры быстро перешли к оседлости. Их поселения известны по реки Мертвый Донец. Значительно изменился их погребальный обряд: от совершения захоронений в деревянной яме, укрепленной деревянной конструкцией (срубом) к простым грунтовым ямам, иногда укрепленных камнем. Однако другие элементы обряда, в том числе положение умерших, состав погребального инвентаря оставались неизменными. Металлические изделия разнообразной формы и назначения (топоры, кинжалы, серпы, медные клепанные котлы) изготавливались из металла кавказского и уральского происхождения. С племенами срубной культуры связаны находки кладов, состоящих из различных бронзовых изделий.
В конце существования срубной общности появились формы вещей, развившиеся впоследствии у скифов. В погребениях позднего периода также находят железные орудия (в основном ножи).
В начале I тыс. до н.э. на Дону проживали племена переходной к раннему железному веку кобяковской культуры, названной так по Кобякову городищу (по имени половецкого хана Кобяка). Памятники этой культуры известны также у станицы Гниловской, пос. Хопра и Сафьяново. Поселения кобяковцев строились на холмах, первоначально это были полуземлянки, позже - каменные сооружения. В основном кобяковские племена занимались рыболовством. На территории Кобякова городища последовательно существовали по крайней мере различных поселения: эпохи бронзы, скифо-сарматское и половецкое поселение (XII в.).
Майкопская культура получила свое название от наиболее известного памятника - кургана, раскопанного в 1897 г. на окраине города Майкопа. Основное захоронение вождя сопровождалось несколькими погребениями насильственно умерщвленных женщин, очевидно наложниц. По богатству, разнообразию и художественной ценности погребальный инвентарь из майкопского кургана является уникальным.
Майкопская культура (вторая половина III тыс.) занимала предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. В орудиях, инвентаре и погребальных обрядах майкопских племен прослеживается связь с культурами Ближнего Востока. В свою очередь, культурное влияние майкопцев распространялось на юг и юго-восток России, охватывало населявшие Приазовье племена.
Памятников майкопской культуры известно около 200, они представлены поселениями, иногда укрепленными (Мешоко на р. Белой в Прикубанье) и многочисленными курганами и могильниками. Ранние захоронения майкопской культуры были небольшими курганами с бедным инвентарем, причем курганы обносились кромлехами (круговыми обрядами из камней). Постепенно происходило усложнение захоронений, появились несколько камер, а находки в некоторых курганах золотых и серебряных украшений и драгоценных камней говорят о развитии имущественного неравенства. Последние захоронения имели форму дольменов - погребальных сооружений в виде каменного ящика.
Основу экономики майкопских племен составляло отгонное скотоводство, которое существовало наряду с земледелием. Уровень развития хозяйства племен определялся значительными достижениями в области металлургии и керамического производства. Майкопцы имели развитое бронзовое производство, использующее мышьяковистую бронзу (или сплав меди, мышьяка и никеля), их металлургическая продукция и сырье попадали к племенам Подонья-Приазовья. Развитыми были ткацкое и гончарное производства, именно с этим населением связано появление гончарного круга и колеса. Интенсивное развитие экономики, прежде всего скотоводство и ремесел, активные связи с соседними племенами и цивилизациями Передней Азии способствовали имущественному расслоению, возникновению племенной аристократии. С этими социальными процессами связано возникновение поселений с мощными каменными укреплениями и сосуществование небольших курганов рядовых членов племен с огромными земляными насыпями вождей (высота Майкопского кургана - 11 м).
Племена куро-аракской культуры (названа так, поскольку первые ее памятники были обнаружены в междуречье Куры и Аракса) занимали в III тыс. до н.э. территорию Дагестана, Северной Осетии, предгорные и высокогорные области Чечни и Ингушетии. Известны такие поселения куро-аракской культуры, как Чиркейское и Гильярское, Мекеги и др. Установлены связи куро-аракской культуры с цивилизациями Малой Азии и майкопской культурой Северного Кавказа. В местах тесного взаимодействия возникала смешанная культура (пос. Луговое в Чечено-Ингушетии). Основой хозяйства куро-аракских племен являлось комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Ими был достигнут высокий уровень развития земледелия, связанного созданием искусственных полей на горных террасах. Скотоводство, в зависимости от природных условий, могло иметь различные формы - полукочевое в предгорной зоне и пастушеское отгонное на горных пастбищах. В качестве тягловой рабочей силы и в повозках использовался крупный рогатый скот.
Большинство поселений куро-аракцев располагались на холмах, некоторые из них имели каменные укрепления. На равнинах большинство домов строилось из дерева и глины, а в горах - из камня. Основу социальной организации составляли большие патриархальные семьи. Умерших хоронили в родовых захоронениях в виде курганов или грунтовых могильников. Судя по найденным женским статуэткам из керамики, у этих племен существовал культ богини плодородия.
Центр формирования северокавказской культуры (II тыс. до н.э.) находился в Закубанье, большое влияние на нее оказали предшествовавшие майкопская и куро-аракская культуры. Культуру составляли племена, заселявшие несколько локальных регионов - Кубань, Ставрополье, Кубардино-Балкарию, Северную Осетию и Чечню. Вероятно, населявшие эти районы племена имели этническое и культурное единство и в антропологическом отношении являются предками современных горцев. Кроме того, все они имели тесные связи с племенами катакомбной культуры, являясь для них главными поставщиками металла.
