Пресс-секретарь чеченского правозащитника делится с читателями «ВР» особенностями национального PR-а.8 лет назад, 28 июля 2003 года, министром труда и соцразвития России было подписано постановление о внесении квалификационных характеристик специалистов по связям с общественностью в Общероссийский классификатор профессий рабочих. Ровно через год российское PR-сообщество впервые отметило день государственной регистрации профессии. Именно тогда появилась традиция ежегодного празднования Дня PR-специалиста.
Сегодня по мере налаживания мирной жизни и динамичного развития и в Чеченской Республике наблюдается не только процесс возрождения и развития основы медийной сферы – журналистики, но и становления такого направления, как связи с общественностью. Достаточно сказать, что в различных республиканских министерствах и ведомствах успешно функционируют десятки пресс-служб, которые уже успели зарекомендовать себя как профессиональные команды не только в масштабах республики страны, но даже на международной арене.
Одним из ярких представителей когорты чеченских PR-ассов является начальник отдела по связям с общественностью и СМИ аппарата Уполномоченного по правам человека в ЧР – пресс-секретарь чеченского правозащитника Роза Сатуева, которая недавно стала победительницей Всероссийского конкурса «Пресс-служба года». С ней мы и встретились в канун профессионального праздника.
- Роза, в первую очередь, позвольте поздравить Вас с замечательной наградой – Вы названы лучшим пресс-секретарем в России! Это предмет гордости для всей нашей республики. Однако, вместе с тем, это и большая ответственность…- Спасибо. Конечно, это, прежде всего, большая ответственность. На церемонии награждения в Москве, когда мне вручали приз, я сказала, что на этом конкурсе представляла не только свое ведомство, но и всю республику, а это миссия почетная и ответственная. Это действительно так. Для меня участие в конкурсе – это часть работы, которую делаю. Ты, конечно, можешь не участвовать, это личный выбор – участвовать или нет. Но то, что мы делаем сегодня каждый на своем участке работы – идет в копилку имиджа нашей республики. Если мы работу делаем хорошо – будет плюс этому имиджу, если плохо – минус. Осознание этого накладывает большую ответственность на тебя. Победа в конкурсе – это не просто подведение итога твоей работы, оценка, но и тот самый плюс, который мы заработали для своей республики. Можно сказать, наш вклад в ее настоящее и будущее. Нужно отметить, что это не моя личная победа, а всего коллектива нашего отдела. Кстати, у нас были две награды – первое место в номинации «Пресс-секретарь года» и второе – в номинации «PR с нуля». Конечно, это не повод почивать на лаврах, а стимул трудиться еще упорнее, совершенствовать работу отдела, делать какие-то новые проекты.
- Насколько мы знаем, это далеко не единственная награда вашей пресс-службы и ее сотрудников, у вас много журналистских достижений. Что вы каждый раз чувствовали, когда ваша работа была оценена авторитетным жюри?- У нас в отделе собралась команда профессиональных журналистов. Это ребята, увлеченные тем, что делают, креативные, очень активные. Они участвуют и побеждают в престижных всероссийских и международных конкурсах. Среди них Международный конкурс имени первого Президента ЧР Ахмат-Хаджи Кадырова «Золотое перо», Всероссийский конкурс журналистов «Золотой гонг», Всероссийская премия в области общественно-политической журналистики «Власть 4», премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» и другие. Все эти победы и награды очень дороги нам, потому что это оценка нашего профессионализма. Они дают и уверенность в своих силах, и стимул для совершенствования своих навыков, повышения профессионализма. Моя первая победа в конкурсе журналистов, например, дала мне уверенность и стимул для дальнейшей работы. Тем более, что эта была статья, которую не приняли в газете, в которой я работала тогда. У меня были принципиальные разногласия по содержанию статьи с редактором газеты. Мне предлагали убрать из нее некоторые моменты, переделать, но я отказалась, забрала свой материал и отнесла в журнал «Нана». Статью мою взяли и опубликовали без всяких изменений. Именно эта публикация и выиграла конкурс. Эта победа дала мне осознание того, что я на правильном пути: главное – вкладывать душу в то, что делаешь и не поступаться своими принципами.
Очень значимой для нас была победа нашего ведомственного издания – газеты «Чеченский правозащитник» в конкурсе по освещению темы прав человека на фестивале журналистов «Вся Россия-2008», который проходил в г. Сочи. Мы первый раз участвовали в этом фестивале и понимали, что нашей молодой газете, которой едва исполнился год, тягаться с известными российскими печатными изданиями, имеющими солидный опыт, будет нелегко. И, к счастью, не ошиблись.
