Не удивительно, что в стране функционирующей не в режиме реальной экономики и конституционного государственного управления, а в режиме управления обществом путем информационных технологий важнейшее место занимают информационные провокации. Важно иное, оные масштабные информационные провокации, порою поднимающие всю Россию на дыбы, изучению практически не подвергаются. В числе их операция «Остенде» и операция «Кондопога» от 2006 г. Их изучение представляет собой не только теоретический интерес, о чем говорят факты, связанные с недавней операцией по разжиганию межнациональной ненависти названной нами «лагерь «Дон».
Операции 2006 г. были проведены на базе переживаемой русским народом стадии этнической самоидентификации в своеобразной форме тревожной этнической мобилизации. Когда утраченное было "государственно-имперское" самосознание быстро заполняется ценностями самого радикального свойства связанных и с формированием устойчивой ненависти к "инородцам". В этом плане весьма специфична роль российских СМИ и в целом Интернета затеявших против «чужих» перманентную информационную войну.
Так, показательная, в плане будирования в российском обществе "племенной" ненависти операция «Остенде" началась 19 августа 2006 г. с весьма заурядной драки в рядовой дискотеке "Карре Бич" курортного городка Остенде, что во фламандском регионе Бельгии. Не в России! Неспроста именно это незначительное "событие" приковало к себе вдруг внимание всех новостных российских агентств (давших о нем развернутые оценки), главных телеканалов страны, общероссийских газет, не говоря уже о националистической прессе и многочисленных коричневых сайтов форумов Интернета.
Оказалось, что участниками инцидента в дискотеке "Карре-Бич" выступили полтора-два десятка молодых чеченцев – иммигрантов, спровоцированных оскорблениями в их адрес, со стороны 30 охранников (арабы-марокканцы), которые в обоюдной драке были избиты. Одно из бельгийских агентств и несколько газет страны дали о заурядной драке весьма искаженные сведения, которые не были подтверждены ни полицией, ни прокуратурой.
Чеченская община в Бельгии, насчитывающая свыше 5000 человек, жестко и публично осудила молодых хулиганов, посчитав их действия, оскорблением для имиджа чеченцев в стране пребывания тем более в свете трагедии, переживаемой чеченским народом.
Другое дело в родной для чеченцев России. Здесь была развернута поистине тотальная информационная операция с моментальной выработкой соответствующих образов, с подачи, в первую очередь, таких газет, как "Известия" и "Комсомольская правда". Если верить их сообщениям то представлялось, что в "тишайшем фламандском захолустье – курортном городке Остенде" (М.Соколов) вооруженная «банда чеченцев" в несколько десятков человек, пользуясь клюшками от гольфа и бейсбольными битами, совершила нападение на посетителей дискотеки "Карре-Бич", в ходе которого избила мирных отдыхающих и ограбила до 100 (!) человек.
Интернетовское новостное издание Rambler-MassMedia в сообщении от 21 августа 2006 г. (Михаил Первушин), рассказав о событиях в Остенде, добавило еще и материал "о чеченском налете на дискотеку в городе Брюгге, в результате чего также были покалечены и ограблены десятки людей". На деле в бельгийских газетах речь шла о передаче расследования драки в г. Остенде в прокуратуру г. Брюгге, не более того. Но так хотелось огня…
Известие о драке в Остенде нанесло многим российским журналистам, публицистам и рядовым участникам националистических форумов тяжелую психическую травму, несовместимую со здравым смыслом. Договорились до того, что чеченские беженцы не только "терроризируют Бельгию", но и поставили "в соответствующую позу» всю «политкорректную Европу"!
Между тем выяснилось, что в том же г. Остенде 19 апреля 2006 г. в одной из местных дискотек (кстати, по соседству с «Карре-Бич») произошла еще более массовая драка, в ходе которой были разбиты окна, витражи и сломана мебель. Полиция задержала несколько десятков драчунов, среди которых лидировали русские иммигранты. Тем не менее, российские СМИ обошли эту сенсацию глухим молчанием. Хуже того, в самой России происходят сотни и тысячи драк на дискотеках порой с участием целых толп и с кровавым исходом. Не редкость драки с кровопролитием на танцах в европейских городах с активным участием так сказать сугубо «местных».
