З.М.-Т.Дзарахова
Ингуши имеют национальную культуру, базирующуюся на вековых традициях и обычаях, в том числе и на физической культуре. Физическая культура и спорт различных периодов истории показывают господствующие в обществе духовные установки, принятые нормы воспитания, морали и этики, т.е. отражают ту систему ценностей, которая тем или иным образом является руководящим принципом членов общества (Аслаханов С-А.М). В системе физического воспитания главную роль играло воспитание дисциплинированности, мужества, выносливости, трудолюбия и военного искусства.
Развитие физической культуры и спорта началось ещё в недрах первобытного общества. «На самой ранней стадии развития человеческого общества воспитание осуществлялось непосредственно в самом процессе труда». Люди охотились, строили жилье, защищались от нашествий. «Молодое поколение с раннего возраста участвовало вместе со взрослыми в отдельных видах коллективного труда... В процессе труда младшим передавался опыт старших: готовясь к более успешному выполнению трудовых действий, люди совершенствовали жизненно необходимые движения». Со временем из практической жизни и природных условий рождалось разнообразие видов спорта.
Богатейшие традиции физической культуры и спорта на Кавказе нашли отражение в Нартском эпосе. Это древнейший памятник устного народного творчества. По мнению Е.И.Крупнова, время его создания относится к началу 1 тыс. до н.э. Героические легенды о нартах придавали населению общность духа. Наивысшей похвалой человеку в ингушском обществе было сравнение его с нартом: «Эй, нарто!» (Ч.Ахриев). Нартский образ заключал в себе - кодекс чести горца и, в какой-то степени, предопределил черты национального характера, менталитет и этико-эстетические идеалы народа.
Устное народное творчество ингушей говорит о древних традициях физической культуры, силы и мужества: «Колой Кант приставлял к пещере плоский камень, который могли передвинуть только шестьдесят человек. Он же сам одной рукой ставил его»; «Колой влез на вершину горы и поставил один на другой три камня громадной величины»; «камень длиною в человеческий рост и шириною в три локтя Ханой Хинг поднял на грудь и без остановки поднялся в гору»; «Орцха Къарцхал был богатырь: руками крутил мельничное колесо и, наложив путы на коня, один поднимал его с земли». В преданиях говорится о том, что в горной Ингушетии с незапамятных времён были развиты стрельба из лука и коневодство, бег с препятствием с горы и в гору. В Салгинском ущелье «было место, где молодёжь соревновалась в силе. Там на склоне горы, торчал высокий камень. Молодёжь веселилась тем, что разбежавшись вниз по склону, перепрыгивала через этот камень. Ханой Хинг сбегал не по склону вниз, а, наоборот, взбегал наверх и перепрыгивал через этот камень» и т.д.
Интересные сведения о физическом воспитании горцев даёт этнографическая литература. О самых ранних этапах истории традиционных игр и физическом воспитании имеется скудная информация. Косвенно, но имеют отношение к данному вопросу, известия древних и средневековых авторов (Геродот, Страбон и др.), оставивших сведения о военных походах. Византийские и закавказские сообщения интересны своими сведениями о физической культуре народов Северного Кавказа. Традиции физической культуры и спорта на Кавказе имеют другие корни. Исследования говорят о том, что соревнования по различных видам спорта на Кавказе проводились издревле, во II веке состязания среди горцев проводились с награждениями (Леонтович Ф.И).
О развитии физической культуры и спорта среди ингушей пишут С.Броневский, А.Зиссерман, Ф.Леонтович и др. В начале ХХ века появились труды Л.Семёнова, Е.Крупнова, Б.Далгата, в которых имеется информация по интересующему нас вопросу. О своеобразии игр и физической культуры у народов Кавказа пишет Л.Пасынков в работе «Быт и игры кавказских народов». Значительную информацию о традиционных видах спорта содержит монография К.Тайсаева «Этнография традиционного спорта у народов Северного Кавказа», работа Ю.Семёнова «Союз мужской». О юношеских праздниках у народов Северного Кавказа пишут исследователи Ю.Ю.Карпов, Е.М.Шиллинг, Г.П.Снесарев, Л.В.Верданян, С-А.М.Аслаханов, А.Краснов, И.И.Джамбулатов и С.А.Хасиев и др..
С детских лет перед каждым мальчиком ставилась цель - вырасти сильным, мужественным, как отец, брат (старший), или как известный человек в округе. Так уже сложилось, что каждый мальчишка в свой адрес желал получить характеристику: «Къонах ва», т.е. мужчина. С этим ощущением он рос и мужал, равнялся на достойных мужчин из народа.