Основными занятиями северокавказских племен были пастушеское скотоводство и земледелие. Для верховой езды северокавказцы использовали лошадей. Одно из важнейших занятий - металлургия, сырьем для которой служили местные руды. Добыча меди происходила не только на поверхности, где имелись выходы руд, но и под землей. На р. Большой Зеленчук найдена шахта с горизонтальным стволом и вертикальными штольнями. К концу среднебронзовой эпохи широко распространились бронзовые серпы, заменившие прежние вкладышевые орудия. От племен северокавказской культуры уцелело достаточно много памятников: курганы в степях и предгорьях и грунтовые могильники в горах (наиболее известные - Бамутские курганы) и поселения (Асланбек-Шерипово в Чечне). Курганы и могильники беднее и примитивнее, чем у майкопцев и не прослеживают социальной дифференциации. Социальный строй северокавказцев - патриархат. Распространены были родовые погребения.
Дольменная культура зародилась еще в период ранней бронзы, но распространилась на Северном Кавказе и в Причерноморье во II тыс. до н.э. Дольмены (от бретонского tol - стол и men - камень) представляли собой монументальные подкурганные постройки. Они были сложены из четырех вертикально установленных каменных плит и накрыты пятой плитой, т.е. напоминали каменные ящики; они использовались как погребальные сооружения. Похожие на каменные ящики сооружения высекались и в горах, в скальном грунте. На территории от Таманского полуострова до с. Очамчири в Абхазии локализовано более 2 200 дольменов. В ранних погребениях находились 1-3 умерших в скорченных положениях на спине, в более поздних - массовые захоронения в сидячей позе.
Племена дольменной культуры занимались не только земледелием и скотоводством, но и были связаны с морским промыслом. Высокая культура строителей дольменов подтверждается и многочисленными находками изделий из камня и металла, разнообразной керамики (гончарного круга они не знали). Как считают историки, дольменные племена стали основой древнейшего абхазо-адыгейского этноса.
С середины II тыс. до н.э. на Северо-Восточном Кавказе складывается каякентско-хорочоевская культура, по названию двух крупных могильников того времени, - у сел Каякент (Дагестан) и Хорочой (Чечня). Основными занятиями этих племен были земледелие и скотоводство, причем в отдельную отрасль выделилось коневодство. Для передвижения использовались легкие повозки, позже - боевые колесницы. Техника обработки металла была достаточно высокой, включая штамповку, чеканку, гравировку, литье по восковой модели и др. В отличие от медных изделий, керамика стала однообразной, состоящей только из трех типов горшков. Племена каякентско-хорочоевской культуры жили уже небольшими парными семьями, хотя родовые связи сохранялись. Об этом мы можем судить по одиночным и парным погребениям, которые, однако, делались на специальных родовых кладбищах.
Горные области Центрального Кавказа и частично предгорно-плоскостную зону занимали многочисленные племена кобанской культуры , названной так по могильнику близ с. Верхний Кобан (Северная Осетия), открытому еще в 1869 г. Возникла кобанская культура в XI в. до н.э. и просуществовала почти до конца I тыс. до н.э., причем с VIII-VII в. до н.э. кобанцы стали применять железо. Кобанская культура была близка позднему периоду каякентско-хорочоевской культуры, а также современной ей колхидской культуре Закавказья.
Для кобанского населения была характерна прочная оседлость. Господствующими занятиями оставались пашенное земледелие, отгонное и придомное скотоводство (разведение рогатого скота и свиней). Поселения, располагавшиеся на естественных возвышенностях (Серженьюртовское в Чечне и Земейское в Осетии), состояли из наземных жилищ из камня или дерева, обмазанных глиной. Наличие хозяйственных отсеков в жилищах свидетельствует о развитии ремесел, связанных с обработкой кости, камня, металла. Развито было и ткачество. У кобанцев наметилась специализация ремесленного производства. Значительно усовершенствовалась техника металлообработки, связанная с применением бронзы (90% меди и 10% олова), из которой изготавливались разнообразное оружие, инвентарь, украшения и культовые предметы (амулеты в виде фигурок животных). Налажено было массовое производство, связанное с применением литейных форм. Технологические навыки мастеров конца бронзового века были одной из важнейших предпосылок для перехода к эпохе раннего железа.
Погребения кобанцев были разнообразными: и простые грунтовые ямы, и каменные ящики. Умерших помещали в скорченной позе на боку, вместе с воином иногда хоронили и его коня. У кобанцев прослеживалось существенное неравенство, особенно по погребениям воинов-вождей и старейшин. В поздекобанский период зарождается частная собственность, скот принадлежал уже не роду, а отдельным парным семьям. Первобытнообщинный строй постепенно сменялся "военной демократией". В антропологическом отношении кобанцы не были однородны. Даже в одном могильнике попадаются черепа двух типов: как длинноголовые (иранский тип, близкие степнякам), так и короткоголовые (современный горский тип). Очевидно, у кобанцев рано начались процессы ассимиляции со степняками юго-востока России (савроматами, сарматами, а позже - аланами).
checheninfo.ru