24 августа 2006 г., общероссийская газета "Известия" ознакомила страну со страстным публицистическим обращением "Волк в овчарне" платного сотрудника М.Соколова. Не 15-20 хулиганов, а весь двухмиллионный чеченский народ был сотрудником распят и заклеймен по канонам племенной ненависти: "волки", "хищники", "занятие вооруженным бандитизмом", люди, которым неведомы простейшие этические правила, и т.д.
Корреспондента "Комсомольской правды" Андрея Алексеева специально командированного за рубеж решительно не устроила основная версия бельгийской прокуратуры в оценках произошедшего в Остенде: "случайная ссора". Выяснилось также, что А.Алексеева гложет серьезная тревога за будущее Западной Европы, которая, по его словам, "запустила себе "под кожу" 200 тыс. беженцев из "горной кавказской автономии". Как бы даже «автономия» и не российская.
С точки зрения политической целесообразности можно понять организаторов и исполнителей "операции Остенде" только в одном случае - если она проводилась в формате идеологической борьбы с ичкерийской пропагандой за политические предпочтения чеченской диаспоры в Европе. Но на практике операция вылилась в демонстрацию звериной ненависти не только ко всем чеченским беженцам в Европе без разбора, но и к чеченскому народу вообще. А это обстоятельство прямо затрагивало некоторые основы национальной безопасности Российской Федерации. Но авторам и вдохновителям грязной операции России жалко не было.
В контексте разоблачения "операции Остенде" следует, прежде всего, сказать о чеченской - скорее даже чечено-ингушской диаспоре в Европе. Она образовалась в результате бегства российских граждан чеченской и ингушской национальности от тяжелых тягот войны и прямой опасности для жизни и свободы (наряду и с обычной трудовой миграцией в поисках лучшей доли). Так, на сегодня в Европе от 40 до 60 тысяч вайнахов, выехавших из России, главным образом, в 1999-2005 годах. Кстати, в последние годы, благодаря энергичным мерам, республиканских органов власти в Чечне, эмиграция практически сошла, на нет.
Как ни парадоксально, те же чеченские беженцы в Европе не политизированы и им не свойственно участие в активной антироссийской пропаганде. "Информационному шуму" вокруг «чеченского» вопроса на Западе мы обязаны главным образом похищениям граждан на Северном Кавказе, отдельным дерзким вылазкам боевиков и пропагандистским выступлениям десятка – другого беглых ичкерийских функционеров, зарабатывающих себе хлеб на чеченской трагедии.
Известно, что получить право на постоянное жительство, в странах Западной Европы чеченские беженцы могут с большей легкостью в одном случае: заявив, что имярек "участвовал в вооруженной борьбе чеченского народа против Российской армии". Тем не менее, даже под угрозой отказа в предоставлении убежища и высылке в Россию, чеченские беженцы в массе своей не идут на сделки с совестью. Они хотят, в конечном счете, законным образом вернуться на родину.
Между тем, благодаря организаторам и исполнителям "операции Остенде" отчетливо вырисовывалось, что Россия позиционирует себя врагом своих же соотечественников. А ведь за исход чеченских беженцев из России ответственность несет, прежде всего, российская власть, не выполнившая перед собственными гражданами своих прямых обязательств.
Следует признать, что благодаря указанной информационной операции, проведенной в России силами российских СМИ, наша страна и российское общество высветились перед всем миром в пароксизме национальной ненависти. Попытка экспортировать из России животную ненависть к одному из кавказских народов в страны Европейского Союза могла привести лишь к усилению на Западе муссирования тезиса (говоря словами М.Соколова) "о порочности русских вообще".
Не успела операция «Остенде", развернуться в полномасштабную промышленную линию по производству племенной ненависти и смыслов озверения, как в традиционно несчастливом для России августе месяце грянула Кондопога. Операция «Кондопога" выросла на благодатной почве, которую подготовила в краткосрочном режиме операция «Остенде". Кондопога стала куда более разрушительной и опасной для коренных основ не только государства, как такового, но и нынешней системы власти. Оказалось, что опасно испытывать общество сомнительными, а по существу, провокационными информационными операциями в самый пик перехода русского народа к осознанию новой картины восприятия мира и собственного положения в стране.