Физическое воспитание начиналось с люлечного возраста с закаливания детей, упражнений для рук и ног, массажей. В возрасте от 1 до 3-5 лет физическое воспитание детей ограничивалось детскими играми и забавами. Практиковалось обучение плаванию, танцам. Взрослея, дети посещали спортивные соревнования, помогали ухаживать за лошадьми, скотом. В эти же годы нередко детей учили верховой езде.
Физические упражнения усложнялись для детей постепенно.
Были известны детские логические и подвижные игры: «лечкъоргах ловзар» (игра в прятки), «тялгах ловзар» (игра в городки), «хьалхвоаларгах ловзар» (бег на перегонки), «бурчолг» (игра в качели), «ховлеш-довзалеш» (загадки), «к1оанолгаш» (анекдоты). Мальчики увлечённо играли в такие игры как: «куллах ловзар» (игра в чижик), «к1ожолгаш т1а лелар» (передвижение на ходулях), «г1олгех ловзар» (игра в альчики), «кхер кхоссар» (метание камня), «б1арех ловзар» (игра в орехи), «бургацах ловзар» (игра в самодельный мяч). В игры «т1аршингах ловзар» (игра в камешки), «тениках ловзар» (игра в куклы), «йилбаза баргал» (чертовы путы, головоломка) и другие играли девочки» (С.Мерешков). В зимнее время было катание на лыжах и салазках - «ког-соалозаш хахкар». Лыжи и салазки-полозки были найдены в горных сёлах Ингушетии – Эгикале, Алкуне и др.. Изготовлялись лыжи из прочных пород деревьев: ясеня, дуба, чинары, кизила (Аслаханов С-А.М.). Горнолыжное искусство детей описал И.Базоркин в своём романе «Из тьмы веков». К зимним забавам относилась и игра «маркъилгах ловзар» (игра в деревянный волчок на ледяном катке),
После 7-летнего возраста мальчики начинали владеть навыками обращения с ножом, кинжалом, стрельбой из лука и ружья. Они взбегали на крутые горы и быстро спускались с них. Дети бегали, метали камни, боролись, переходили горные реки по брёвнам, привыкали к перепадам температуры воздуха. 8-10 летние мальчики участвовали в соревнованиях по конским скачкам. Мальчики привыкали к большим физическим нагрузкам, и молча переносили их.
Во многих играх и состязаниях девочки ничем не уступали мальчикам, особенно, в верховой езде. По мере взросления детей усложнялись и их игры. Во время игр дети развивались не только физически, но и проявляли мыслительную активность, осваивали общественные правила поведения, формировали волевые качества характера. Физическое воспитание дополняли рассказами о героических образах, мужественных и храбрых поступках людей.
К 10-12 годам мальчика считали достаточно взрослым. Он уже нёс ответственность за свои поступки. Если до этого возраста могла прощаться слабость, то к этому возрасту плакать при трудностях, болях, считалось малодушием. Взрослые нередко провоцировали между мальчиками драки, чтобы они утверждались в силе и мужестве. Верховая езда сочеталась со стрельбой и джигитовкой. Мальчики плавали в горных реках. Важной задачей на этом пути было правильное формирование мускулатуры, роста, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. К этому возрасту помимо физических упражнений, мальчик должен был фигурой и статностью выглядеть красиво, уметь танцевать на носках.
В тяжёлых условиях жизни закалялся характер горцев. Взрослые учили подрастающих сохранять достоинство, уметь преодолевать испытания жизни, не быть малодушными, сочувствовать, быть щедрыми и добрыми, следить за внешним видом. Вся одежда должна была быть подогнана к фигуре, ремень туго затянут. Совершеннолетие для юноши наступало в 15-16 лет. К этому возрасту он мог носить оружие и, дядя по материнской линии дарил ему коня. К этому времени юноша обретал устойчивые навыки владения оружием, управления конём, различными видами спорта, что давало ему возможность принимать участие перед многочисленными зрителями из многих селений. Часто осенью, после уборки урожая, горцы проводили соревнования среди юношей, преодолев которые, они переходили в разряд старших мужчин.