-Как Вы, будучи профессиональным журналистом, попали в пресс-службу?- Почему я из «свободного журналиста» перешла работать в пресс-службу? Я всегда очень болезненно воспринимаю несправедливость, остро переживаю любые проявления, связанные с социальным неравенством. И в журналистику меня привели именно проблемы людей. Мои материалы в основном были посвящены людям, попавшим в непростую жизненную ситуацию. Их судьбы, проблемы и беды находили отражение в моих статьях. Посредством своих публикаций я пыталась помочь человеку решить эти проблемы, либо обратить внимание тех, кто должен или способен помочь.
Именно это желание и привело меня в пресс-службу Уполномоченного по правам человека в ЧР, где я могла бы реализовать свои стремления в полной мере. Об этом государственном правозащитном институте я узнала впервые, когда пришла сюда по заданию редакции освещать какое-то мероприятие. Помню, самое первое, что меня поразило тогда – это отношение к посетителям. Внимание, вежливость, начиная с охраны. Доступность, открытость и отсутствие амбициозности у руководителей – это первое, что мне бросилось в глаза в ходе моего посещения. Во время встречи с руководителем этого института Нурди Нухажиевым (тогда это был Комитет правительства по обеспечению прав и свобод граждан) я поинтересовалась, чем они занимаются. И он так искренне, увлеченно и эмоционально рассказывал о том, что они делают, о проблемах людей, которые идут к ним, о том, что у них получается, а что нет.
В общем, этот человек настолько заразил меня тогда темой прав человека, что я стала частым посетителем в этом ведомстве. Здесь всегда было много людей, которые приходили за помощью и содействием к правозащитникам, и недостатка в фактических материалах для публикаций у меня не бывало. Я видела, какая большая практическая работа делается здесь, как оказывается реальная помощь людям. Велась масштабная работа, но про нее никто не знал, деятельность этого института мало освещалась, и многие люди даже не подозревали о его существовании, о том, что можно прийти сюда и получить реальную помощь. Я тогда говорила Нурди Нухажиеву: «Вы столько делаете, и никто об этом не знает. Вам нужна служба, которая смогла бы нормально организовать освещение вашей деятельности в СМИ, что может быть на пользу тем же гражданам». В ответ мне предлагали самой заняться этим, то есть, приглашали на работу, создать и возглавить пресс-службу.
Я не сразу решилась на это, потому что это было новое, непривычное для меня дело. Но позже я все-таки перешла в аппарат Уполномоченного по правам человека, когда отдел по связям с общественностью и СМИ был уже создан. Правда, был он в зачаточном состоянии, нас тогда было всего два человека – я и оператор. Конечно, было очень трудно, я страшно переживала, смогу ли оправдать доверие, ведь это такая ответственная работа. Но искреннее желание поставить эту работу на должный уровень, связи с журналистским сообществом, терпение, мудрость и профессионализм нашего руководителя Нурди Нухажиева помогли создать полноценную пресс-службу.
- Не только полноценную, но, как показало время, – одну из лучших в регионе. Вопрос немного из другой области. Недавно институту чеченского правозащитника исполнилось 5 лет. Не будет, наверное, преувеличением сказать, что никто не осведомлен о его работе так хорошо, как Вы. Расскажите об основных итогах деятельности ведомства и, в частности, вашего отдела.- Главный итог деятельности института Уполномоченного по правам человека в ЧР в том, что он состоялся как государственный правозащитный орган. В том, что в него поверили люди. Они идут к нам со своими бедами и горестями, за защитой своих конституционных прав. Это тысячи людей, которые поверили, что можно отстоять свои права законным путем. В нашем офисе им помогают в этом. Дают юридические консультации, представляют их интересы в суде, добиваются того, чтобы чиновники обратили внимание и решили их проблемы. Люди идут и со словами благодарности. Все это результат ежедневного кропотливого труда, рутинной работы. Многое зависит и от личности, человека, возглавляющего этот институт. Уполномоченный по правам человек в ЧР Нурди Нухажиев не случайный человек в правозащитной сфере, до прихода на эту должность он работал в неправительственном секторе правозащитной сферы. Его активная гражданская позиция, неравнодушие и участие в судьбе тех, кто приходит к нему за помощью, помогли прийти сегодня к такому итогу. И, конечно, вряд ли этот правозащитный институт состоялся бы без поддержки Главы ЧР Рамзана Кадырова, который глубоко осознает, что уровень обеспеченности прав граждан – это фактор, от которого зависит инвестирование капиталов в республиканскую экономику, проявление интереса к Чеченской Республике представителей российского и зарубежного капитала.