Операция «Кондопога" масштабна и дерзка. Ее авторы и исполнители практически сумели легитимизировать в обществе идеологему, остававшуюся уделом маргинальных политических групп и анонимных форумов интернета – идеологему, основанную на противопоставлении народов по признаку крови и расы: "мы" - русские и "они" - все остальные (в просторечии «кавказцы», "черные").
Вот, современный яркий образчик манипулирования сознанием: статья Ирины Тумановой в газете "МК в Питере" (13.09.2006), из которой следует, что у чеченцев "вероломство – доблесть", а "нормой стало людей убивать". Поэтому, с грязным пафосом пишет И.Туманова "громили (в Кондопоге. – Авт.) адресно – чеченцев. Громили так, что утром 3 сентября мусор с улиц увозили на грузовиках…. Припомнили все". И еще от Тумановой: "Кондопога показала, что война, принявшая вялотекущий и какой-то бесконечный характер, расползается по стране вместе с гражданами чеченской национальности…. Хуже того: эта война ползет по миру, в те страны, куда прибывают беженцы". Это называется мостик к операции «Остенде". Вот так, плавно, одна информационная диверсия перетекала в другую и обратно: Остенде – Кондопога, Кондопога – Остенде!
Указанную взаимосвязь тот же М.Соколов подтвердил в той же газете "Известия" (05.09.2006): "появление таковой же общины (чеченской. – Авт.) … нарушило мир в бельгийском Остенде….". А поджоги и погромы в Кондопоге, по мысли автора стали "действенным средством вразумления…" инородцев.
Тезис о долготерпении "северян" и наглости "южан" запустил в информационный оборот сам глава Республики Карелия С.Катанандов: "Главной причиной (погрома. – Авт.) стало то, что на наших глазах группа представителей другого народа вела себя дерзко и вызывающе, игнорируя менталитет нашего народа. Северных людей надо долго доводить. В общем, я понимаю чувства тех людей, которые вышли на улицу. Мы сделаем все возможное, чтобы зачинщики были наказаны и права граждан России, в том числе уроженцев Кавказа, соблюдались. Наша цель – выгнать отсюда наглую дерзкую молодежь, которая нас не уважает (подч., нами. – Авт.)". И подобные погромные разговорчики публично на всю страну вел руководитель целой республики. В общем, не по закону, так по понятиям!
В свете того, что конфликт в Кондопоге в сухом остатке коренился в попытках местных уголовных братков подмять "пришлых" (с уплатой дани) и в ксенофобской истерии рядового обывателя (до того запуганного СМИ, что для него любой чеченец представляется исчадием ада), откровения главы Карелии выглядят весьма симптоматичными.
Благодаря отрицательному образу "пришлых", тысячи погромщиков Кондопоги, безусловно совершившие в эти дни тяжкие уголовные преступления в одночасье вдруг стали жертвами, а жертвы, соответственно, злодеями, глубоко виноватыми перед "коренным населением".
Здесь одно племя предъявило голый счет крови другому и неважно, за что и как были лишены жизни пострадавшие из числа большого племени. Конечно, при этом невольно возникает вопрос о позиции собственно племени карелов - государствообразующего этноса Карелии. Ведь собственно, что русская община, что чеченская община в Карелии не являются «коренными». Открывшаяся картина оказалась удручающей.
Объективно сложилось так, что именно русская община в течение новейшей истории грубо нарушала в национальной республике баланс интересов. С 20-х годов ХХ в. численность карел (совместно с родственными вепсами и финнами) в Республике Карелия сократилась с 43% от общей численности населения до 10-11%. И наоборот, доля русских здесь, главным образом за счет миграции, возросла до 76%. Если в советское время карелы составляли 35% руководящих работников всех уровней, то теперь карелы добиваются выделения квоты в 7 депутатских мест в республиканский парламент (впрочем, безуспешно). Карельский язык даже формально не является государственным. Кстати, в целом по России за 15 последних лет численность карелов снизилась со 125 тысяч до 93 тысяч человек. Надо откровенно признать, что ситуация с карелами складывается таким образом, что древний самобытный народ вытеснен «пришлыми» на обочину истории.