Были развиты в ингушском обществе самые различные виды состязаний: метание камня в цель и обструганной палки с наконечником из железа; стрельба из лука, метание с помощью («шурдолг») праща, метание копья; фехтование на шашках, саблях мечах, кинжалах; была развита национальная борьба - «латар». О силачах, способных выигрывать даже в схватке с медведем рассказывали легенды, и появление национальной борьбы связывали с ней. Борьба пользовалась большим успехом у ингушей. Зафиксированные в публикациях заметки исследователей дают нам информацию о степени распространения этого вида спорта среди ингушей. «В 1870 году в ауле Таргим были проведены состязания по борьбе среди жителей Ассинского ущелья. Сильнейшим борцом этого ущелья оказался 47-летний пастух Мальсагов», - пишет С-А.Аслаханов. Ассинское ущелье было удачным местом для проведения схваток борцов. Ровное место с густой, зелёной травой, удобные места, как для борцов, так и для зрителей, делали эту местность Ингушетии популярной среди всех горных ущелий. Смотреть борьбу собирались люди не только из Джейрахского и Галгаевского ущелий, но и Шатоевского и др.. В схватках принимали участие от 40 пар борцов и больше.
В 1874 году были проведены состязания по борьбе среди жителей Джейрахского ущелья. Сильнейшим борцом этого ущелья оказался пастух аула Эрзи Камбулат Хамхоев… В 1876 году состоялись состязания по борьбе среди жителей селения Экажево и близлежащих от него аулов. Здесь победителем оказался житель аула Барсуки Камбулат Дзортов. В 1881 году прошли схватки борцов в Джейрахском ущелье с участием 98 представителей джейрахского, назрановского и других ингушских обществ. После схваток взрослых борцов в искусстве борьбы состязались дети и подростки. В многочисленных схватках победу одержал 15-летний Хусейн Экажев, который в финальном поединке победил 16-летнего Идига, являвшегося сыном торговца Дуды Хаджиева (Аслаханов С-А.М.).
Среди ингушей наиболее частые поединки борцов происходили в крепости «Ворх1 г1ала», что означает крепость «Семи башен», расположенной в Джейрахском ущелье, а также в центре Ассинского ущелья на Таргимской впадине, которая напоминает чашу современного стадиона огромных размеров».
А.Краснов пишет о том, что Эсмурза Куриев в 1940 году вспоминал, как его дед, а затем и отец готовили юношей к спортивным соревнованиям. Помимо борьбы, бега, владения верховой ездой и владения оружием, мальчиков учили стрелять, совершать многодневные походы.. Они могли какое-то время жить в ущелье с ними. Дети сами добывали себе питание, занимались скачками и рубкой лозы, джигитовкой и стрельбой, лазанием по деревьям и скалам, плаванием и переправой с оружием в руках через горную реку, бегом и прыжками, метанием камня и поднятием тяжестей. «Горец должен быть сильным, отважным, ловким, - считали сами горцы. – Уметь рубить не топором, а шашкой, уметь стрелять метко и скакать на коне сквозь непроходимую чащу девственных лесов и прятаться в них от врагов». Всё воспитание горцев этому и было подчинено.
Юноши с детства овладевали навыками плавания в быстрых горных реках, участвовали в состязаниях далеко за пределами своей территории.
Физическая культура и спорт были связаны с подготовкой отважных воинов, охотников, скотоводов и земледельцев. Сноровка и ловкость проявлялись, прежде всего, в труде и в быту. Охота имела в жизни горцев огромное значение. Она раскрывала все качества юношей, мужчин. Охотники нередко шли на опасного зверя и брали с собой новичков-юношей. Во время охоты приходилось ездить верхом на лошади, порой скакать во весь опор, ползать и подкрадываться незаметно для зверя, проявлять инициативу, развивать смекалку и быстроту. В процессе охоты использовали «Iад» (лук), «Iадсаькх» (специальный охотничий лук), «шурдольг» (праща). В Нестеровском и Луговом (с.Мужичи) могильниках предгорной части Ингушетии были найдены костяные, бронзовые и железные наконечники стрел, что свидетельствует о древних традициях этого искусства. В склепах горной Ингушетии археологи находили луки больших и маленьких размеров, что говорит о распространении стрельбы из лука с детства. Постепенно эти орудия стали элементами физического воспитания и спорта. Солнце, воздух, вода, естественные природные условия закаляли горцев-охотников.
«Дикие горцы с самых малых лет приучают своих мальчиков к жизни воина, к стрельбе, к долгим странствиям по горам, к верховой езде или, лучше сказать, к скаканию сломя голову», «…они бились на саблях так, что я думал, что большинство из них будет ранено, однако раненым оказался только один человек, но многие хвастали десятками ударов по их щитам» - отмечали учёные.
