ДАЙДЖЕСТ: |
Часто приходится слышать о том, что ваххабизм – это вовсе не сектантское вероучение, ответвившееся от ислама, и вовсе не тупиковое направление в духовном развитии. Даже напротив, приверженцы возвращения ислама к его истокам, разбросанные по всему миру, приводят в пример Королевство Саудовской Аравии и Объединённые Арабские Эмираты, где ваххабизм является государственной доктриной или его влияние доминирующее. По мнению новообращённых, вероучение, служащее фундаментом для держав, признанных мировым сообществом, не может быть деструктивным.
В какой-то мере эти доводы обоснованы. С позиций свободы совести ваххабизм как одно из направлений ислама является равноценным, не хуже и не лучше других направлений, и не должен быть ограничен в отправлении своих обрядов, однако при одном условии – если его адепты не призывают к расправе с «неверными». И с этой точки зрения умеренный ваххабизм не является утопией.
Этого мнения придерживается и профессор Александр Игнатенко - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, директор Института религии и политики, главный эксперт НИИ социальных систем МГУ им. М. В. Ломоносова. В своё время ваххабизм с его воинственным духом сыграл важную роль в общественно-политической ситуации на Ближнем Востоке. В XVIII-XIX веках это учение как идеология стало знаменем борьбы за политическую власть и объединение разрозненных княжеств Аравийского полуострова в единое государство под руководством династии Саудов. Под этим объединяющим началом арабы выступили против владычества Османской империи.
По своей сути ваххабизм был далёк от миролюбия и от других течений ислама отличался, в первую очередь, крайней непримиримостью по отношению ко всем «неверным», к которым причислялись не только все немусульмане, но и недостаточно правоверные, с точки зрения ваххабитов, единоверцы. Эти категории неверных, а также перешедшие из ислама в другую веру объявлялись «кяфирами» (неверными) и подлежали уничтожению.
Однако после выполнения исторической миссии, выразившейся в консолидации народных масс и формировании государственных институтов, агрессивная составляющая в религиозных настроениях должна была уступить место дипломатичности, что и было сделано в рамках нескольких арабских государств.
Но в то же время этими административными рамками новая религиозная доктрина не ограничилась, начиная почкование на Евразийском и Африканском континентах. И в то, во что сейчас превратился этот самый «умеренный» ваххабизм в далёких от своих истоков землях, схоже с продуктом кривого зеркала.
Отчасти этому способствует тот, кто пытается импортировать «духовные ценности» из одной точки земного шара во все концы света. Несметные богатства Аравийского полуострова в виде нефтяных запасов порождают у правящей элиты определённые амбиции. Ведь для устойчивости режима золото должно быть обеспечено властью, а она, в свою очередь, - признанием и авторитетом. Наращиванию последнего весьма способствуют пиар-технологии. Общеизвестно, что на пропаганду идей ваххабизма в мировом пространстве только Саудовская Аравия ежегодно тратит до $6 млрд.
И если часть арабских племён в XVIII веке посчитала для себя приемлемым принять доктрину Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и при этом не рассориться со всем окружающим миром, то у представителей других этносов оказалось меньше иммунитета к агрессивным религиозно-этическим установкам.
Внедряемый в других странах ваххабизм, смешиваясь с национальными особенностями, образует гремучую смесь, способную подорвать общественно-политическую стабильность, но никак не способствующую государственному построению. Удержать этого джинна в бутылке «приличий» удаётся очень немногим.
Примером тому может служить исламистское движение «Талибан», зарождённое в среде пуштунских племён на пакистано-афганской территории в 1994 году. Прокатившись кровавой волной по всему Афганистану, эта экстремистская группировка в 1998 году овладела 90% территории страны. За три года правления на этих землях талибы запомнились тем, что взорвали две гигантские статуи Будды, вырезанные в скалах Бамиана в III и VI веках, ухудшили отношения с соседним Ираном из-за гонений на шиитов, развалили систему образования, здравоохранения, коммунального хозяйства, поспособствовали увеличению безработицы, процветанию контрабанды и увеличению производства опиума, с которого взимали 10% налог.
Особого внимания заслуживает ситуация в ваххабитском Судане. На фоне политики, которую местное правительство проводит по отношению к своим поданным, талибы кажутся просто образцовыми поборниками прав человека. Придя к власти в 1989 году в результате государственного переворота, новый президент Омар Хасан Ахмет аль-Башир стал наводить порядок в собственной стране с помощью сожжения деревень, бомбардировок и массовых расстрелов непокорного населения независимо от его вероисповедания.
Поначалу целью аль-Башира был отнюдь не геноцид - ему всего лишь хотелось водворить законы шариата во всем Судане, а еще - добывать нефть из богатых месторождений, расположенных на юге страны. Единственное, в чем состояла проблема - почти все обитатели Южного Судана издавна исповедовали (и исповедуют до сих пор) христианство, а поэтому весьма прохладно отнеслись к тому, чтобы арабы добывали на их земле нефть и воспитывали их детей в мусульманских традициях. «Воспитание» было довольно своеобразным и включало, в частности, выжигание знаков на телах детей, их кастрацию и продажу особо упорствующих в рабство за пределы страны.
