За две военные кампании на территории Чеченской Республики военнослужащие федеральных войск совершили массу преступлений в отношении гражданского населения и только единицы из числа военных преступников предстали перед судом. Немалая часть из них продолжает нести службу в правоохранительных органах и системе ФСИН, по старой памяти срывая свою ненависть на подвернувшихся под руку чеченцах. А те, в отношении которых все же были возбуждены уголовные дела, отпущены под «подписку о невыезде» и объявлены затем в федеральный розыск…
За что избили чеченцев в Нижневартовске?«Эти омоновцы говорили, что они недавно вернулись из командировки в Чечню. Что они никому не подчиняются, они хозяева и здесь, и там». Выходцы из Чеченской Республики, проживающие в городе Нижневартовск, обратились к правозащитникам c просьбой защитить их конституционные права на свободу и личную неприкосновенность.
Из коллективного обращения жителей города Нижневартовск, поступившего на имя Уполномоченного по правам человека в ЧР, следует, что их преследуют сотрудники местных правоохранительных органов по признаку национальной принадлежности.
Так, со слов заявителей, 10 сентября 2011 года, около 22 часов, в городе Нижневартовск они собрались с друзьями в кафе. Сотрудники ОМОН УВД города Нижневартовск, нагрянувшие неожиданно в кафе, не объясняя причин, стали их публично оскорблять. В кафе находились представители и других национальностей. Однако агрессия омоновцев была направлена именно против чеченцев. Затем молодых людей вывели на улицу и стали избивать, при этом высказывая оскорбления в адрес чеченского народа. Потом их грубо запихали в машину и отвезли в УВД, где в течение трех часов подвергали издевательствам и избивали, требуя покинуть Нижневартовск и «убираться к себе в Чечню».
. На «сборы» омоновцы дали им один месяц, угрожая в противном случае физической расправой в отношении тех из них, кто останется в пределах округа.
«Эти омоновцы говорили, что они недавно вернулись из командировки в Чечню. Что в Чеченской Республике еще продолжают нести свою «боевую» вахту сотрудники Нижневартовского ОМОНа со своим командным составом. Что они никому не подчиняются, они хозяева и здесь, и там», - говорится в обращении. Потерпевшие акцентируют внимание чеченского омбудсмена на том, что не стали бы обращаться к нему за помощью, если бы у них была надежда на помощь местных правоохранительных органов. Как пишут заявители, руководство местных правоохранительных органов, очевидно, разделяет мнение своих сотрудников и заявило о готовности их «прикрыть».
С просьбой проверить доводы заявителей и принять соответствующие меры по защите их конституционных прав, чеченский омбудсмен обратился к прокурору Ханты-Мансийского автономного округа и к Уполномоченному по правам человека в ХМАО.
Как следует из ответа прокуратуры ХМАО-Югра, в результате проверки обращения чеченского омбудсмена, 26 октября 2011 года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст.286 УК РФ, по которому осуществляется предварительное расследование.
Кто и за что преследует ханты-мансийского омоновца?Между тем, произошедший в Нижневартовске с участием ханты-мансийского ОМОНа инцидент не случаен. Спустя некоторое время после данного инцидента, в СМИ прошла информация о том, что «… в одном из СИЗО г. Грозного на протяжении трех месяцев незаконно содержится сотрудник ханты-мансийского ОМОНа, от которого в прокуратуре ЧР добиваются данных о его товарищах». История с «незаконным содержанием в грозненском СИЗО» сотрудника ханты-манскийкого ОМОНа Сергея Захарова получила свое развитие в других информсообщениях под пугающими заголовками: «Чеченские следователи охотятся на русских солдат», «Как защитить русских солдат от чеченских следователей?» и т.д., в которых упорно навязывалась мысль о том, что Захаров был похищен некими чеченскими следователями.
По версии, озвученной в СМИ, оперативная группа МВД Чечни арестовала офицера ханты-мансийского ОМОНа Сергея Захарова и этапировала его в Грозный.