Толкание на дальнее расстояние камня, поднятие тяжестей были распространены среди горцев. О камне из храма Маго-Ерды, который употреблялся для испытания зрелости и совершеннолетия мальчиков-подростков во время празднеств, писали Ф.И.Горепекин, Л.Семёнов: «Чёрный камень, величиной почти в две ладони, представлял ту особенность, что на нём имелись пять ямок. Ямки эти расположены симметрично, причем одна из них больше остальных... При своем малом объёме камень значительно тяжёл. Испытуемый мальчик вкладывал свои пальцы в углубления камня и старался его поднять. Чьи пальцы вполне располагались по ямкам и заполняли их, и испытуемый мог поднять камень, то с того времени принимался в общество взрослых. Маловозрастные сделать этого никогда не могли. При гладкой шлифовке ямок сделать это было трудно». Такой камень «постоянно хранился в святилище.., откуда жрец выносил его только в дни состязаний».
А.Краснов в своём труде называет такой вид состязаний, как «лазанье» на обмазанный жиром столб. «Это состязание проводилось главным образом по национальным праздникам и предназначалось для подростков 13-16 лет. В землю вкапывали толстый столб, гладко обструганный и смазанный животным жиром. Наверху столба прикрепляли корзину, наполненную различными предметами. Наиболее догадливые мальчики набирали в карманы, а иногда и за пазуху песок и золу, обтирали ими столб и руки, добирались до корзины и забирали себе ее содержимое. Еще долго после праздника вокруг столба шумели, спорили, толкая друг друга, оспаривая первенство в лазании по столбу».
Среди ингушей «бытовали различные игры с мячами, специально изготовленными из шерсти. Размеры мячей были разные. Для игры на конях мячи были меньших размеров, для пеших игр – большие...иногда мячи достигали размеров человеческой головы… в Ассинском ущелье мячи изготовлялись из бычьего пузыря, надутого воздухом и обшитого мягкой, специально выделанной шкурой». Были разнообразные игры в мяч. Старики «рассказывали об игре в мяч на лошадях («ц1ена бургац» или «таузи»)... Это игра заключается в том, что игроки, сидя верхом на лошадях, подобием клюшки («молотком») загоняли мяч в ворота противника, в которых стоял верховой или пеший вратарь. Команда состояла из 3-4 всадников», - пишет Ю.А.Черкасов. А.И.Краснов утверждает, что эта игра была распространена среди многих народов Кавказа и подтверждает примером: «Как-то знатный ингуш … женился на карачаевской девушке из знатного рода. Во время свадьбы отец выдаваемой замуж девушки прибыл со своими приближенными в Ингушетию. Между прибывшими карачаевцами и ингушами состоялась игра в «таузи»».
В горной Ингушетии проводились соревнования по самым разным видам спорта: ходьба на подъем и спуск, с преодолением препятствий; бег на скорость, выносливость; соревнования по прыжкам: через рвы, ручьи, канавы, камни и другие препятствия. В литературе говорится о соревнованиях бегунов в гору близ аула Таргим, состоявшихся в 1911 году, победителем в которых стал К-С.Базоркин. Он получил приз, распространенный для тех лет: пудовую головку сахара с пачкой китайского чая, наборный пояс и башлык. Каждое общество и почти каждый аул имел своего чемпиона по бегу. Во второй половине XIX веха среди ингушей сильнейшими бегунами считались Джамбулатов и Базоркин. Они на протяжении нескольких лет оспаривали между собой первенство.
Особенно развит был среди ингушей конный спорт. Первоначально игры и состязания, связанные с лошадью называли «ловзар». Таких видов игр было множество: «ди хахкар» (скачки), «ди хьовзбар» (скачки с джигитовкой), «ди хувцаш ловзар» (скачки со сменой коней) и др.
Со временем слово «ловзар» стало пониматься как игра, игрище, танцы, песни, шуточные загадки, шуточное сватовство, джигитовка и удаль всадников, т.е. праздничное мероприятие. Ведущей чертой ловзар была состязательность - яхь. И всё же, апофеозом «ловзар» был танец коня. Конь гарцевал под звуки мелодии, которая так и называлась: «мелодия, под которую кружат коня».