В карельском городе Кондопоге на 36-40 тысяч русского населения приходилось несколько сот кавказцев, из них по разноречивым данным прессы от 50 до 70 чеченцев (несколько десятков семей). В экономике города и района они все скопом играли ничтожную роль. Собственно экономика Кондопоги держалась и держится на мощном целлюлозно-бумажном комбинате с миллиардными оборотами. Однако национальная принадлежность его владельцев, чьей собственностью по существу и является весь город с его окрестностями, кондопожцев почему-то никак не заинтересовала.
Выясняется, что чеченцы владели в Кондопоге 2-3 магазинами, одной небольшой мебельной фабрикой и десятком палаток на местном рынке. Но повели себя чеченцы, селившиеся здесь с 1999 г. "дерзко и вызывающе", что выразилось в отказе платить дань "нашим". Они осмелились выказать неуважение местной уголовной братии и бизнесу (представленному, так же братками). Дурному примеру последовали и другие кавказцы, тем самым "игнорируя менталитет нашего народа".
Длительный конфликт уголовного мира и кавказцев вылился в антикавказский погром еще в начале августа 2003 г. Три дня уголовники и завезенные ими на автобусах десятки бывших десантников громили в Кондопоге рынки и избивали неугодных. "Но тогда удалось избежать тяжелых последствий – рассказывает лидер чеченской общины Магомед Матиев – несколько человек с небольшими травмами попали в больницу". Зачинщики драки из числа "нашего" народа были задержаны и осуждены, но просидели недолго. Выйдя на свободу, они твердо заявили кавказцам, что заставят их платить дань или выгонят из города, но от открытых враждебных действий воздерживались.
Своеобразное состояние "ни войны, ни мира", наступившее после событий 2003 г. и было нарушено 29 августа 2006 г., когда преступная группа, состоящая из профессиональных убийц и рецидивистов, собрав вокруг себя приблатненную сочувствующую молодежь, устроила драку в ресторане "Чайка" принадлежащем гражданам России, азербайджанцам братьям Имановым.
В ходе драки были избиты работники ресторана (один из них ранен ножом), а 3 молодых чеченцев из числа посетителей едва спасли свою жизнь, обратившись в бегство. Драка шла под лозунгами: "Бей чурок", "Чурок вон из города". Вызванная барменом милиция (дело в том, что влиятельные братья Имановы не нуждались в чьей-то "крыше", бармен вызвал именно милицию), не освободила ресторан от присутствия хулиганов, к которым, заслышав о драке, подтягивались все новые силы. К половине третьего ночи (30 августа) здесь, уже на улице, отмечали "победу" до 50-60 человек. По существу, массовые беспорядки в городе уже начались. В этот момент к ресторану подъехали 7 чеченцев (из них трое – избитых ранее), с целью выяснить причины нарушения нейтралитета.
Толпа, жаждущая драки и крови, опьяненная алкоголем и предыдущей "победой", забросала их машины обломками кирпичей, а затем набросилась на чеченцев с ножами, дубинками и заточками столь яростно, что те были просто смяты. В ходе нападения, погромщики сплелись в клубок и наносили в тесноте и темноте удары с таким остервенением, что зарезали двоих и тяжело ранили до 10 человек.
Сотрудников патрульно-постовой службы, находившихся на месте происшествия, упрекали в том, что они "не стреляли", но те резонно отвечали: "Когда драка – это клубок! В кого стрелять?".
Утром 30 августа город охватил массовый психоз: оказалось, что "наши" в половине третьего ночи просто стояли перед рестораном "Чайка". Подъехали чеченцы, исполнили "боевой зикр" (?) и с возгласами "бей русню", начали резать и бить "наших", целя исключительно в спину. По «утвержденной» версии, "кровожадные" чеченцы напали на "мирных посетителей" ресторана.