Сегодня суданский режим, остро нуждаясь в топливе и твердой валюте, но, не имея возможности наладить стабильные энергетические коммуникации с югом страны, регулярно организует так называемые «нефтяные рейды». Прежде чем отправиться на добычу нефти, исламисты проводят «жесткую зачистку» с применением танков, артиллерии и самолетов. При этом главными целями считаются вовсе не лагеря повстанцев, а церкви, школы и больницы. Фаза «артподготовки» длится до нескольких недель, после чего следует карательная экспедиция в нефтеносные районы, заготовка нефти, массовые пытки и убийства, разрушение уцелевших строений, и, наконец, возвращение с добычей на север.
Если говорить о ваххабизме на российском Северном Кавказе, то по своим особенностям он далеко ушёл от саудовского первоисточника и приблизился к афганскому варианту, то есть от «умеренности» к махровому радикализму.
Важнейшим фактором, резко политизировавшим и военизировавшим ваххабизм, стало участие интернациональных сил «моджахедов» в первой чеченской кампании. И так называемая «победа Чечни», ознаменовавшаяся подписанием Хасавюртовского мирного соглашения, укрепила их религиозно-политические позиции среди верующих. Но что из всего этого вышло? Истинные помыслы ревнителей «чистого ислама» рано или поздно должны были обнажиться. И это произошло довольно скоро.
Воспользовавшись благоприятной для них послевоенной политической ситуацией, ваххабиты и их лидеры навязывали народам Дагестана и Чечни новые стандарты социального и духовного поведения. Под их воздействием в Чечне, а затем и в «кадарской зоне» Дагестана был введён в действие шариат, на основе норм которого предпринимались попытки регулировать быт, образ жизни и мышление мусульман. Ваххабиты высказывали идеи создания «кавказского халифата», установления «исламского порядка», «исламизации всего мира» (подобные нереальные, более того - провокационные для чеченского народа идеи, часто озвучивались в местных средствах информации министром информации и печати самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия Мовлади Удуговым и его пропагандистским «ведомством»).
Под воздействием ваххабитов в 1996 году и.о. президента Чечни Зелимхан Яндарбиев отменяет светские законы, распускает суды и вводит Уголовный кодекс - шариат. Взамен светским судам повсеместно создаются суды шариатские, укомплектованные исключительно ваххабитами или их сторонниками, на практике широко используется шариатская форма наказания: казни, бичевание виновных.
Все эти революционные нововведения в общественной и духовной жизни народа вылились сначала во внутриполитический кризис в республике, а потом в открытую военную агрессию. В августе 1999 года с территории Чечни в горный Дагестан (Ботлихский и Цумадинский районы) вошли несколько крупных боевых групп ваххабитов.
Из их заявлений следовало, что начатое ими «освобождение» горного Дагестана есть «джихад», направленный на освобождение всего Дагестана, а затем и Северного Кавказа от власти куфра (т. е. неверующих или отошедших от норм ислама).
Этими же установками пользуются и нынешние преемники Хаттаба (Иордания), Шамиля Басаева (Чечня) и Багаутдина Кебедова (Дагестан). Сегодня их адептами, одержимыми бредовой идеей всеобщей исламизации и создания «кавказского халифата», является подпольная группировка «Имарат Кавказ» - яркий пример мутации аравийского ваххабизма. И если правители Саудовской Аравии, поддерживающие дипломатические отношения с другими странами, не высказывают вслух своих претензий к представителям традиционного ислама и других религиозных конфессий, то их единоверцы из землянок «кавказского халифата» объявили «джихад» не только России, но и США, Израилю, всей Западной Европе, и договорились до того, что не сложат оружие, пока не установят Всемирный исламский халифат.
Ваххабизм – религиозное явление, к которому можно относиться по-разному. Но нельзя найти объяснение и понимание того вероучения, которое оправдывает насилие и кровопролитие, то есть то, с чем связаны проявления ваххабизма в большинстве точек земного шара.
В одном из хадисов описан такой эпизод. Пророк сказал: «О, Аллах, благослови наши страны Аш-Шам и Йемен». И когда его спросили о Наджде, Пророк ответил: «Оттуда появятся рога шайтана». (Под названием «Наджд» понималась восточная часть Аравийского полуострова, где зародилась идеология Ибн Абд аль-Ваххаба. Название «Аш-Шам» подразумевало нынешние Сирию, Палестину, Ливан и Иорданию).
Высказывание «рога шайтана» - образное обозначение зла. Известно, что сегодня практически весь Ближний Восток от Палестины до Йемена много десятилетий страдает от гражданских войн на религиозной почве. И получается, что пока жив ваххабизм, этим странам не знать мира и благополучия. Судя по всему и Северному Кавказу не знать спокойствия до тех пор, пока чуждое вероучение, подобно занозе, не будет извлечено из умов некоторых наших соотечественников. И чем скорее это произойдёт, тем скорее придёт время, когда на этой многострадальной земле перестанут греметь выстрелы и взрывы. И тогда можно будет с уверенностью сказать, что мы нашли выход из духовного тупика.
Висхан Халидов
РОСТОВ. Житель области выбросил свою гражданскую жену из окна многоэтажки
ВОЛГОГРАД. Под Волгоградом женщина с овчаркой упала в 4-метровый люк и осталась жива
КЧР. В Нальчике представят бронетехнику, захваченную российскими бойцами,
РОСТОВ. Ростов остался без трети автобусов: что происходит с транспортом в городе
КЧР. Рашид Темрезов поздравил работников налоговых органов с профессиональным праздником
РОСТОВ. ВСУ готовят ракетные удары ATACMS: Ростовская область под угрозой