Лучшей школой мужества и отваги являлась для молодых горцев джигитовка. Лошадей готовили к состязаниям практически всю жизнь, особенно активно за 2-3 месяца до начала скачек, иногда по методам, известным только хозяевам. Их приучали не бояться обрывов, пропастей, горных речек, плохих дорог. Во время тренировок лошади пробегали по 30-40 километров за один пробег в различных горных условиях. Всадники приучали своих скакунов бросаться стремглав с утесов и крутых берегов в реку, не разбирая высоты и глубины .Лошадей, готовя к соревнованиям, купали в холодной воде по 3-4 раза в день. Кормили чистым зерном. Некоторые наездники кормили своих лошадей жареной кукурузой и поили чаем. Кавказцы вообще любили скачки.
«Поводы для их устройства были различны: в честь рождения сына, в знак уважения к почетному гостю, в день первой запашки, и наконец, просто по решению общества. Скачки обычно превращались в большое общенародное празднество, на которое собирались люди из разных аулов». Джигиты приводили в восторг зрителей головокружительными кульбитами молниеносной быстроты. Они могли на полном скаку производить меткие выстрелы. Мастеров этого искусства можно было бы назвать акробатами. Они безукоризненно владели своим телом, выполняя различные трюки и упражнения на полном скаку: «расседлывание и оседлывание», «пролезание под животом лошади на другую сторону», «скачки с поднятием вещей, лежащих на земле», «скачки до обрыва», «конная борьба», «борьба пешего с всадником» и др. «Выкапывали яму в земле, в которой помещался баран так, чтобы спина была на уровне земли. Затем, на плетень с четырёх сторон клали камни, после чего начинались скачки. Цель этого состязания заключалась в том, чтобы наездник на полном скаку лошади вытащил барана из ямы, поймав за рога. Это было под силу не каждому. К этому виду долго и упорно готовились. Вытащить барана мог смелый, сильный, умеющий хорошо и свободно держаться на лошади наездник. Победитель получал барана. Все родственники и друзья отправлялись к победителю, и там продолжался праздник, который сопровождался обязательно танцами».
Дело было даже и не в призе, а в чести и славе победившей лошади и его хозяина. К примеру, легендарный предок фамилии Дзараховых из селения Фалхан - Точ Дзарах исправно мог выигрывать такое состязание (Сампиев И.). Часто случалось, что вытащить барана так и не могли. Тогда хозяин устраивал простые скачки или джигитовку. «В Ингушетии широко была распространена борьба на лошадях... Всадники старались стащить друг друга с лошади или же крупом своей лошади свалить с ног другую лошадь. Это борьба требовала от всадника умения в совершенстве управлять лошадью и самому прекрасно держаться на ней. В этой борьбе определяется не только сила и ловкость всадника, но и сила лошади. История возникновения этого «поединка» относится к далекому прошлому».
Лихие джигиты в народе славились. Некоторое время в горах Ингушетии (вторая половина Х1Х века) в джигитовке славился Аси Даскиев из аула Таргим. На своём вороном скакуне арабской породы он преодолевал высокие барьеры, а Хасбот Местоев из селения Барсуки искусно джигитовал на коне кабардинской породы среди посуды с едой, расставленной на земле, не касаясь ни одной тарелки. Вари Цицкиев, житель селения Длинная долина, пролезал под животом скачущей во весь опор лошади и вновь оказывался в седле. Когда он появлялся на другой стороне из-под живота лошади, подбрасывали вверх папаху, и он в таком положении, как правило, попадал в неё выстрелом из пистолета. Остался в памяти людей Точ Дзарах из селения Фалхан, о котором молва шла: «1аьржача ферта юкъе дото пела ловздаь Дзарах», что означает «Дзарах, который играл серебряным стаканом на чёрной бурке». Он мог пустить коня во весь опор, при этом не разлить воды из серебряного стакана, который ставил на плечо поверх чёрной бурки. Славился Щадыжев Хусейн, который гарцевал и лихо выполнял все упражнения на своем красавце-жеребце. На полном скаку поднимал он различные предметы с земли, стоя в полный рост в седле несущегося галопом коня, вел прицельную стрельбу, выполнял различные сложные упражнения.
В преданиях и народной памяти горцев сохранились сведения о физической силе, отваге и военном искусстве ингушских женщин, являвшихся верными помощницами мужчин в труде и в ратном деле. Женщины на полном скаку стреляли из лука и метко попадали в цель, ходили на охоту.
Были свои праздники у женщин в древности. Проходили они чаще осенью, высоко в горах. Принимали в них участие женщины всех возрастов и аулов. Уединившись, женщины выбирали «царя» из своего круга, которая определяля ход праздника. Затем, устраивали скачки, танцы. Праздник проходил весело: с хороводом, шутками, смехом, весёлым общением.