«За месяц до этого из Грозного в управление МВД по ХМАО пришел запрос: как выяснилось, Захарова и его сослуживцев «подозревают» в избиении мирного жителя Грозного, которого они «обвиняли» в хранении взрывчатки. Всё бы ничего, да это дело было не вчера, а в 2000 году, в ходе проведения в Чеченской республике антитеррористической операции и установления конституционного порядка»,- пишет одно из интернет-изданий. Данный факт, как пишут в СМИ, вызвал настоящую волну возмущения как в обществе, так и в силовых структурах ХМАО. В адрес президента и премьер-министра была отправлена серия обращений с требованиями разрешить сложившуюся ситуацию и защитить офицера МВД от произвола. Авторы обращений, среди которых немало ветеранов боевых действий, сообщают о якобы нахождении в Нижневартовске группы чеченских следователей, которая занимается незаконным сбором информации сведений о сотрудниках ханты-мансийского ОМОНа, принимавших участие в антитеррористической операции в Чечне. Также сообщается, что на многих омоновцев уже собрано достаточно большое количество данных. Среди ханты-мансийских полицейских якобы распространяется мнение, что арест Захарова и сбор сведений на других его сослуживцев является не чем иным, как местью со стороны бывших боевиков, встречающих «понимание» в среде местного руководства силовых структур.
На эту самую волну возмущений и приходится инцидент с избиением в одном из кафе г.Нижневартовска сотрудниками ОМОНа выходцев из Чеченский Республики. Данный инцидент, как следует из заявления потерпевших, произошел 10 сентября. А офицер ханты-мансийского ОМОНа Захаров, по данным следственного управления СК по ЧР, был задержан 3 сентября. Так что задержание следователями из Чеченской Республики Захарова, выставленного в СМИ в роли жертвы, и последовавшее за этим избиение ОМОНовцами выходцев из Чечни с требованием покинуть Нижневартовск и «убираться к себе в Чечню» тесно взаимосвязаны.
Официальная версияКак оказалось, Захаров действительно содержался в грозненском СИЗО. Однако на вполне законном основании и вовсе не случайно. Как прокомментировали в следственном управлении СК, Cергей Захаров был задержан оперативно-следственной группой по постановлению следователя 3 сентября 2011 года. Ему было предъявлено обвинение по ч.3 п.а,в - ст.286 ( превышение должностных полномочий с применением насилия и причинения тяжких последствий) и по ч.5 ст.33-п.а.,в, ч.3 ст.111 (пособничество в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью).
Захаров, который был представлен в СМИ как невинная жертва, преследуемая «мстительными чеченцами» и их «пособниками», грозненскими следователями, проходит по делу Алаудина Садыкова, которое было возбуждено еще в июле 2000 года, и рассматривается в настоящее время в Страсбургском суде. Омоновец Захаров был задержан и доставлен в Грозный для проведения следственных мероприятий по данному делу.
11 ноября Захаров был освобожден из - под стражи с изменением меры пресечения на подписку о невыезде, как оказалось, по состоянию здоровья. Если вспомнить историю других военнослужащих, замешанных в преступлениях против мирных граждан на территории Чечни, то следует ожидать, что Захаров, как только дело дойдет до наказания, попросту скроется и будет в последующем объявлен в федеральный розыск.
Так, например, сотрудник спецназа ГРУ Ульман со своей «бригадой», расстрелявшие шестерых мирных жителей, среди которых была мать семерых детей, и прочие убийцы так же освобождались после допроса и следом объявлялись в федеральный розыск… Позже российское общество возвело их чуть ли не в национальных героев.
Развернувшаяся кампания, с использованием в том числе и СМИ, по «защите» невинной жертвы преследования «бывших боевиков», « встречающих понимание в среде местного руководства силовых структур», не что иное, как попытки оказать давление на следственные органы с целью увести от наказания сотрудников Ханты-Мансийского ОМОНа, причастных к преступлениям против мирных граждан. Неудивительно на этом фоне, что Захаров, причастный к уголовному делу, был отпущен с подпиской о невыезде «по состоянию здоровья».
Российский обыватель, конечно, разбираться во всех этих перипетиях не станет. Непосвященному читателю так просто и не понять, за что задержали офицера Захарова и какое отношение к этой истории имеют избитые омоновцами в Нижневартовске чеченцы? Кто такой Алаудин Садыков и какое отношение имеет к нему ханты-мансийский ОМОН? Зато в его сознании надолго засядет мысль о том, что «чеченские следователи охотятся на русских солдат.
