ЧЕЧНЯ. «И мертвый он казался своим врагам живым». [/b]Во дворе университета в Грозном несколько студентов шли, оживленно что-то обсуждая. Затем мы услышали фразу: -Представляете, у них там отец лежит убитый, а они позируют фотографу… В ту же секунду преподаватель вуза, стоявший рядом со мной, шагнул вперед и за руку остановил одного из идущих: «Так ты по-прежнему баламутишь всех старым снимком?! Ты с этим фото раз пять подходил ко мне, и я объяснял тебе, что женщинам тем не до фото было, что их опознавать убитого привезли…»
Имен женщин не назвали, но для меня это с месяц как не являлось тайной. Тогда, несколькими неделями ранее, Лема Гудаев - заместитель министра ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации сетовал: «Часть молодежи видит, скажем, на фото с убитым абреком Зелимханом его двух детей, сноху, но ей и в голову не приходит, что событиям на снимке больше ста трех лет. Что не было тогда ни мобильников с камерами, ни фотоаппаратов, помещающихся в карман. Она, эта часть молодых, толкуют все по-своему: мол, родные Зелимхана или сами себя сфотографировали рядом с убитым, или кого-то попросили».
Абречество – тема в Чечне нестареющая. Так, тот же Лема Гудаев (кстати, его бабушка по отцу – младшая дочь абрека, Энисат) недавно выпустил книгу «Абрек Зелимхан: факты и документы». Будет второе издание. Доступна масса других книг, публикаций разных лет, однако все еще остаются и «белые пятна». Нет, например, ясности, кто, почему и как предал Зелимхана? Имена, причины называются, но без достаточной аргументации, стопроцентных доказательств. Нет цельной картины происходившего ни до, ни после убийства Зелимхана. Есть разрозненная, разбросанная информация, но она недостаточно проанализирована, не сопоставлена.
По этой причине сохраняются расхождения даже по не очень сложным вопросам. Фотографии убитого Зелимхана, распространявшиеся в России и в виде почтовых открыток, и те оставляют место для разночтений. А не попробовать ли самим разобраться, что да как, хотя бы с фото, опираясь на свидетельства участников событий? Например, на три таких источника информации, как: аудиозаписи воспоминаний дочерей Зелимхана – Муслимат и Энисат (http://abrek.org); изданная в 1914 году в Петрограде книга Дмитрия Багратиона «Подвиг Терского казака ныне Дагестанского конного полка поручика Кибирова, уничтожившего абрека Зелимхана», в которой автор поведал всю историю устами своего героя; документы.
1.Зелимхан: вопросов много, ответов мало. Убитый абрек запечатлен на всех снимках. По словам Георгия Кибирова, после длившегося – с небольшими перерывами - на протяжении всей дождливой ночи с 25 на 26 сентября 1913 года боя на теле Зелимхана насчитали 32 пулевых отверстия, из них шесть сквозных - в голове. Кроме того, от прямых попаданий пуль часть патронов в перекинутом через плечо патронташе разорвалась, и гильзы впились Зелимхану в плечо. Но рана эта на снимке прикрыта одеждой. Лишь на рукаве, в области плеча, можно разглядеть отверстия от пуль.
По словам дочерей Зелимхана, рана была и на лице, в области носа. 27 сентября, когда тело обмыли и завернули в саван, жена абрека – Бици хотела взглянуть на него. Но ее отговорили – чтобы не увидела поврежденное пулей лицо.
По свидетельству дочери, Зелимхана на опознание принесли на куске рогожи, в которую заворачивали рулон ткани. Семья Зелимхана снимала в Грозном квартиру в доме, на первом этаже которого располагался магазин по продаже тканей, Муслимат и Энисат часто в нем бывали, и рогожа была им знакома.
Кожаный патронташ на Зелимхане принадлежал поручику Кибирову, и он это в книге признает. Как и то, что сам передал его абреку через посредника.
Согласно рапорту начальника Терской области, наказного атамана Терского Казачьего войска от 10-18 октября 1913 г., № 15016 г. главнокомандующему войсками кавказского военного округа «Об убийстве разбойника Зелимхана», винтовка в руках последнего - Дагестанского конного полка. Возможно, Кибиров и передал ее абреку вместе с патронташем. Однако поручик настаивает на том, что запомнил номер винтовки в ходе встречи с Зелимханом в лесу. Ни он, ни начальник области не раскрывают причину, по которой винтовка попала в руки абрека, и номер ее почему-то врезался в память поручику Кибирову.
Кроме винтовки и патронташа, все другие предметы и вещи, обнаруженные при Зелимхане, были «опознаны» как принадлежавшие ему. Было также установлено, когда и как они попали в его руки.
2.Поручик Кибиров: концы с концами не сходятся. Он – на большинстве снимков, и всегда рядом с лежащим на земле Зелимханом. Если кто-то в момент съемки принимал те или иную позу, то, в первую очередь, Кибиров. И он – единственный, кто на этих фотографиях по-разному одет. На одних снимках – в темной черкеске, на других – в белом, с перевязанным плечом. Получается, он переодевался по ходу фотографирования. А в промежутке между «сессиями» ему и простреленное плечо перевязали.
Кибиров рассказывает: «…После наложения лубков самочувствие мое … значительно улучшилось. Дали поесть куриного бульона, после чего сознание постепенно восстановилось. Но тут явилась новая беда – с 10 часов утра 27 сентября несколько фотографов начали осаждать просьбами сделать снимки. В конце концов…фотографы сняли группу с командой моих молодцов и еще несколько снимков...»
Источник: abrek.org - А. Ицлаев. Гибель абрека Зелимхана (по следам старой фотографии)
checheninfo.ru