ДАЙДЖЕСТ: |
История нашей страны свидетельствует, что в такой многонациональной стране как Россия проблема межнациональных отношений не стояла так остро как сейчас. Но всё же стоит вспомнить своеобразную предтечу такого социального явления как нетерпимость к другой национальности. Здесь уместно вспомнить, еврейские погромы как яркий пример начала зарождения русского национализма. Киев, Санкт-Петербург и др. города тогдашней Российской империи начала 20 века были эпицентрами тех волнений. Известно, что так называемые черносотенцы и экстремистски настроенная часть казачества была в то время ведущей силой погромов. Из числа основных причин такого всплеска недовольства в отношении лиц еврейской национальности можно выделить следующие:
социально-экономическая подоплека. А именно, еврей всегда отличались деловитостью и настойчивостью при воплощении своих планов, что часто положительно сказывалось на их материальном достатке. Уже это в глазах маргинально настроенных вызывало негодование.
Религиозно - мировоззренческая. Несмотря на толерантно завуалированную интерпретацию современной официальной церковью отношения к иудействующим евреям, в те годы она не скрывала своего негативного отношения к ним, и зачастую согласно документам становилась инициатором погромов.
Но всё же тогда это еще не был политически оформленным явлением в обществе, говорящий о себе как о политической силе. Начало 90-х, как известно, раскрыл все двери для разного рода воззрений. И в каждой национальной республике уже сформировались наспех образованные комитеты то спасения, то сопротивления или национальные фронты. Ситуация «всех против всех» назревала в стране вплоть до конца 90-х. Вакханалия в политике породила колоссальные проблемы в экономике. Как говорит нам западная экономическая мысль, политика является опосредованным выражением экономики, развала чего советские граждане почувствовали очень жестко. Отсюда люмпенизация общества, деградация ценностей под лозунгом демократизации. По сути, последнее было лишь красивой обверткой для только вылупившихся национал – спасителей всех мастей, грезивших о власти любыми методами. В этой ситуации надо отдать должное простому народу России, который, не поддавшись на посулы новоявленных «спасителей», не пошел по пути фактически разрушения государственности. С начала 2000-х четко прослеживается тенденция попыток властей обуздать националистические силы в стране. Но надо признать, в виду отсутствия опыта в этой сфере у властей много переходит на формально-бюрократический лад. Следует отметить, что если националистически настроенные элементы в национальных республиках России не имеют мало-мальски ощутимую по количеству и качеству свою публику, то, что касается подобных идей среди русского населения, они усиленно популяризируются. Нужно уточнить здесь, что существующие в стране националистически настроенные движения можно поделить на три группы. Это:
2. радикально настроенные группировки нацистского и националистического направления среди русского населения страны («Славянский союз» Дёмушкина и т.д.). Разношерстную компанию по составу представляют не только маргиналы, но, как и не странно, так называемые интеллектуалы и духовные наставники. Начиная от представлений панславянского толка, до автаркии русского государства. Толчком к появлению всего этого конечно можно считать провалы в социально- экономической жизни страны, когда всем известные реформы привели основную массу людей к нищете и огромному разрыву в социальном статусе в обществе. Именно тогда криминал, радикалы и реваншисты нашли свою аудиторию, облекшись в одежду патриотов. Идеи тех, кого еще при Советах жестко преследовали. Ведь в такой исторической общности, которая называлась советским народом, не могло быть место экстремизму по определению. Очевидна их активизация на политическом пространстве страны, их попытки внедрения во власть, не говоря уже о «демонстрациях силы», когда чисто криминальные события ими преподносится как акт агрессии в отношении русских со стороны представителей нацменьшинств. К примеру, раздутая «битва русских» в Кандапоге или говорящая об истинном лице русского национализма защита «чести русского офицера» Буданова, и как кульминация митинг на Манежке в Москве. Эскалация политической сферы, попытка радикализации общества, вот основные направления деятельности этих группировок. И как следствие, запоздалая реакция властей, которые фактически на самотёк пустили ситуацию в сфере молодежной политики. А ведь именно она всегда являлась движимой силой в руках тех или иных лидеров.
Касательно нашей республики, следует отметить, что этой сфере уделяется пристальное внимание. Созданы различные общественные, спортивные, молодежные организации, где молодой человек может проявить себя. Открыты культурно - национальные автономии тех национальностей, которые проживают не первый год в республике, открываются новые медресе, мечети, восстановлена грозненская церковь и строится районная церковь в с. Наурская. Всячески проводится работа по развитию духовно – нравственной сферы, особенно среди молодежи. Тем более это актуально в виду не только противодействию всякого рода проходимцев, которые используют религиозные лозунги, но для противодействия эрозии массовой культуры. Намечается позитивная тенденция социализации чеченского общества, чему базисом, в первую очередь, нужно считать стабилизацию обстановки в Чечне. В среде молодежи не отмечена популярность экстремистских идей.
3. движение «антифа». Будучи по сути националистическим, всё же придерживается более умеренных взглядов в отношении не русских, не славян. Являясь политическим противником радикального национализма и нацизма, всё же следует упомянуть о том, что не является их идейными антагонистами.
Есть еще один фактор развития радикализма в стране. Это – СМИ. Нет более действенного механизма по «раскрутке» таких настроений в современном обществе, чем СМИ и электронные средства информации. Здесь не говорится о целенаправленных медийных акциях, где то или иное событие преподносится в пользу радикалов. С этим понятно, и с этим нужно бороться. Речь идет о побочном явлении при освещении, к примеру, их митингов, то, как это преподносится. Покрыть побочность освещения событий можно через: комментарии профессионалов – экспертов, проведение общественно значимых PR кампаний среди молодежи, категорический запрет появления теледиспутов с участием подобного рода настроенными элементами. Более того, отсутствие определенной четко выверенной идеологической платформы негативно влияет на межнациональный климат. Рассыпчатость в сфере идеологии под влиянием псевдодемократических воззрений воспринимается националистами как слабость власти.
Не способствующим консолидации общества также следует отметить такую тенденцию - ангажированные своей близостью к властям различные молодежные организации и движения («Молодая гвардия», «Наши») превращаются в бюрократизированные институты. Бесславный конец опыта комсомола может быть полезен тут в качестве назидания. Комсомол, который хоть и начинался как проект властей 30-хгодов прошлого века, но всё же нес на первоначальном этапе фактор неформальности, где самореализация молодого человека ставилась во главу угла, а не принцип «для галочки». Выбить почву из-под ног новоявленных радетелей – вот первостепенная задача не только власти, но и общественности, как в центре, так и на местах.
Д.И. Сардалов
АЗЕРБАЙДЖАН. Российский наставник передумал покидать азербайджанский футбольный клуб
АЗЕРБАЙДЖАН. День национального возрождения отмечается в Азербайджане
АЗЕРБАЙДЖАН. Лейла Алиева приняла участие в круглом столе по охране Каспийского моря на COP29
СЕВАСТОПОЛЬ. Бастрыкин потребовал отчет по делу о теракте в Севастополе
АБХАЗИЯ. Не опасно ли сейчас ехать в Абхазию: все, что нужно знать туристу о ситуации в республике
Участников Парламентской встречи на COP29 пригласили на Невский экологический конгресс
АБХАЗИЯ. Абхазская оппозиция не уходит из правительственных зданий в Сухуме
АБХАЗИЯ. Кризис в Абхазии: власти и оппозиция продолжат переговоры завтра
Русско-осетинский словарь для школьников создали в Северной Осетии