Нет сомнения, что религия занимает в жизни того или иного общества весьма важное положение. Она определяет порой сам ход развития этого общества. Известно также, что Адам, мир ему, прародитель человечества был монотеистом, т.е. мусульманином. Несмотря на чистоту первоисточника религиозных знаний, разные народы в разные периоды времен отходили от монотеизма. По сути, отход от монотеизма происходил через его «засорение» политеистическими представлениями невежественных людей, которые по тем или иным причинам (жажда власти, богатство, психические расстройства и т.д.) предпочли адаптировать единобожие к собственным представлениям о Боге. Кстати, опираясь на исторические хроники, можно утверждать, что Ислам пришел в Чечню ещё в 8 веке. Другой вопрос уже его распространение, который завершился во второй половине 19 века.
Итак, вспомним государство Урарту. В разные исторические эпохи менялись религиозные верования предков чеченцев и ингушей (вайнахов, нахов). Со времен хуррито-урартских государств (III-I тысячелетии до н. э.) пришло язычество. У каждого явления природы, у каждого небесного светила был свой бог. Люди приносили жертвы богу солнца, дождя, войны, любви, плодородия. Имена некоторых богов дошли до наших дней как чеченские мужские и женские имена: Халад, Ану, Аштати, Нанна, Кибела, Кужух и другие. Еще одна память о язычестве – принятые у чеченцев клятвы. Например: «клянусь золотым солнцем», «клянусь землей», «клянусь хлебом». Последнее, дезавуировано представлено в причудливой формулы клятвы, приносимой на хлебе в нынешние времена некоторыми несведущими современными мусульманами, когда они говорят: «хьокху Къур`анора…». Тем самым ассоциируя хлеб («основа жизни») с Кораном, что, как известно по нормам шариата считается уже многобожие, т.к. клятва кем-то или чем-то помимо Всевышнего есть акт многобожия.
О языческом и прошлом предков чеченцев и ингушей рассказывают легенды и предания, памятники древней и средневековой материальной культуры, открытые археологами. Но начнем с периода проникновения христианства на территорию Чечни, которое пришло к нам из Грузии. Не будем затрагивать политические и стратегические мотивы данного явления, остановимся лишь на историко-культурных его аспектах.
Три древнейших христианских храма - Тхаба-Ерда, Алби-Ерда и Таргимский - находятся в Ассиновском ущелье. Похожие храмы и церкви, согласно преданиям, были и в других местах горной части Чечни. Этот памятник христианства специалисты датируют 10-м веком н.э. Его строили грузинские зодчие, замыслив как крупнейшую из церквей на центральном Кавказе. Процесс христианизации чеченцев и ингушей продолжался в период правления грузинской царицы Тамары (1184-1207 гг.)
Грузинско-чеченские связи периода христианизации подтверждены и находками на территории Чечено-Ингушетии древних пергаментных рукописных псалтырей, в которых использовался грузинский алфавит. Один из них был обнаружен в конце 19 в. в храме Тхаба-Ерды. Который, кстати, по мнению историка М.Б.Мужухоева («Проникновение христианства к вайнахам») был возведен на месте языческого капища, посвященного божеству «Тхаба». Это имя по этимологии можно сопоставить с древним нахским языческим божеством «Тхьа». Другой - был найден в начале 20 века в святилище Маго-Ерды в горной Ингушетии. Кроме того, некоторые дни недели у чеченцев до сих пор называются словами из грузинского христианского календаря. Это - понедельник, пятница, суббота и воскресенье. Чеченское название креста «жаар», к примеру, созвучно грузинскому «джвари», что подтверждает теорию о проникновении христианства на Северный Кавказ через Грузию. Под влиянием христианской религии в нахских общинах появились такие имена, как Адам и Хава (Ева).
Период христианизации был в исторической перспективе весьма недолгим. В 13 веке татаро-монголы нанесли сокрушительный удар по Грузии, и миссионерская деятельность грузинской церкви среди кавказских горцев прекратилась. Татаро-монгольское нашествие пагубно сказалось и на жизни других народов Кавказа, в том числе чеченцев. Запертые в труднодоступных горных ущельях, они были отрезаны от равнинных областей, оторваны от внешнего мира. А построенные христианские храмы были брошены на произвол судьбы.
Жизнь в горах вернула чеченцев к дохристианским верованиям. Вновь расцвело язычество. Впрочем, древних божеств, связанных в сознании чеченцев с силами природы, народ, оказалось, и не забывал. Об этом свидетельствуют постройки-святилища в честь богов-покровителей, возведенные как раз в период активного распространения христианства - в XII-XIII вв. Некоторые христианские храмы были перестроены в соответствии с нуждами языческих ритуалов. О переплетениях язычества и христианства в горной Чечено- Ингушетии вплоть до конца 19 века свидетельствуют многочисленные исторические факты и народные предания.
В сложном пантеоне языческих божеств средневековья были почитавшиеся всеми Дела, Тушоли, Мятцил, Сиели, Ерды, Молыз-Ерды. Кроме того, своих богов почитали отдельные группы поселений. Богов-покровителей имели также отдельные села и даже некоторые семьи.