Горянки были не менее склонны к физическим упражнениям и соревнованиям, благодаря чему они могли переносить огромные физические нагрузки и работать наравне с мужчинами. «Их женщины такие же хорошие всадники, как и они, настоящие джигиты», – писали исследователи. «В 1842 г. в числе пленных близ селения Большой Яндырки с партией горцев была взята девушка, одетая в мужской костюм. Оказалось, что она уже более десяти лет участвовала в военных делах. Ее в национальном воинском платье возили на показ Николаю I», - пишет Л.Н. Семенов с ссылкой на статью Г.Е.Вейденбаумана. Образ девушки-воина в лице Зары показал в своей поэме «Измаил-Бей» М.Ю. Лермонтов. Девуши-горянки участвовали в конных скачках наравне с мужчинами. В 1907 году Я.М.Фролов записал в ингушском ауле Таргим рассказ стариков об участии женщин в скачках с мужчинами. Победительницей они назвали Тамару Мальсагову. Это было предположительно в первой четверти XIX века. Нередко ингушские женщины в молодые годы были прекрасными наездницами. И сегодня в ингушском обществе женщины пожилого возраста вспоминают о том, как они ловко управляли конём и участвовали в соревнованиях.
В ингушском обществе ловзар проводили по разным поводам: свадьба, рождение сына, приём гостей и т.д. Не было ограничений для желающих принять участие в джигитовке, танцах, красноречии. В умении петь и играть на музыкальных инструментах горцы были талантливы. Всё это тоже было пронизано состязательностью: кто - кого переговорит в остроумии, кто - кого переиграет на музыкальном инструменте или перетанцует. Показательна была высокая техника исполнения танца. Совместное участие людей в праздниках вело к прочным связям между людьми.
Наблюдая за состязаниями юношей, младшие дети учились по их примеру и, со временем, становились физически крепкими и выносливыми. Таким образом, происходила преемственность опыта физической культуры и спорта в обществе. Мальчиков и юношей воспитывали с ощущением чувства долга и ответственности за судьбу своего народа. У ингушей говорят: «Дика къонахий – мехка бIоагий» (Хорошие мужчины – опора народа). Поступки хороших мужчин становились легендой, служили примером для подражания. «Мы вара гIалгIа ва» (Как есть ингуш!), - говорили с гордостью.
Взрослые поощряли любовь юношей к физическим играм и состязаниям, формированию выносливости, храбрости и решительности. Возможно, всё это является основой тому, что из ингушей вырастали в прошлом прекрасные воины с твёрдым словом и сильным характером.
Чтобы заслужить высокую оценку в глазах общества, юноша должен был быть смелым, выносливым, сметливым, физически крепким, великодушным и добрым. Грациозностью и стройностью, лёгкостью и трудолюбием привлекала внимание девушка, занимающаяся физической культурой и спортом.
Физическому воспитанию способствовало питание горцев, отличавшееся высоким качеством. Правильное сочетание мясных и молочных продуктов, растительности и напитков оказывало благотворное влияние на организм. Сильный отпечаток на физическое воспитание оказывали географические и климатические условия. Постепенно юноши овладевали «секретами» окружающей среды, учились быстро ориентироваться в местности, чему способствовали охота, скотоводство, путешествия по горам.
Физическое воспитание на всех этапах жизни общества вызывало уважение. О спортивных достижениях земляков знали все. О покорителях высоких вершин Кавказа слагали легенды. В числе тех первопроходцев, кто покорял вершину Кавказа – Эльбрус был ингуш. Первым покорил вершину Казбека в конце ХVIII века житель селения Гвилети Цогол Газиков (Бузуртанов). В последующем его сыновья Мусса, Яни и Исаак Бузуртановы были проводниками на эту горную вершину.
Народные игры и состязания, в которых принимали участие все слои населения без ограничения, могли проводиться только в условиях свободы и демократии. Кавказские народы имели для этого широкие возможности. Тоталитарные режимы не способны поднимать спорт на такую высоту, какой он пользовался на Кавказе. Со временем на основе народных видов спортивных состязаний появился профессиональный спорт.
В недрах этнокультуры народов Кавказа кроется рациональное зерно, способное объединять народы в рамках доброго соперничества и праздничной культуры. Физическое развитие и труд находятся в постоянной взаимосвязи, и в то же время оно вплетено в духовно-нравственное воспитание молодёжи.
Из книги "Кавказские игры: Вместе из прошлого в будущее". Назрань, 2011.
checheninfo.ru