Выражение восходит к последнему в этом ряду. Дело в том, что "илли" не пелись, а говорились речитативом (олуш хилла), причем только представителями мужского пола. Женщины, напротив, пели, а не сказывали. Читать дальше...
Выражение восходит к пословице "Йича хуьлу киршах дирша", - аьлла 1уьно тоьхна ши ма1а а яьккхина" ("Если сделать становится рогатое животное безрогим",- сказал пастух, сбив два рога"). "Кирша" и "дирша" - термины обозначающие (соответственно) рогатого или безрогого барана. Читать дальше...
"Кит"- (уст) - так называли древние вайнахи кожанный бурдюк, предназначенный для хранения и транпортировки жидкости . При необходимости его можно было надуть. В таком виде его можно было использовать как подушку при длительных переходах и путешествиях или же использовать при преодолении водных препятствий вплавь. Читать дальше...
Выражение восходит к древнему чеченскому суровому обычаю, когда у человека, совершившего какой -л. позорный поступок, принесшего в общество заразную болезнь или совершившего поступок, который стал причиной неоправданных и многочисленных смертей, при захоронении отделяли голову от тела и ложили к ногам покойника. В таком виде и хоронили... Читать дальше...
Выражение восходит к одному из древнейших обрядов в судопроизводстве древних вайнахов по адату, в частности к обряду принесения очистительной присяги. Согласно правовым нормам адата, подозреваемый, чтобы доказать несостоятельность надвигаемых в его адрес обвинений, обязан был очиститься. Читать дальше...
В древности у чеченцев существовал обычай, согласно которому все, что не понравится другу или гостю (если он даже не высказал своего желания, а только дал понять о своем желании) горец, по неписаному закону гор и горскому этикету, был обязан подарить высказавшему свое восхищение или пожелание. Седло же лошади ни дарить, ни продавать не полагалось. Читать дальше...
В выражении закреплен один из древнейших обрядов скрепления дружбы, куначества, побратимства клятвой. Согласно этому обычаю двое мужчин, принадлежавших к разным родам, обществам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту. Читать дальше...
А знаете ли Вы, что с. Алпатово (основано в 1929 году), что в Наурском р-не Чечни (как и близлежащий курган - Алпатовский) названы в честь легендарного Дмитрия Алпатова - казака из станицы Наурской, который сражался в годы Кавказской войны на стороне горцев? Читать дальше...
В выражении, ставшей пословицей, закреплен обычаи, некогда существовавший у горских народов. Родники, служившие источниками питьевой воды для населения, одновременно являлись и местом встреч и свиданий влюбленных. Здесь влюбленные узнавали друг друга, сватались, до¬говаривались о совместной жизни и т.д.. Читать дальше...
Выражение восходит к древнейшим временам в истории чеченцев и ингушей, когда скот служил единицей меновой торговли и мерой состояния и достатка их владельца. Скот в те времена охотно принимали в обмен на другие продукты и товары. Так например, хорошее седло стоило три коровы, кремневое ружье - семь коров и т.д. Читать дальше...
Ешап - персонаж чечено-чингушского фольклора. Внешне безобразное, злое, кровожадное существо, которое живет в отдалении от людей, чаще всего под землей, где охраняет царство мертвых и пребывает на страже двух миров. Ешап имеет девять глаз, девять рук и ног, из его пасти торчат клыки; у него огромное тело, обросшее длинными космами. Читать дальше...
"Е1ан хьун санна вакьвелла - Высох как кастрированный лес" - такое образное определение худого человека, имеющего болезненный вид, "нет да нет" до сих пор можно услышать в современном чеченском языке. Происхождение же этого выражения восходит к одному из способов сушки строительного леса, к которому в далеком прошлом прибегали чеченцы и ингуши. Читать дальше...
Во времена СССР, большая часть новейшей истории чеченского народа оказалась под тотальным запретом. Причины такой закрытостиносили исключительно идеологический характер. Даже история мухажирства - массового переселения чеченцев в Турцию, во второй половине XIX века - была освещена крайне скудно. А что касается чеченцев, покинувших свою Родину в XX веке, то тут действовал Читать дальше...
Чеченский наиб Батуко, по отзывам некоторых современников, был «надежнейший из сподвижников Шамиля», «отважный и распорядительный» горец, у него «всегда было достаточно и храбрости, и ума, и опытности». Читать дальше...
Почему мы так говорим. Валалай, сан Дела (Валалай) - Валалай, мой Бог! (Валалай). В современном чеченском языке это выражение употребляется обычно женщинами как словесная формула, выражающая крайнее удивление, восторг или растерянность. Читать дальше...
АРМЕНИЯ. Армянский футбольный клуб отказался выходить на матч чемпионата в знак протеста
АРМЕНИЯ. Авиакомпания Armenian Airlines соединит столицы Армении и Грузии
АРМЕНИЯ. В Турции призвали Азербайджан и Армению воспользоваться историческим шансом
АРМЕНИЯ. В столкновении поезда с машиной в Армении виноват водитель – ЮКЖД
АРМЕНИЯ. Карабах частью Азербайджана признал депутат правящей партии Армении
ВОЛГОГРАД. Фанаты Сирии устроили антиамериканский митинг перед матчем в Волгограде
АСТРАХАНЬ. Депутаты Думы Астраханской области поддержали ряд изменений в налоговое законодательство