К 2 сентября 2006 г. массовые беспорядки, в Кондопоге начавшиеся в ночь с 29 на 30-е августа переросли в масштабный погром: сжигались и грабились магазины, палатки и машины, принадлежащие азербайджанцам и чеченцам. Был сожжен и ресторан "Чайка" братьев Имановых. Погром, как-то и бывает, плавно перерос в политическое выступление населения города против местных властей, якобы потакавших представителям "другого народа".
Должным образом сработал республиканский ОМОН или СОБР, переброшенный из Петрозаводска: действия погромщиков были жестко пресечены, до 100 человек задержано, а семьи чеченцев взяты под охрану и вывезены в безопасное место. Не легла под "братков" и местная милиция.
Безусловно, чеченский народ, как и любой другой российский народ, имеет своих достойных и недостойных граждан в стандартном для страны соотношении. Дело молодых чеченцев, задержанных в Кондопоге по подозрению в убийстве, очень долго находилось в стадии следствия. Долго шел и суд. Но уже были все согласны, что убили "они" по природной своей жестокости. Есть серьезнейшие основания полагать, что и процесс и жестокий приговор по делу был подогнан под искусственно созданные образы и ожидания толпы.
Информационные издания страны показали, что для раскрытия события, где замешаны "мы" и "они", редакции и журналисты не нуждаются в фактах. Тем более они не нуждаются в знании положений Конституции Российской Федерации и соответствующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Вообще в оценках Кондопоги право как таковое было публично оставлено за скобками всеми, включая и представителями властей. Так, "Комсомольская правда" заявляла, что Кондопога наконец "сбросила чеченскую крышу", газета "Известия" в своих оценках до последнего дня осталась верной родоплеменному видению событий в Кондопоге, замешанном на ценностях античеченской фобии.
Многочисленные интернетовские издания захлебывались от злобы к врагам "нашего народа". Например, автор Newsinfo Михаил Никитский прямо заявил по поводу кондопожских событий: "Терпение русского, кажется, иссякло. Под ногами агрессивных и наглых пришельцев начала гореть земля". Редкие либеральные и даже национальные (включая чеченские) СМИ скорбно посчитали, что "нельзя из-за преступлений нескольких лиц" (так!) обвинять целый народ.
Наконец, 4 ноября 2006 г. в праздничный день народного единения на улицах и площадях ряда российских городов прошли "русские марши" под националистическими лозунгами "Кондопога – город герой", "Равнение на Кондопогу", "Россия для русских" и т.д. А ведь лозунг "Россия для русских" в современных условиях может быть реализован исключительно в форме "Россия без татар, ханты, манси, мордвы, чукчей, якутов, чеченцев, карелов, и их земель". Разумеется, так же без существующей власти и, в целом, с утратой фундаментальных основ общественно-политического строя Российской Федерации, образца 1993 г. Но радикальных националистов это не только не пугает, но даже вдохновляет. Марши продолжаются, по сей день.
Многие хотели видеть в «Кондопоге» начало разрушения Российской Федерации, распада российского социума как такового. Но вряд ли следует из-за событий в Кондопоге или провокационных лозунгов "русского марша" выстраивать трагически окрашенные эсхатологические прогнозы. Русский народ – это, безусловно, великий народ и как таковой он обладает неисчерпаемыми моральными и культурными базовыми ценностями, которые невозможно размыть самым оторванным радикалам любых мастей. И, именно бесспорные достоинства делают русский народ и Россию центром притяжения для многих народов Кавказа и Евразии в целом.
Единственным интерпретатором карельской трагедии стал по определению политолога С.Маркедонова руководитель Чечни Рамзан Кадыров. Именно он заявил, что Российская Федерация может повторить судьбу СССР, если не справится с ситуациями, подобными кондопогской;
Настоящая попытка анализа информационных провокаций в национальной сфере показывает, что в нашем государстве и обществе существуют совершенно бесконтрольные (или подконтрольные) силы, которые откровенно ставят и свободно реализуют задачи по расшатыванию политической ситуации в Российской Федерации, путем соответствующих информационных операций.