У жителей Джейрахского ущелья, основу хозяйства которых составляло скотоводство, наибольшим почитанием пользовалось божество Галь-Ерда. В записанных этнографами молитвенных обращениях к этому богу интерес представляет, в частности, их социальный аспект. В них есть такие слова: «Кто не любит тяжелого труда для насущного хлеба, пусть те люди никогда да не восторжествуют над нами…»
В период позднего средневековья в чеченском обществе заметно усилилась роль жречества. Жрецы, как посредники между божествами и людьми, были окружены ореолом святости и неприкосновенности. Они одевались в белое. Жрец первым во время моления обращался к божеству, освещая жертвоприношения. Только он один, (а другие лишь с его разрешения) могли входить в святилище. Жрецы, почитались за ясновидящих. Они предсказывали урожай, погоду, время начала сельскохозяйственных работ, занимались медицинской практикой. К жрецу обращались в трудные для семьи или всего общества дни – в случае неурожая, болезни и т.п., с надеждой, что он укажет средство, которое поможет устранить беду. И чаще всего в качестве такого средства предлагалось жертвоприношение.
В обязанности жрецов входило поддержание социальной стабильности в обществе и решение вопросов гражданского права. Они также охраняли имущество, принадлежавшее святилищам - многочисленную храмовую утварь, скот, покосы и пашни. Этнографические материалы свидетельствуют, что храмовые пашни и покосы никогда не обрабатывались самими служителями культа. Для этой цели использовался труд общинников, которые по очереди проводили сельскохозяйственные работы на полях, кормивших жречество. Впрочем, часть продуктов шла на храмовые праздники и потреблялась сообща. Жреческая прослойка существовала и за счет ценных приношений верующих. Драгоценности, которые хранились в храмовых тайниках, были в ходе археологических раскопок обнаружены во многих святилищах.
Христианство не получило широкого распространения на территории Чечено-Ингушетии в 12-13 вв. Об этом свидетельствуют, в частности, погребальные ритуалы этого периода. Материалы археологических экспедиций показали, что покойника клали в склеп, снабжая его предметами быта. В их числе: вооружение – для воинов, предметы культа - для знахарей и т.п. При захоронениях мужчин к могиле подводили коня и конец узды давали в руку покойному. Похороны умершего сопровождались расточительными поминками, которые повторялись через год и через два. Смысл повторных поминок был в том, чтобы показать умершему заботу живых о нем, и тем задобрить усопшего. Страх перед покойниками был столь силен, что клятва и присяга на могиле считались самыми верными. Для усопших родственников каждая семья регулярно устраивала жертвенный ужин по окончании жатвы. Пересылка пищи на тот свет сопровождалась молитвой хозяина дома, из которой явствует, что чеченцы представляли загробную жизнь как продолжение жизни земной со всеми ее трудностями и радостями.
Особое место среди памятников, связанных со средневековыми религиозными культами вайнахов, занимают петроглифы - знаки на камнях, встроенных в стены башен, склепов, святилищ, а впоследствии - и мечетей. Такие же знаки присутствуют в орнаментах на одежде, утвари и предметах обихода. Это изображения человеческих рук - древний знак силы, могущества, мастерства; кресты, заключенные в круги; затейливые розетки и спирали - знаки солнца и небесных светил; фигурки людей, диких и домашних животных. Часто встречаются изображения свастики - одного из древнейших символов вечного огня и очищения. Рисунки-петроглифы на камне – памятники религиозной и художественной истории вайнахов.
Отсюда, однозначно ответить на вопрос, были ли все чеченцы язычниками нельзя. Тем более, нельзя сказать, что чеченцы изначально были ими, что явно противоречит словам Всевышнего, которые будут упомянуты ниже.. Скудность знания о древности дает нам возможность предполагать, что чеченцы на определенном этапе были язычниками. А если взять период средневековья, то он изобилует фактами поликонфессиональности Чечни, где язычество подчиняясь вновь пришедшей религии, мимикрируя, но все же сохраняла свои позиции (ритуалы, молитвы). Суждение же о том, что в средневековой Чечне, если так можно выразиться было абсолютное язычество также не приходится.
Вообще, сам факт явления язычества, по – моему мнению, следует воспринимать как отклонение от единобожия. По сути, на нашей чеченской земле шло определенное противоборство трёх религий. Это: Ислам, потерянный со времен Адама, мир ему, и который, в конце концов, утвердился на нашей земле. Это, пришедшее ему взамен язычество, которое временно одержало вверх над некогда процветавшим в горной части Чечни и Ингушетии христианством.
Вспомним, что верховным божеством вайнахского языческого пантеона был бог Дела. Об этом свидетельствует подчиненная роль других божеств, что можно проследить в молитвенных обращениях к ним. Дела сохранил свой ранг, и после принятия чеченцами Ислама (имя Дела в молитвах на чеченском языке отождествляется с именем Аллаха). По аналогии, у арабов во времена джахилии (язычества) Аллах, Свят Он и Велик, также воспринимался как верховный Бог, ниже по значимости, к которому были ещё около 300 божков. И в последствии, пришедшая вновь исламская религия очистила представление о Всевышнем. Тем самым, утвердив единобожие как возвращение авраамической веры в Аллаха, удалила пантеоны язычества. Соответственно, говорить о том, что Дела есть абсолютно языческое явление, пришедшее к нам с тех времен, когда у чеченцев бытовало язычество, слишком спорное мнение. Нельзя забывать, что, как сказано в Коране, «к каждому народу был послан свой посланник Аллаха, со своим законоположением», «и были они все мусульманами». На каком-то этапе своего развития мы потеряли монотеизм, дарованный нам Всевышним как драгоценное знание, погрязнув в иных религиях, придуманных самими нами или пришедших с других краев.
САРДАЛОВ Д. И.
checheninfo.ru