ДАЙДЖЕСТ: |
В первую очередь необходимо определить содержание употребляемых в чеченском языке терминов "оьздангалла" и "г1иллакх". По нашему мнению, понятие "оьздангалла" по своему содержанию гораздо шире понятия "г1иллакх". Г1иллакх - это внешние формы проявления родственных и других взаимоотношений между людьми. В качестве таковых они являются частью понятия "оьздангалла" - культура.
Более того, "оьздангалла" есть чистота тела, сердца, мыслей человека, неразрывно связанного с верой в Бога и окружающим миром. Культура проявляется не только в поведении и характере человека, но и в первую очередь должна присутствовать в его душе и сознании.
Как возникла оьздангалла? На этот вопрос различные ученые дают самые разнообразные ответы, в зависимости от собственного разумения и представлений, принятых в обществе, в котором они живут. Более десяти лет назад, ученые рухнувшей империи, говоря о культуре, неизменно подчеркивали: "культура создавалась народом на протяжении столетий...". Иначе они и не могли рассуждать, так как их мировоззрение сформировалось на основе философии материализма, полагающей, что вселенная и человечество возникли сами собой. В основе такого взгляда на культуру лежит тезис о том, что по прошествии времени труд сделал обезьяну человеком.
Отсюда неизбежно следует вывод, что культура возникла сама по себе или на протяжении времени была создана людьми, а "религия" извлекла пользу от народного "творчества" с целью обманывать людей и держать их в невежестве. Это блестящий пример того, как за истину выдают нечто прямо противоположное ей.
Правда не состоит в следующем. Культура всех народов, их хорошие традиции Бог, вместе с религией, ниспослал на землю через своих пророков.
Религия - это ниспосланные Богом жизненные нормы и традиции, дающие знание о том, как люди должны жить на земле.
Таким образом, все благородные, хорошие традиции всех народов происходят из божьей религии; а плохие, жестокие, языческие обычаи созданы народами самостоятельно. Поэтому, при описании культуры того или иного народа правильнее будет говорить не "созданная народом", а "сохраненная народом". Одним народам удалось в большой мере сохранить предписанные религией нормы, другим это не удалось в меньшей степени. Некоторые народы самостоятельно создали немного языческих обычаев, например, чеченцы.
Если принять во внимание все сказанное выше, станет понятен смысл слов: "Культура поведения (г1иллакх) вышла из рая". Это означает, что благородные нормы поведения между людьми ниспосланы Богом.
В более развернутом виде эта мысль изложена чеченской поговорке: "Культура поведения вышла из рая, в рай же она и вернется вместе с людьми, несущими ее". Эти слова показывают, какое огромное значение придавали чеченцы этике и культуре.
Божий Посланец (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Культура поведения -половина веры". А один из создателей чеченских религиозных песнопений так описал связь между разумом и этническими нормами:
Известно, что яблоко падает под яблоней,
Но было бы яблоко, если не было бы яблони?
Г1иллакх есть дерево, а разум - плод того
дерева,
Возможно ли знание там, где нет г1иллакх?...
Здесь "разум" поставлен в зависимости от этических норм. Это верно всегда, когда речь идет о разуме, приносящем пользу людям.
Какими бы способностями не обладал человек, какими бы доблестями и талантами он не был наделен - на нем лежат те же нравственные обязанности, что и на всяком другом человеке.
Человек же, обретший популярность в народе, вынужден был в еще большей степени следовать им, поскольку он был на виду и люди готовы были либо брать с него пример, либо предать его злословию, если он допускал недостойный поступок.
В чеченском обществе наибольшей степенью возвышения человека было славное имя, которым награждал его народ. Каждый отдельный человек, из которых и состоит народ, обладает собственной культурой.