Весточка из прошлогоМежду тем…Ханты-Мансийский ОМОН или, как их еще называли в Чечне «ханты-мансы», отличились особой жестокостью в ходе своих «боевых» командировок в Чеченскую Республику. Имена сотрудники этого ОМОНа фигурируют в десятках уголовных дел, возбужденных по фактам похищений и пыток.
В частности, большая часть этих преступлений в отношении граждан была совершена в 2000-2001-м годах, когда в ВОВД Октябрьского района г.Грозного работали ханты-мансийские омоновцы.
Родственники многих похищенных граждан уверены, что мирных людей задерживали именно сотрудники Октябрьского ВОВД, после чего они бесследно исчезали.
26 мая 2006 года сотрудники оперативной группы МВД России (ранее - ВОВД Октябрьского района Грозного) покинули занимаемое ими здание дома - интерната для глухих детей. Посетившие здание правозащитники, журналисты обнаружили тогда в подвалах здания камеры для содержания людей и ряд документов, в том числе и "Фотоальбом лиц, представляющих оперативный интерес КМ ОГ ВОГО и П МВД РФ по Октябрьскому району г. Грозного", начатый 26 июля 2002 года. В нем имелись фотографии 104 человек (некоторые из них были сфотографированы уже после применения пыток), в числе которых и женщины. В подвалах бывшего здания РОВД, по свидетельствам выживших узников, пытали и убивали захваченных на улицах города людей. Здание, в котором базировались «ханты и мансы», позже снесли, уничтожив тем самым кровавые следы пыток и оставленные надписи, на стенах содержавшимися здесь людьми.
Свидетельства выжившего узникаОдним из выживших в этом аду узников незаконной тюрьмы, располагавшейся в здании бывшего РОВД, является Алаудин Садыков, в прошлом - школьный учитель. На момент задержания Алаудин работал в похоронной бригаде МЧС. 5 марта 2000 года, около 10 часов утра, Алаудин выдавал воду жителям Октябрьского района Грозный, когда к нему подъехали два УАЗа с федералами. С просьбой показать им дорогу, они посадили его в одну из машин. Когда военные прибыли на нужную им улицу, Алаудин попросил выпустить его, но в ответ военные, которые оказались сотрудниками ханты-мансийского ОМОНа, сильно ударили его и надели мешок на голову. Он был доставлен во временный отдел внутренних дел Октябрьского района города Грозный. В подвале этого жуткого места Алаудина продержали почти три месяца. По его словам, здесь в отношении задержанных применялись изуверские пытки. Из соседних камер доносились стоны, крики и мольбы о помощи, среди которых были и женские голоса. Его самого заставляли жевать и глотать состриженные с собственной головы волосы, прожгли ладонь правой руки, сломали нос, ребра, выбили зубы и затем отрезали ухо. (уши во время военных действий в Чечне, как правило, резали контрактники, которые вешали их затем себе на шею в качестве ожерелья). Это были не единственные показания выживших жертв истязаний и родственников, задержанных, а затем пропавших без вести граждан.
Замести следыОбнаружение тюрьмы в здании, где ранее дислоцировались прикомандированные в Чечню российские милиционеры, вызвало тогда широкий общественный резонанс. Однако к уголовной ответственности за все эти преступления был привлечен только сотрудник ханты-мансийского ОМОНа, старший лейтенант милиции Сергей Лапин, позывной - «Кадет». Признанный виновным в пытках жителя Грозного Зелимхана Мурдалова, экс-офицер Нижневартовского РОВД Сергей Лапин был осужден на 10,5 лет лишения свободы. В федеральный розыск также объявлены бывшие командиры данного подразделения подполковник Валерий Минин и майор Александр Прилепин, под началом которых служил в Чечне Сергей Лапин, и которые проходили в качестве свидетелей по его делу. Уголовное дело против них самих было возбуждено прокуратурой Чеченской Республики в конце 2005 года. Дело Лапина дошло до суда, во многом благодаря мужеству родственников Мурдалова, адвокатов, правозащитников, журналистов и следователей военной прокуратуры, людей разных национальностей, которые не поддались давлению и угрозам, не отступили и не сдались. Участие в этом деле принимала и журналистка "Новой газеты" Анна Политковская. Известно, что она получала электронные послания с угрозами убийства, подписанные "Кадетом". Этим же делом активно занимались правозащитница Наталья Эстемирова и известный адвокат Станислав Маркелов. Все трое убиты, а убийцы их до сих пор не найдены…. Также не найден и киллер, застреливший экс-полковника Буданова. Неуклюжие попытки следственных органов связать некоторые из этих убийств с «чеченским» следом не выдерживают никакой критики и напоминают слепую охоту на ведьм. Следствие не дало однозначного ответа на основной вопрос: А кому это было выгодно ? Каков мотив преступления? И главное, кто являлся заказчиком всех этих преступлений?
