ДАЙДЖЕСТ: |
ЖЗЛ.Эльдерханов Т. Из цикла "Знаменитые чеченцы" . № 26 от 12.09..09. Продолжительность: 8:28
Имя Таштемира Эльжуркаевича Эльдарханова, выдающегося горского революционера, видного партийного и советского деятеля Северокавказского региона, достаточно известно. Но мало изучена его деятельность просветителя и полити¬ческого деятеля. А ведь он избирался депутатом I и II Государственной думы, где выступал с демократических позиций, его речи использовал в своей статье, но аграр¬ному вопросу В. И. Ленин .К началу Великой Октябрьской революции это был уже зрелый человек 47 дет, за плечами которого были десятилетия постоянного труда на ниве демократического просвещения родного народа.
Родился Таштемир в селении Гехи Урус-Мартановского района в мно¬годетной крестьянской се¬мье. Уже в семилетнем возрасте он был определен учиться в сельскую арабскую школу. Позже он закончил русскую школу в Грозном В Грозном Таштемир про¬являет исключительные способности в учебе и по окончании школы поступает во Владикавказское ремесленное училище. В годы учебы в училище Большую роль в форми¬ровании мировоззрения юно¬ши сыграли сочинения Чернышевского, Писарева и Добролюбова. Их передовые идеи он воспринимал со всем пылом своей кипучей натуры. Юноша прекрасно владел русским языком, хорошо знал осетинский, читал на немецком и латинском языках.
В годы учебы во Владикавказе Таштемир приезжал в род¬ное селение. С горечью на¬блюдал почти поголовную неграмотность населения, его бесправие перед царскими властями. Вид ни¬щих и убогих дворов, всегда полуголодных детей на всю жизнь остался в его памяти. В девятна¬дцать лет он принимает для себя бесповоротное решение стать народным учителем и поступает в Тифлисский учительский институт. В институте на формирование Т. Эльдарханова большое влияние оказали контакты с грузинскими и русскими прогрессивными педагогами.
90-е годы XIX в. В стране растет революционное дви¬жение. В это время Таштемир много работает в архивах, изучает труды Канта и Гегеля, зачитывается книгами по истории, социологии, экономике, филологии, собирает материалы по этнографии родного края, изучает чеченскую словесность. В это время и накапливаются те обширные познания, позволив¬шие впоследствии стать ему одним из видных обществен¬ных деятелей чеченского на¬рода. Его просветительская деятельность началась со сбора и обработки фольклор¬ного материала. Уже в годы учебы в 1890 году, в «Сборнике материалов для описа¬ния местностей и племен Кавказа» он публикует свои первые записи сказок и притч: Собранный им фольклорный материал имеет не только научное значение в области истории и культуры вайнахов, но и представляет большой интерес в плане художественных переводов. В этих текстах проявляется присущая автору индивидуальность и несомненный литературный дар.
Через три года сбылась заветная мечта Таштемира. Он становится народным учителем. Назначается учи¬телем - надзирателем горских школ города Майкопа, где совершенствует свое пе¬дагогическое мастерство. Один из его учеников С. Сцюхов отмечал: «Вспоминая его, я могу с чистой совестью сказать, что Таштемир Эльжуркаевич Эльдарханов был пере¬довой, воспитанный на лучших принципах классиков мировой педагогики учитель и воспитатель...» В Майкопе молодой учитель работает пять лет. Он усиленно читает иностран¬ную и русскую литературу, посещает уроки лучших педагогов, практически изуча¬ет школьное дело. Однако, дальнейшее пребывание в Майкопе становится для него тягостным, и он покидает школу и город. Возвратившись в Грозный, он устраивается в горскую шко¬лу.
Многое он сделал в эти годы для сбора и обработки фольклора. Сказки, легенды, притчи, объединенные им под общим названием «Чеченские тексты», своими корнями уходят в глубокую древность. Сам просветитель считал собирательство важным делом, по его мнению, через фольклор лежал путь к познанию национального характера, культуры народа. Главную задачу для себя Эльдерханов видел в организации обще¬ства распространения и со¬здания национальной письменности среди чеченцев и ингушей. Он загорелся идеей широкого просвещения народа. Но осуществить это благородное стремление удастся гораздо позже. В России начинается первая буржуазно - демократическая революция.