Поэтому никто не может утверждать, что один народ культурный, а другой нет. А, кроме того, словосочетание "народная культура" необходимо понимать как "исследование о народной культуре" и культурных нормах, принятых этим народом". Разного рода традиции обнаруживают своеобразие культуры любого народа. Иначе и быть не может, потому, что в основе всех добрых обычаев - поучения, ниспосланные Богом через своих пророков. Однако, каждая нация, восприняв это учение в соответствии со своим мировоззрением, своим историческим опытом и природой своей страны, создает свои обычаи. Одни нации Божье слово облегченном для себя варианте, а другие изобрели наиболее трудные и связанные с максимальным ограничением телесной свободы формы.
Например, мусульманская религия требует обязательного сокрытия тела. Для мужчины обязательная для скрытия часть тела (1оврат) -от пупка до колен. Когда эта часть тела скрыта, разрешено совершать намаз.
Однако, ни один чеченец не станет на обязательную молитву в таком одеянии, не появится в таком виде среди людей и даже в своей семье (правда, сейчас, возможно, и есть чеченцы, столь свободно расхаживающие в семье, но мы говорим о нормах, содержащихся в чеченских адатах).
У всех народов известно почитание старших. Но не у всех народов существует обычай, согласно которому нельзя пересекать дорогу старшему. "Не пресекать дорогу"- понятие довольно сообразное. От того, что мы пройдем перед идущим вдалеке человеком, ему не будет никакого вреда и путь его "не прервется". Поэтому этот обычай есть не что иное, как проявление уважения к пожилому человеку, оказание чести ему самому и его возрасту. Это, безусловно, красивый обычай.
Приведенные наши примеры показывают, что общие для многих народов обычаи - скрытие тела и почитание старших - чеченцы усложнили для себя, придали им большее значение и сделали их обязанным для соблюдения. Одна из особенностей нашей народной культуры - в соблюдении правил приличия и обычаев не допускаются послабления, а напротив, требуется максимально возможное усердие и тщательность.
Подводя итог сказанному высшее, мы отмечаем следующее. Чеченская традиционная культура (оьздангалла) своими главными, важнейшими чертами связана с Культурами других народов, духовные ценности, отличающихся от тех, что мы видим у наших соседей. Некоторые из них представляют собой высокую культурную ценность, знакомство с ними будет полезным и для других народов.
Недостаточно того, что народные традиции существуют - необходимо знать их и им следовать. У бесписьменных народов традиции переходили от поколения к поколению, от отца к сыну. Но иногда случается так, что в результате больших исторических событиях (война, выселение и прочие), связь между поколениями прерывается. Поэтому, некоторые традиции оказались забытыми и больше не существуют среди чеченцев. И хотя письменность у нашей нации существуют около столетия, до сих пор не появилось ни одной книги, специально посвященной нашей традиционной культуре и этике, если не считать отдельных научных статей по выделенным темам. Чеченскую народную этику и Культуру, образно говоря, можно сравнить с высокой башней. Она вознеслась столь высоко, потому, что каждое новое поколение добавляло в ней свой камень. Поэтому, на каждом чеченце лежит обязанность беречь эту башню и участвовать в ее строительстве. Если молодой человек, не подумав как следует, начнет порочить традиции отцов и отворачиваться от них, или менять их на нормы поведения, занесенные с Запада или Востока, - это все равно, что из стен башни вынимать камни. Когда число таких людей увеличится, есть опасность, что башня обрушится.
АРМЕНИЯ. Землетрясение произошло на границе Ирана, Азербайджана и Армении
Все виды автозапчастей на Гранту и авто других марок и моделей
АСТРАХАНЬ. В Астрахани арестовали двоих за нападение на футбольного тренера
АЗЕРБАЙДЖАН. На COP29 представлена климатическая инициатива Baku Harmoniya
ИНГУШЕТИЯ. Жителя столицы Ингушетии осудят за хранение гранаты
АЗЕРБАЙДЖАН. На COP29 состоялся "День ATACH", посвященный климату и здоровью