Что касается конкретно нашего отдела, мы занимаемся информационным обеспечением деятельности этого института, и я думаю, у нас это неплохо получается. Как я уже говорила, нам удалось создать полноценную пресс-службу. У нас большой текстовый, фото- и видеоархив, мы ведем сайт Уполномоченного, издаем ежемесячную газету «Чеченский правозащитник», готовим телевизионные проекты-передачи и фильмы. Мы не просто освещаем деятельность Уполномоченного по правам человека, но и занимаемся правовым просвещением граждан.
Помимо этого, мы принимаем участие в разработке проектов и программ по правовому просвещению населения, ведем специальные рубрики в газете «Чеченский правозащитник», в которых даются консультации юристов, публикуем ответы наших специалистов на вопросы читателей, столкнувшихся с какими-то проблемами в части обеспечения их прав.
- Какие традиции празднования Дня PR-специалиста имеются в вашем регионе, в частности, в вашем отделе?- Организовываем чаепитие с тортом, в ходе которого в неформальной обстановке говорим о своей работе, обсуждаем какие-то планы, вспоминаем какие-то смешные истории и ляпы из своей профессиональной деятельности. Иногда, если получается, встречаемся со своими коллегами из других пресс-служб, журналистами, с которыми также общаемся за чашечкой кофе или чая.
- А какими, на Ваш взгляд, качествами должен обладать хороший сотрудник пресс-службы, отдела по связям с общественностью?- Грамотность, эрудированность и коммуникабельность – это первое, что необходимо сотруднику пресс-службы. Без оперативности, максимальной включенности в то, что делаешь, и, конечно, без креатива, также не получится и хорошего пресс-секретаря.
- Не тянет ли Вас обратно в журналистику?– Наверное, нет. Иногда скучаю по «вольной» жизни журналиста, в которой нет каких-то временных рамок, есть свобода в выборе темы и т.д. В журналистике есть творчество. Ты выбираешь тему, работаешь над ней и конечный продукт твоего труда – это твой материал. Ты автор, у тебя есть имя. И это имя ты себе делаешь сам. Пиар-специалист – это, конечно, совсем другое. Здесь нет твоего имени. Ты – лицо компании, ее визитная карточка. И каким будет это лицо, зависит от тебя. В принципе, реализовать свои творческие амбиции удается и на должности пресс-секретаря. Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев, в аппарате которого мы работаем, создал нам все необходимые условия, чтобы мы могли реализовать себя не только в области PR, но и как журналисты, за что мы ему очень благодарны. Мы готовим авторские материалы на правозащитную тему, которые публикуются в печатных изданиях, выходят в эфире местных телеканалов. Очень тесно поддерживаем связь с журналистским сообществом, принимаем участие в различных форумах, семинарах не только в республике, но и за ее пределами. А это и живое общение, без которого в нашей работе никак нельзя, и повышение профессионального уровня.
Если бы меня поставили сегодня перед выбором: журналистика или PR-менеджмент, то мне очень трудно было бы предпочесть одно другому. Здесь, конечно, свои сложности, и, тем не менее, работа эта очень интересна. Она не дает расслабиться, потому что требуется постоянная включенность, мобильность, собранность. Ты – связующее звено между СМИ, общественностью и ведомством, которое представляешь. Если в журналистике ты, как автор, отвечаешь за свой материал, то пресс-секретарь, можно сказать без преувеличения, отвечает за лицо целой компании. То есть здесь он является не просто автором статьи, фильма, а автором имиджа, который он создает своему ведомству.
- Что для Вас самое трудное в работе?- Сложно ответить, что является трудностью в работе. Перед нами поставлена конкретная задача, которую мы должны решать. Что-то мы делаем легко, а что-то сопряжено с определенными трудностями. Пресс-секретарь несет персональную ответственность за информацию, которую отдел выдает в СМИ. А работаем мы со специфической информацией. Во-первых, она связана с деятельностью государственного института, во-вторых, с правозащитной сферой, что предполагает работу с юридической терминологией, с различными правовыми документами. У нас просто нет права на ошибку.
Так же, как и в журналистике, в пресс-службе работа не заканчивается после окончания рабочего времени. Мы всегда – на работе, дома, в рабочие, выходные дни – на службе. Как говорят ребята из нашего отдела, мы всегда на боевом посту.
Очень часто приходится жертвовать ради работы своим личным временем. Но такая, как говорится, у нас служба. Самое главное – любить свою работу. Мне интересно ее делать, и поэтому все мои жертвы компенсируются моральным удовлетворением, которое получаю от того, что делаю.
- Спасибо за познавательную беседу.
Зелимхан Яхиханов №150 (1583) 17 августа 2011г
checheninfo.ru
Источник информации : «Вести республики»