В марте—апреле 1906 го¬да в России в условиях свирепого полицейского террора прошли выборы в I Государственную Думу. Местные власти всеми средствами усложняли выборы, до¬биваясь участия в них мини¬мального числа трудящихся. Тем не менее в результате выборов Таштемир Эльдарханов избирается в Думу от малых народностей Терской области — чеченцев, ингушей, кабар¬динцев, осетин и кумыков. В своих ярких выступлениях на заседаниях Думы выступлении он разо¬блачает преступную политику царизма, проводимую в национальных окраинах.«Управляют нами военные чины, отбросы армии, которые ничего общего с народом не имеют, не заинтересованы в судьбе его, и в Деле смягчения нравов и обычаев ими не сделано буквально ничего».,- отмечает он в своих выступлениях. Выступая в Думе по поводу набора стражников в Терской области, Эльдарханов решительно протестует против вербовки горцев в карательные отряды: «...Горцы Кавказа жаждут мирной и спокойной жизни и ни явной, ни скрытой вражды к кому бы то ни было не питают»,- говорит Элльдерханов.
Позже на Терском избирательном собрании просвети¬тель вновь утверждается де¬путатом на этот раз II Госу¬дарственной думы. В своей работе «Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 годов»: В. И. Ленин писал «Эльдарханов от имени своих избирателей ходатайствует, чтобы расхищение природных богатств было приостановлено впредь до разрешения аграрного вопроса, а расхищает земли правительство, отбирая лучшую часть нагорной полосы, грабя земли кумыкского на¬рода, заявляя, претензия на недра земли...»
После роспуска 2-й Государственной Думы, Т. Эльдарханов возвращается в Грозный, но власти запрещают ему преподавание в школах Терской области. Он уезжает в Баку, где и работает в области просвещения вплоть до февральской революции 1917 года. В годы изгнания он занимается составлением азбуки на чеченском языке на осно¬ве русской графики. В 1911-м в Тифлисе Эльдарханов издает первый чеченский букварь. Это было большим событием в культурной жизни народа.
В 1918-ом году . Эльдарханов избирается председателем Гойтинского революционного народ¬ного Совета. На этот периорд он сыграл большую роль в утверждении Советской власти на Тереке, что неоднократно признавали С. Орджоникидзе и А. Микоян. Много сил отдает он и народному образованию. Под его руководством организуется ускоренная подготовка педагогических кадров для школ коренного населения. По его инициативе открывается чеченский обла¬стной педагогический техникум — первое среднее педа¬гогическое заведение. Он добивается некоторого улучшения материальной базы школ, выступает организатором выпуска учебников, учебных пособий, программ.
После окончания Гражданской войны на Северном Кавказе Т.Эльдарханов избирается председателем ревкома Чечни, затем Председателем Чеченского областного исполкома. В октябре 1922 года чеченский край выделяется в самостоятельную автономную единицу . Постановление об образовании Чеченской Автономной области было принято Президиумом ВЦИКЗО ноября 1922 года. Высшим органом власти был объявлен Чеченский областной ревком в составе 11 человек. Шесть членов ревкома (включая председателя ревкома - Т. Эльдарханова являлись членами РКП (б). Кстати, общая численность Чеченской организации РКП (б) в 1922 году не превышала 30 человек.
Новому ревкому предстояло создать органы власти на всей территории Чечни, обеспечить безопасность нефтепромыслов, железной дороги и границ Чечни, обеспечить создание государственного аппарата, решать вопросы восстановления экономики и провести выборы в Советы всех уровней. Действовал Чеченский областной ревком до июля-августа 1924 года. В следующем, 1925 году, началась подготовка самой большой по своим масштабам операции по разоружению Чечни. Разоружение 25 августа и завершилось 12 сентября 1925 года. Операция эта привела к существенным перестановкам и в государственном аппарате Чеченской АО. Так, пленум Чеченского областного исполкома снял. Таштемира Эльдарханова, который был отозван в распоряжение Северо-Кавказского краевого исполкома.
Т. Эльдарханов вернулся в Чечню только в 1929 году, проработав более трёх лет в высокой должности председателя Национального Совета при Северо-Кавказском краевом исполкоме. В Грозном он возглавил управленческий аппарат «Грознефти».
Т. Эльдарханов - выдающийся политический деятель Северного Кавказа и великий сын чеченского народа, бескорыстно служивший его национальным интересам в тяжелейшую историческую эпоху. Т. Эльдарханов был человеком благородных идей и, главное – делал все, чтобы претворить их в жизнь
Л. Гудаев
АДЫГЕЯ. Глава Адыгеи Кумпилов принял участие в заседании Совета по культуре и искусству
РОСТОВ. В Ростове автобус выехал на рельсы и столкнулся с поездом
АРМЕНИЯ. Подписи за вступление Армении в ЕС начал проверять ЦИК
РОСТОВ. В Ростовской области возбудили уголовное дело из-за гибели двоих детей на пожаре
АРМЕНИЯ. Землетрясение произошло на границе Ирана, Азербайджана и Армении
Все виды автозапчастей на Гранту и авто других марок и моделей