С полгода назад, осенним вечером я смотрел телевизор. Уже не помню, что именно показывали. Собственно, неважно.
Зато блок местной рекламы выдал интересное – жителям Чеченской Республики, лишившимся жилья в ходе военных действий, и не имеющим его в настоящий момент, в недельный срок нужно заявить об этом. Это сообщение зацепило меня, но не настолько, чтобы тотчас ринуться в здание районной префектуры.
Однако следом раздался звонок от друга, огорошившим меня – "ты в курсе, что тем, кто получил компенсацию, дадут еще миллион двести рублей".
Я попытался рассуждать логически. Если люди получили компенсацию, то им уже ничего не дадут. Логичнее дать деньги тем, кто ничего не взял. Нет, настаивал друг, именно так. На вопрос – откуда информация – он отвечал, что так говорят люди.
А через неделю только мертвый в Чечне не говорил о новых компенсациях. Оказалось, что принимают заявления в территориальных административных округах. Но прежде нужно собрать еще энное количество бумажек – в ПУЖКХ (о составе семьи), в БТИ (о том, что за тобой не числится жилья), в Росрегистрации (о том, что твое жилье разрушено) и так далее. И, конечно, оплатить пошлину через банк, выстояв не менее длинную, чем во все вышеперечисленные заведения, очередь к окошку.
Я прошел через все – через ажиотаж, через нагнетание страстей, через потные, жаркие очереди. И в итоге оказался в хвосте еще одной – на этот раз на подачу того самого заявления.
Десятки людей томились в пыльных коридорах, распихивая друг друга локтями и с горечью наблюдая, как проводят мимо них "блатных" - тех, кто не пожалел некоторой суммы и сдал документы через "жучков".
Понять в очереди, зачем мы все сегодня здесь собрались, было невозможно. Слухи о грядущих миллионах были невыносимы. Лишь попав-таки внутрь, и поговорив с сотрудниками мэрии, я понял – принимают документы ото всех, кто лишился жилья во время военных действий, и не приобрел его впоследствии. Потом эти документы, собрав в единую базу данных, через Минэкономразвития пошлют в Москву, в надежде на то, что их включат в "Программу развития СКФО". Если программа будет принята, и наши документы включат в нее, то будет создана очередь на получение жилищных сертификатов. Желающие вроде бы смогут получить денежный эквивалент. Но когда все это произойдет, было совершенно неясно.
Почему я так нудно и подробно расписывал эту историю, вместо того, чтобы рубануть шашкой красноречия по Кадырову, который нагло требует от Москвы полмиллиарда рублей? Кстати, именно в таких красках живописали аналитики и журналисты историю, что была проанонсирована вверху моего поста...
А потому, что программа, о которой шла речь выше, является одной из частей того проекта (по добыче из Москвы полумиллиарда, о котором писали и трубили все кому не лень на прошлой неделе). "Ах, Кадыров, ах, Чечня, ах, чеченцы, они опять требуют дани!" - вот так огорчились критики.
А я обрадовался. Хотя бы потому, что мне наконец-таки стали известны сроки окончания этой самой программы. Это будет 2025-й год. Иначе говоря, лет через четырнадцать последний из заявителей сможет-таки получить на руки вожделенный жилищный сертификат.
Но если говорить серьезно, то действительно львиную долю (почти треть) от запрашиваемого полумиллиарда составляет сумма на эти самые жилищные сертификаты.
Нет, конечно, существовала в Чечне программа по компенсациям за жилье и потерянное имущество. По первому пункту давали триста тысяч, по второму – пятьдесят. Ни по тому, ни по другому, ни по ним вместе взятым, жилье не выстроишь и не обставишь. Особенно учитывая, как и с какими трудностями люди эти средства получали – через посредников, через многолетние очереди, через откаты и взятки. Кажется, и до сих пор еще не все получили.
Но хоть убейте меня, а я не вижу криминала в том, чтобы люди, потерявшие в годы войны свои жилища, наконец-то получили шанс на их возвращение. Надо заметить, шанс достаточно призрачный.
Я не знаю, что еще есть в этой полумиллиардной программе, саму ее я не читал. В интернете сказано коротко – "на строительство 515 объектов и реализация мероприятий в различных отраслях экономики и социальной сферы ЧР со сроком реализации до 2025 года". Присутствует, впрочем, детализация – "это, например, 9 объектов и мероприятий коммунального хозяйства, 10 учреждений здравоохранения, 15 объектов социального обслуживания населения, 77 общеобразовательных учреждений, 78 объектов культуры, 33 объекта и мероприятия агропромышленного комплекса".
Но даже из этого краткого перечня видно, что деньги эти нужны вовсе не для покупки джипов и не для постройки мраморных дворцов – кстати, в тех самых пресловутых очередях я не видел никого, кто хотя бы отдаленно походил на раджу.
Конечно, часть этих средств легко могут расхитить – например, когда будут строить "10 объектов здравоохранения" или "78 объектов культуры". И легко могут купить на эти деньги джип, чтобы рассекать по нему по объекту дорожной инфраструктуры. Но забота о том, чтобы этого не произошла, должна лежать на соответствующих службах.
И, безусловно, мне такой расклад совсем не нравится. Однако и поводом к тому, чтобы не выделять Чечне денег, я его не считаю. Это все равно, что перестать кормить человека с проблемами пищеварения. Типа, он может помереть от этого. Но если его не кормить, то помрет он еще более гарантировано.
А в чем собственно состоит претензия тех, кто возмущен просьбами Чечни? В том, что Чечня хочет жить на деньги российских налогоплательщиков, насколько я понимаю.
Но ведь суть этой самой пресловутой программы - как раз в противоположном.
Мурад Магомадов
checheninfo.ru
Источник информации : www.bbc.co.uk