Без срока давностиЗа две военные кампании на территории Чеченской Республики военнослужащими федеральных войск были совершены тысячи преступлений в отношении гражданского населения и только единицы из числа военных преступников предстали перед судом.
В большинстве случаев, уголовные дела против военнослужащих либо не рассматривались судами, либо выносились очень мягкие приговоры. Уголовные дела, возбужденные, к примеру, по фактам похищения людей, приостанавливаются с формулировкой « в связи с невозможностью установления лиц, причастных к преступлениям». Между тем, по официальным данным, похищенными и пропавшими без вести числится более 5 тысяч жителей Чеченской Республики. В республике имеются десятки мест массовых захоронений.
Каждый процесс против военнослужащих, совершивших преступление в отношении гражданского населения, вызывает в российском обществе определенный резонанс. Когда со стороны чеченских правозащитников и следственных органов предпринимаются попытки найти и призвать к ответу военнослужащих, которые занимались похищениями и убийствами мирных граждан, военные воспринимают это в штыки. Тут же вспоминают о кровной мести и отказываются выдать правосудию военных преступников. Хотя в арсенале у военных нет ни одного факта совершения чеченцами в отношении убийц мирных жителей кровной мести.
Стрелочник…К примеру, убийство экс-полковника Буданова послужило поводом к тому, чтобы на волне начавшейся истерии по поводу «охоты чеченских следователей на военнослужащих, участвовавших в боевых действиях в Чечне », Министерство обороны РФ объявило о включении личных данных военнослужащих, проходивших либо проходящих службу в «горячих точках» как на территории РФ, так и на территории иностранных государств, в перечень государственных тайн. Таким образом, если кому и было выгодно заказать бывшего полковника, то коллегам по «цеху», перед которыми реально замаячила угроза предстать перед судом и ответить за свои злодеяния.
Между тем, многие жители Чечни, отчаявшись найти справедливость в собственной стране, в массовом порядке обращаются в Европейский суд по правам человека, который практически во всех этих случаях выносит решение в их пользу.
Так, в деле о массовом убийстве мирных людей в грозненском пригороде Алды в феврале 2000 года, который «зачищал» Санкт-Петербургский и Рязанский ОМОН (в результате «зачистки» погибло более 70 человек, в том числе дети, самому маленькому из которых было всего 2 месяца), был установлен только один подозреваемый по имени Сергей Бабин. Который, так же, как и многие фигуранты предыдущих уголовных дел, находится в федеральном розыске. Ни один зачищавший Алды омоновец и не зарезан, и не сидит. Не было мести и в отношении расстрелявших колонну беженцев у станицы Горячеводская, в которой погибло около 300 мирных граждан, в основном, женщины, дети, старики. Уцелевших людей в упор расстреливали из снайперских винтовок. Самой младшей из жертв того страшного обстрела было всего две недели от роду. Останки убитых вместе со всем их скарбом военнослужащие зарыли бульдозерами. Были еще Самашки, где были зарезаны и расстреляны более ста мирных жителей, и десятки других населенных пунктов, в которых зверствовали почувствовавшие безнаказанность преступники.
Но нет фактов свершившейся кровной мести, о которой так лихорадочно твердят в СМИ. Этим жители Чеченской Республики еще раз продемонстрировали, что они чтут закон, но закон молчит и откупается выплатами компенсаций, установленных международным судом, подтверждая тем самым, что зверства имели место быть. Самое страшное, что никто не покаялся в своих преступлениях, а это грозит новыми их зверствами в любом из регионов многонациональной России.
Абубакар Асаев, обозреватель газеты «Чеченский правозащитник»
checheninfo.ru