Отсутствие внятной реакции на действия названных сил (имеющих конкретные адреса) на фоне достаточно тревожно проходящей этнической мобилизации русского народа усугубляет проблему и увеличивает затратность ее решения в будущем.
Вместо эпилога: события, последовавшие за убийством в ходе законной самообороны кабардинцем А.Черкесовым 6 декабря 2011 г. обученного костолома из закрытого «футбольного» клуба «Union», криминальной нацистской организации по идеологии, практике, целям и задачам, едва не поставили страну на грань гражданского конфликта. Разразилась Манежка…
К сожалению, факты говорят, что власть в данном конфликте формально пытается опираться на обе стороны. Но одна из этих сторон - нацистское подполье и симпатизирующая ему часть русского общества, существующую российскую власть ненавидит как «нерусскую», столь же яростно и искренне, как и «инородцев». Она готова на развязывание в стране всеобщей войны «всех против всех!» даже с риском разрушения страны. В данный момент нацистское подполье стало на путь организации массовых выступлений и подлых убийств из-за угла беззащитных людей исключительно по национальным мотивам.
Другая сторона – значительная часть российского общества, включая коренные народы Российской Федерации, находится в состоянии недоумения. Тем более что виновники националистического шабаша на Манежной так и не названы, делаются даже попытки оправдать их выступления социальными и патриотическими мотивами. Остается сожалеть, что отдельные лица из «власть предержащих» по непонятным для широкой публики мотивам позволяют себе открыто заявлять приязнь к «нашим мальчикам» (в их числе Егор Свиридов) и неприязнь не к «нашим».
Вызывает противодействие демонстративное преклонение, демонстрируемое деструктивными силами по всей Российской Федерации перед образом новоявленного русского Хорст Весселя – рядового Буданова, «умученного» за свои преступления.
Неизбежно возникает вопрос: неужели у нас определились любители порулить целой ядерной державой методом «управляемого хаоса». Если это так, то весьма опасные деньки предстоят для России, да и для всего мира учитывая статус нашей страны. Если эту авантюристическую тенденцию не преодолеть проблема развязывания межнациональной войны в России обязательно станет проблемой международной.
В современном интернете гражданская война в России уже ведется давно. Мировая история не знала такого накала и таких масштабов выражения звериной ненависти со стороны т.н. «национал-патриотов» к собственным согражданам другой национальности и веры. Причем все это обрушивается на головы россиян в разнообразных направлениях, формах и средствах настоящими профессионалами информационной войны. Один клик в Яндексе «русские против кавказцев» дает миллионы материалов, самого чудовищного свойства. Здесь сформировалось громадное сетевое сообщество, построенное на ярой пропаганде нетерпимости и войны.
«Они» утверждают, что преступность в России имеет этническое лицо и этим лицом являются именно кавказцы. Хотя статистика убедительно показывает обратное: в нашей стране если и не монополию, то, по крайней мере, пальму первенства в совершении преступлений держат русские преступники, и не в силу естественно какой-то национальной порочности, а в силу определенных объективных причин, рассмотрение которых остается здесь за скобками. «Они» ненавидят и требуют для них главного: или уничтожить физически инородцев (на сегодня «кавказцев) или обеспечить жесткую расовую и этническую сегрегацию (других проблем для них в России нет).
На службу этим и другим столь же «гуманистическим лозунгам» поставлена практически вся мощь интернета и немалое число национальных и региональных печатных средств российских СМИ. Война всегда происходит вначале в головах, а затем на практике. А в головах, к сожалению, она идет уже давно.
Таким образом, благодаря многолетним усилиям грязной черносотенной пропаганды, растущим амбициям нацистских и фашиствующих организаций и движений, ухудшению социально-экономического положения миллионов россиян (вызванного объективными и субъективными причинами), реализации недопустимых авантюристических проектов канализации внутриполитической напряженности в сферу межнациональных отношений через информационные провокации, мы получили то, что имеем.
Ислам Баудинов
checheninfo.ru